Как большевики насаждали украинизацию Малороссии

На модерации Отложенный





21 сентября 1920 года Совет Народных Комиссаров Украины ввел обязательное изучение украинского языка в школах с неукраинским языком обучения.
Особенно забавно и весьма симптоматично было то обстоятельство, что никаких учебников "ридной мовы", равно как и людей, способных их написать, в Малороссии и России не сыскалось... В итоге учебные пособия пришлось за инвалюту приобретать за границей.

Вопросом украинизации (это в голодное-то время!) озаботился и центр. Так, 31 мая 1921 года на заседании Политбюро ЦК был поставлен вопрос о срочном приобретений укрохрестоматий и укробукварей за границей. На это «важнейшее и неотложное» дело было выделено поначалу 500 тыс., позже 250 тыс., а потом и еще 250 тыс. рублей золотом.
Чтобы понять значение этих цифр, надо просто понимать соотношения. Так, на покупку 4 млн. пудов угля и 28 тыс. кубов дров в масштабе страны отпускалось 1.7 млн руб.

золотом. Другими словами, 1 млн. руб. золотом соответствовал 800 кг металла по курсу на 1921 год.
Итак, «золотые» учебники приобрели, но тут выяснилось, что для проведения скорейшей большевистской украинизации этого оказалось недостаточно. Требовалось по-быстрому организовать повсеместные курсы "української мови" и оплачивать нелегкий труд украинизаторов. Деньги на эту канитель, понятное дело, должна была выделить Москва, так сказать, в порядке интернациональной помощи.

Первое время украинизация школ проводилась, как ни удивительно, на широкую ногу, не только на произвольно нарезанной за счет исконных русских земель южных губерний Российской Империи территории УССР, но и в прочих местах компактного проживания выходцев из Малороссии (по мнению сов. властей, скоропостижно из русских вдруг ставших "украинцами"), которые поначалу с очевидным недопониманием, переходящим в изумление, и отторжением отнеслись к навязываемому обучению на совершенно чужом им «українсько-голіційському» наречии.

Илья Рябцев