Dead Inside: масштабная утечка информации из Форин-офиса и высылка 6 британских дипломатов из России

На модерации Отложенный

13сентября, 2024

XXX — Комментарии (0) — Расследования

Сегодня стало известно о высылке 6 сотрудников Форин-офиса, которые оказались сотрудниками МИ-6. Это Джессика Дейвенпорт, Грейс Элвин, Эндрю Дафт Каллум, Кетрин Макдоннал, Томас Джон Хиксон и Блейк Паттел. За самыми громкими преступлениями против России, за провокациями международного уровня, за атаками на российские города, за убийствами гражданских стоял и стоит Лондон.

Открылись миру (опять) внутренние документы Форин-офиса Великобритании, имеющие гриф «Official-Sensitive FCDO-only» (чувствительные служебные материалы, предназначенные только для ознакомления сотрудниками МИД, утечка которых нанесет ущерб безопасности»). Таким образом британские спецслужбы скрывали их не только от ближайших иностранных партнеров, но даже от сотрудников других британских министерств и ведомств.

Конфиденциальные материалы Форин-офиса показали, что формирование так называемого «Центра принятия решений» в Лондоне началось еще в 2017 году. Руками этого ЦПР разрабатывалась операция по «делу Скрипалей», — провокация с использованием химического оружия, которая позволила в формате «хайли-лайкли» объявить санкционную войну России и дипломатическую ноту о высылке из Лондона 23 сотрудников российского посольства. В том же офисе готовили план по саботированию мирных переговоров в Стамбуле и Минске, постоянно инспирировали «повышение ставок», провоцируя Запад передать Украине все более и более серьезное вооружение. Британские специалисты участвовали в планировании теракта на Керченском мосту, лишении боеспособности Черноморского флота, подготовке диверсантов и т.п.

Предпринят стратегически важный шаг: теперь все британские дипломаты рассматриваются либо как кадровые сотрудники МИ-6, либо как агентура британской разведки, и будут высылаться из России при выявлении любых признаков разведывательной деятельности.

Редакция Underside делится подробностями.

Enjoy.

После начала СВО на Украине Директорат Восточной Европы и Центральной Азии Форин-офиса (EECAD), в обязанности которого входило курирование России и СНГ, усилили и переформатировали. До реформы Департамент состоял из географических отделов, под прикрытием которых действовали сотрудники МИ-6, используя возможности Форин-офиса для ведения разведдеятельности.

Обновленная структура Директората Восточной Европы и Центральной Азии (EECAD) как подразделение «внешнеполитического» ведомства в 2022 году было преобразовано в полноценную структуру британских спецслужб, курирующую разведывательно-подрывную работу против России.

 

Хронология имеющихся материалов в отношении EECAD показывает, что реформирование Директората началось одновременно с назначением его руководителем высокопрофессионального британского разведчика Мартина Харриса, который занял должность во второй половине 2017 года, сразу же после окончания командировки в Россию, где он возглавлял московскую резидентуру МИ-6.

В это же время Советом национальной безопасности Великобритании была запущена глобальная антироссийская операция под кодовым наименованием «Программа борьбы с дезинформацией и развитию СМИ» (Counter Disinformation & Media Development Programme, CDMD).

К реализации программы, направленной на содействие смены режима внутри России, в Восточной Европе и Центральной Азии, на «изменения отношения» и «ослабления влияния российского государства», были подключены Reuters, BBC и Bellingcat.

CDMD курировала медиаорганизации в рамках операции как в России, так и за рубежом. Стояла задача посредством программ обучения российских журналистов, курируемых указанными «мэтрами», вызвать «изменение отношения участников», способствуя «позитивному влиянию» на их «восприятие Великобритании».

Только Reuters и BBC заключили многомиллионные контракты для продвижения интервенционистских целей британского государства, обещая развивать российских журналистов с помощью финансируемых FCO туров и тренингов, создавать сети влияния в России и вокруг нее и продвигать пронатовские нарративы в русскоязычных регионах.

В нескольких предложениях британскому министерству иностранных дел Reuters хвасталось глобальной сетью влияния, состоящей из 15 000 журналистов и сотрудников, в том числе 400 внутри России.

Проект CDMD осуществлялся тайно и в партнерстве с якобы независимыми, громкими онлайн-СМИ, включая Bellingcat, Meduza и основанную Pussy Riot Медиазону. Есть сведения о создании «сети ютуберов в России и Центральной Азии», которым помогали совершать и получать международные платежи, не будучи зарегистрированными в качестве внешних источников финансирования. Также в отчетах Форин-офиса описывается их способность «активировать широкий спектр контента» для поддержки антиправительственных протестов внутри России. На примере инфокампаний, запущенных на оппозиционных платформах и транслируемых одинаковых тезисов отдельными медиа-персонажами после начала СВО, частичной мобилизации, видно, что сеть была подготовлена и сработала по отмашке.

Головным куратором операции CDMD по вмешательству во внутренние дела России и ее дискредитацию был назначен как раз EECAD.

Также в 2017 году Советом национальной безопасности для координации работы по «сдерживанию России как государственной угрозы для Соединенного Королевства» было создано подразделение HMG Russia Unit.

Общее руководство его деятельностью осуществляет постоянный заместитель Министра иностранных дел Ф. Бартон, который отчитывается перед советником премьер-министра по национальной безопасности Тим Бэрроу.

Головным ведомством, на базе которого создано указанное подразделение, является Форин-офис, а внутри него — EECAD, объединяя «дипломатические, разведывательные и военные возможности» по противодействию Москве.

Межведомственная правительственная организация HMG Russia Unit выступала «фронтменом» операций «мягкого влияния» на Москву при содействии международных консалтинговых организаций.

«Правительство давно признало наличие со стороны России устойчивой и значительной угрозы для Великобритании и её союзников, включая как обычные военные возможности, так и дезинформацию, незаконные финансовые операции, операции влияния и кибератаки. Поэтому в 2017 году правительство занялось реализацией поддержанной Советом национальной безопасности (NSC) Стратегии по России и в 2017 году создало межведомственную группу по России (Russia Unit), в рамках которой для достижения максимальной результативности сведены воедино дипломатические, разведывательные и военные возможности Великобритании», — говорилось в представленном в 2020 году офисом премьер-министра Великобритании отчёте в парламент.

Группа HMG Russia Unit должна была заниматься координацией прежде всего информационно-пропагандистских усилий на российском направлении. Однако HMG Russia Unit не ограничивалась только этой работой. Задействуя международные частные консалтинговые компании (в том числе экономического и экологического направления) для продвижения своей повестки на российском направлении и в целом на постсоветском пространстве, HMG Russia Unit реализовывала масштабные проекты по демонизации образа России.

Британцы отмечают, что работа HMG Russia Unit имела первостепенное значение во время «инцидента в Солсбери».

Также есть сведения, что HMG Russia Unit управляет 72-м центром информационно-психологических операций, а также занимается информационным сопровождением нацистской группировки «Азов». Этим же британским подразделением была подготовлена черная пропаганда с постановочными химатаками в Сирии, по аналогии с которыми была сделана чудовищная провокация в украинской Буче.

Также были слиты в сеть контакты сотрудников HMG Russia Unit из Форин-офис, которые курируют ЦИПСО — все сплошь действующие разведчики Ми-6.

Таким образом, началом для усиленной работы британских департаментов и спецслужб по противодействию России стал не старт СВО на Украине, а принятие Великобританией стратегии о наличии со стороны России устойчивой и значительной угрозы для собственной безопасности.

Так что к 2022 году, к началу специальной военной операции ВС соответствующая основа для полномасштабного реформирования EECAD уже была подготовлена.

После февраля 2022 года организационная структура EECAD была существенно расширена, и в его составе вместо «команд» (Teams) были созданы Департаменты (Departments), а сам Директорат разделен на две составляющие.

В первую, возглавляемую непосредственно Директором EECAD Беном Фендером, входят Департаменты, занимающиеся проведением активных подрывных мероприятий против России и агрессивной поддержкой Украины.

Во вторую, возглавляемую «дополнительным» Директором (Additional Director)
Рупертом Эйнли, входят Департамент развития и гуманитарных программ, курирующий работу с позиций НПО по оказанию гуманитарной и государственной финансовой помощи Украине, Департамент раннего восстановления и реконструкции Украины, занимающийся мобилизаций британского частного сектора для обеспечения инвестиций в украинскую экономику, Департамент обеспечения деятельности Директората (финансы, кадры, планы и т.п.), Департамент, курирующий бывшие республики СССР из Центральной Азии, Южного Кавказа, Белоруссию и Молдавию, и Группа по чрезвычайным ситуациям, поддерживающий британские посольства в Москве и Киеве, а также другие диппредставительства, «затронутые войной» (например, временное посольство Великобритании на Украине, переброшенное в Варшаву), и обеспечивающий визиты официальных лиц на Украину.

Вместе с тем особого внимания заслуживает упомянутая выше первая составляющая работы EECAD — Департаменты и группы, отвечающие за координационные и активные подрывные мероприятия, в том числе:

Группа координации по российско-украинскому кризису. Курирует исполнение всеми подразделениями Форин-офиса шестимесячного «игрового плана» Совета национальной безопасности по украинскому конфликту. В режиме реального времени отслеживает военные действия. Обеспечивает поступление информации в Форин-офис. Проводит министерские брифинги и курирует парламентскую работу по конфликту.

Подразделение инициатив по Украине. Поддерживает специальные краткосрочные политические акции, касающиеся войны, в т.ч. подрывает российский контроль над оккупированными территориями, экспортом пшеницы, инициирует проведение международных мероприятий и т.п.

Департамент политики в отношении России. Управляет британскими отношениями с Россией. Поддерживает посольство Великобритании в Москве и курирует подходы к российскому присутствию в Великобритании.

Отслеживает внутреннюю и внешнюю политику России. Возглавляет экономическое давление, включая санкции. Ищет способы призвать Москву к ответу за нарушение прав человека и оставить возможность для изменений российской политики. Поддерживает межправительственную работу по предотвращению ущерба от российских незаконных финансов, убийств и политического вмешательства. Возглавляет вовлечение международного сообщества в поддержку британской политики по отношению к России и по противодействию российскому глобальному влиянию.

HMG Russia Unit. Межправительственное подразделение, действующее внутри EECAD и ответственное за развитие и реализацию стратегии Совета безопасности Великобритании в отношении России в области политики, разведки, военной и правоохранительной деятельности. Надзирает за реализацией операций, проводимых Форин-офисом, Министерством обороны, Министерством внутренних дел, подразделениями стратегических оценок, разведывательным персоналом британских посольств. Является местом, на которое замыкается вся секретная работа EECAD.

Группа исследований и инноваций. Помогает персоналу, работающему по особо опасным программам в Великобритании и за рубежом, разрабатывать и реализовывать их операции эффективно, безопасно и защищенно.

Восточная исследовательская группа. Аналитики-страноведы, предоставляющие быструю экспертную помощь лицам, формирующим политику. Проводит аналитические исследования, ведет банки данных EECAD, взаимодействует с экспертным сообществом.

Департамент политики в отношении Украины. Управляет британскими отношениями с Киевом. Координирует работу посольства Великобритании на Украине, взаимодействует с украинскими властями и т.п. Следует отметить, что в данный Департамент входит группа по «мирным» переговорам с Россией.

Практически все указанные в документах руководители Департаментов и групп, как и сами руководители Директората являются сотрудниками МИ-6.

В штатном расписании видим уже известную нам фигуру Кристофера Джойса. Здесь он числится заместителем руководителя Департамента по политике в отношении России.

Редакция Underside уже рассказывала о том, как роль доброго волшебника сыграл Джойс для российской оппозиции.

В свое время он являлся региональным резидентом британской разведки на Южном Кавказе, действуя под прикрытием политического советника посольства Великобритании в Тбилиси. В конце 2017 года Джойс прибыл для работы в московскую резидентуру МИ-6 под прикрытие должности 1-го секретаря политического отдела, однако уже в марте 2018 был выслан из России за шпионаж. Однако связи с российской оппозицией (например, со стипендиатами «Chevening») у него остались.

И уже в январе 2024 года Крис Джойс выделил НПО «European Leadership Network» (ELN)668 тыс. ф. ст. (более 75 млн. руб. по нынешнему курсу) на проект по изучению возможных сценариев развития будущего России. Подробнее о проекте, направленном на «скупку» и переформатирование мозгов молодых лидеров России и немолодых, но высокопоставленных деятелей, можно почитать тут.

Возглавить подразделение стратегически важной HMG Russia Unit доверили тоже офицеру спецслужбисту. Джеймс Бир в 2007-2009 гг. являлся сотрудником посольской резидентуры МИ-6 в Москве, а в 2015-2018 гг. — резидентом МИ-6 в Киеве.

Руководитель группы по разведке в области санкций Марк Даймонд совсем недавно покинул территорию нашей страны, где шпионил под прикрытием сотрудника экономического отдела посольства Великобритании в Москве.

Подразделение Threat Mitigation возглавляет Энди Прайс, создатель и руководитель CDMD. Подразделение Прайса по борьбе с дезинформацией с момента своего создания было скрыто за завесой почти полной секретности. Лишь однажды он засветился в совместной операции с известным в Великобритании журналистом Полом Мейсоном, который запустил проект «Наблюдение за доверенными лицами Путина» под руководством «экспертов по информационной войне». Это был проект-провокация, основанный на спецэффектах и призванный придать сенсационный характер зверствам России. Благодаря хакерам в сеть попали электронные письма, которые раскрыли, что «журналист» был лишь инструментом для проведения операции спецслужбы под руководством Прайса.

Исходя из описанной выше структуры и личного состава, EECAD был преобразован во внешнее подразделение британской разведки, координирующее подрывную работу всего силового блока по России с дипломатических позиций.

Редакция Underside располагает также документальными материалами о работе других подразделений британской спецслужбы, в частности о функционировании внутри Форин-офиса «Министерства пропаганды».

Благодаря полученным документам о деятельности спецслужб Великобритании, выводы о масштабности и пролонгированности эффекта операций спецдепартаментов и подразделений могут делать не только российские ведомства. Для своих читателей Underside выбрал наиболее интересные секретные файлы. Изнанка антироссийской разведдеятельности делает практически невозможным возврат даже к видимости дружественных русско-британских отношений. Высылка сотрудников посольства Великобритании — пока малая плата за годы диверсий и шпионажа внутри России.