Как Хрущёв разрушал сталинскую экономику. К чему привели основные шаги «реформатора»?

На модерации Отложенный

Стремление превзойти достижения предшествующего правителя любой ценой часто приводит к печальным последствиям. Даже устоявшаяся экономическая система, выстроенная Иосифом Сталиным, проверенная индустриализацией и мировой войной, дала трещину под натиском неистового преобразователя Н.С. Хрущева.

Сталинская экономика была многоукладной, основанной на стратегическом планировании, и это позволило СССР уже через 20 лет стать сверхдержавой. Активно применялись полезные импортные технологии, привлекались иностранные специалисты, использовался наличный и безналичный денежный оборот. Поощрялось развитие частного предпринимательства в виде артелей, кустарных производств, личных подсобных хозяйств.

Внешне намерения у Хрущева были благими – улучшение жизни простого народа. Но способы их воплощения не выдерживали никакой критики. Уже в марте 1953 года был ликвидирован Госснаб, ключевой орган, регулирующий и обеспечивающий работу по всей стране. В 3 раза укрупнили министерства и ведомства. Сбои в организации и личное решение Хрущёва привели к закрытию 20 крупных проектов, среди которых были железнодорожные и автомобильные магистрали, каналы, исполненные к тому времени на 75%. Оборудование и недостроенные объекты бросались на местах, приходили в негодность.

Во главу угла ставится освоение целины, в ущерб планомерному развитию и обустройству уже используемых земель. На старых местах прекратили высаживать защитные лесополосы, предотвращающие эрозию почвы. Первые высокие урожаи на новых землях сменились пыльными бурями, пахотой по грязи, массовым оттоком коренного населения в другие, более пригодные для жизни места. Перестало хватать средств на давно обжитые регионы - их жители тоже покидают обезлюдевшие деревни.

Далее Никита Сергеевич решил освободить жителей городов и поселков от личных подсобных хозяйств. В августе 1956 года вышло в свет 2 документа, регламентирующих новшества в данной сфере. Все владельцы скота с 1 октября 1956 года облагались прогрессивным налогом. Выбор был - хозяин должен вносить определенную сумму в госказну, либо сдавал животных государству по невысокой фиксированной цене. Передача, продажа другому частнику не освобождала бывшего владельца от налога.

При любом раскладе хозяева личного подворья оставались в убытке. Но государству не удалось увеличить поголовье скота за счет частников. К осени начался массовый забой, поскольку лишиться, например, коровы-кормилицы, забив ее на мясо, оказалось выгоднее, чем платить ежегодный налог в размере 500 рублей. Налог на лошадь был в три раза выше, а коза (овца), возраст которой превышал 1 год, обошлась бы хозяину в 40 рублей.

Если учесть, что зарплата учителя редко превышала 130 руб., а врач получал до 100 с небольшим - этот Указ был действительно убийственным для частников. Вторым документом 1956 года было постановление, запрещающее использовать деревенским жителям дешевый хлеб для прокорма домашнего скота.

Вместо того, чтобы создать стабильную систему обеспечения селян комбикормами, сеном, площадями для пастбищ, правительство Хрущева фактически уничтожало личные подворья. Продовольственная безопасность страны была поставлена под удар, и уже через три года Советский Союз столкнулся с нехваткой молока, масла, мяса.

С 1956 года Хрущёв формирует новые принципы организации зарплаты. Теперь её повышение не зависит от увеличения производительности труда или уменьшения себестоимости продукции, но проводится прямая «уравниловка» - ничем не обоснованное поднятие зарплат низкоквалифицированных работников. Постепенно снимаются требования повышения эффективности производства. Сначала скрыто, а потом явно начинают расти цены.

С 1953 года планирование производится от достигнутого, что фактически «ставит крест» на развитии структуры экономики. Начинается перекос экономики в сторону развития ВПК. Падает престиж всё менее оплачиваемого инженерного труда, а лучшие уходят в «оборонку».

Сбалансированная экономическая система, подорванная хаотичным, непродуманным управлением, давала сбой. Его ощущали на себе все советские люди, но она была настолько устойчивой, что продержалась еще больше 30 лет

Жизнь советского человека