Московский Губернский театр открыл сезон премьерой «Капитанской дочки» в постановке Сергея Безрукова

На модерации Отложенный

12 сентября Московский Губернский театр открыл сезон премьерой спектакля «Капитанская дочка» в постановке Сергея Безрукова. Художник-постановщик – Максим Обрезков, художник по костюмам – Тамара Эшба, художник по свету – Александр Сиваев, композитор – Александр Биллион.

Поддержать премьеру пришли друзья театра, известные деятели культуры, директора и худруки театров, актеры и режиссеры. Среди гостей премьеры — Алексей Герман-мл., Георгий Исаакян, Андрей Максимов, Александр Коручеков, Иван Охлобыстин, Дмитрий Дюжев, Кирилл Зайцев, Ольга Лерман, Лянка Грыу, Евдокия Германова, Сергей Филин, Вадим Верник, Лариса Вербицкая, Арина Шарапова, Роман Костомаров и Оксана Домнина и многие другие.

Работая над спектаклем, режиссер Сергей Безруков использовал не только текст повести, но и научную монографию А.С.Пушкина «История Пугачева», а также реальные документы той эпохи: выдержки из допросов и судебного слушания по делу о восстании Емельяна Пугачева, переписку императрицы Екатерины II, Голицына, Суворова, а также фольклор того времени. Инсценировку для постановки написала Анна Матисон.

«Капитанская дочка» в постановке Сергея Безрукова – это спектакль-расследование, все герои и события рассматриваются постфактум. На сцене – следственный эксперимент, в ходе которого герои возвращаются мыслями и чувствами к уже произошедшим событиям. Рассказывая о работе над спектаклем, Сергей Безруков отмечает:

«Перечитывая книгу, я с удивлением заново открыл для себя 14-ую главу — она называется «Суд». Это глава, когда Гринёв попадает под арест и приговаривается к смертной казни. В нашем спектакле мы смотрим на всю историю через призму именно этой главы — повествование превращается в драму-расследование. Герои страдают, любят, совершают ужасные или благородные поступки не здесь и сейчас — они возвращаются к этим событиям в ходе расследования, заново переосмысляя их. И в этом ключе мы видим Гринёва — не мальчика, но дворянина, офицера, готового пойти на казнь, чтобы спасти свою Машу. Этот прием позволил нам сохранить тексты Пушкина от автора, которые обычно при постановке исключаются».

Каждый герой спектакля раз за разом вынужден решать самые важные вопросы своей и чужой жизни. Выбирать между правдой и ложью, предательством и верностью. Возможно ли сохранить свое человеческое достоинство, свою честь, когда вокруг тебя полыхает мир? Вслед за автором создатели спектакля задаются вопросом фатальности судьбы и возможности покаяния и прощения.

Сценограф Максим Обрезков создает образ мира полыхающего, вздыбленного пугачевским мятежом: пандус, сколоченный из деревянных досок, над которым угрожающе нависает черное полотно – то ли земляное месиво, готовое обрушиться на всех, правых и виноватых, то ли гигантская гильотина. Здесь, как на сцене, разыгрываются минувшие события, превращая пространство то в острог, то в Белогорскую крепость, то в заснеженную площадь, то в пылающий эшафот.

Но спектакль, как и сама повесть – не столько рассказ об исторической личности Пугачева. Это трагическая, но невероятно поэтическая история любви юных Петра Гринева и Маши Мироновой, оказавшихся в эпицентре неуправляемой стихии мятежа. И оказывается, что любовь всё выдерживает и взлетает над предательством и смертью.

Роль Пугачева исполняет Дмитрий Карташов, для которого это уже не первое обращение к персонажу: 5 лет назад он сыграл Пугачева в эскизе «Капитанской дочки», поставленном Сергеем Безруковым в жанре рок-оперы. Говоря о своем герое в новой постановке, актер отметил, что само решение спектакля и роли Пугачева существенно отличается от прежнего:

«Сергей Витальевич выстраивал образ Пугачева вдумчивого, умного, переосмысливающего во время следственного эксперимента то, что он сотворил. Он поднял народ за идею, за «казачью правду».

Но, оглядываясь назад и заново всё проживая, он понимает, что все произошло не так, как задумывалось. Зачем зверствовали, убивали, сдирали кожу, зачем все это было? А без этого никак: если русский Ванька встает с печи, он начинает крушить все подряд. И в том решении, который придумал режиссер, у Пугачева есть возможность оглянуться назад, осознать все, что он натворил, и покаяться».

Петра Гринева и Машу Миронову играют Олег Савостюк и Александра Лукьянова. Олег – студент ГИТИС, но в его фильмографии более 20 кино- и телеработ (центральные роли в фильме «Снегирь», сериалах «Игры», «Один маленький ночной секрет» и др). Александра Лукьянова – студентка ВГИК (курс С.Безрукова), актриса Губернского театра.

Начиная работу над спектаклем, Сергей Безруков изначально предполагал, что главные роли будут играть студенты:

«Для меня было принципиально, чтобы Петра Гринева и Машу Миронову в спектакле играли юные артисты. Ведь Гринев поступает на службу в 16 лет, и в момент действия ему от силы восемнадцать, так же как и Маше. Олега Савостюка я недавно видел в фильме «Снегирь» — хорошая, крепкая работа. А Машу играет моя студентка, 19-летняя Саша Новикова. В ней есть чистота, почти детская непосредственность, пронзительность и беззащитность, которые мне очень важны. Мне кажется, такой капитанской дочки еще не было ни в одной постановке или экранизации».

Для Олега Савостюка и Александры Лукьяновой работа в «Капитанской дочке» стала дебютом на театральной сцене. Рассказывая о своем персонаже, Олег Савостюк отметил:

«В нем есть абсолютная несгибаемость. Несмотря на то, что он совсем молодой парень, он верен себе, своим внутренним принципам и готов умирать за них — очень редкие качества, именно о таких людях пишут книги, пересказывают легенды. Это первый мой спектакль в театре, и сразу такой масштабный, с множеством персонажей, со сложными декорациями. Мой герой весь спектакль находится на сцене — это было сложно, потому что в кино работаешь дублями, а в театре он один. И нужно суметь распределиться, не расплескать эмоции, держать в голове всю историю от начала до конца».

Саша Лукьянова признается, что очень волновалась, готовясь к роли:

«Когда начинались репетиции, я очень переживала, что не справлюсь, сделаю что-то не так, было страшно подвести своего мастера. Репетиции были очень тяжелые эмоционально: каждый день приходилось проживать судьбу Маши, которая потеряла родителей. Сергей Витальевич учит тратиться на каждой репетиции, — такова наша профессия, надо быть к этому готовым. Моя героиня очень нежная, хрупкая, но с очень сильным характером. Ради любимого она готова на все. Чтобы спасти Гринева от виселицы, она готова дойти до самой императрицы, готова заново погрузиться в этот эмоциональный ад, рассказывая о тех событиях на следствии».

Следующие премьерные показы состоятся 13 сентября, 25 октября, 20 ноября.

Автор идеи и режиссер: Сергей Безруков

Автор инсценировки: Анна Матисон

Художник-постановщик: Максим Обрезков

Художник по костюмам: Тамара Эшба

Композитор: Александр Биллион

Художник по свету: Александр Сиваев

Хореограф: Евгений Кузнецов, Анна Гилунова

Постановщик боев: Айдар Закиров

Педагоги по вокалу: Юлия Головченко, Юрий Смирнов

Роли исполняют:

Олег Савостюк (Гринев), Александра Лукьянова (Маша Миронова), Дмитрий Карташов (Пугачев), Антон Соколов (Швабрин), Сергей Вершинин (Маврин), Александр Фролов (Капитан), Григорий Фирсов (отец Гринева), Юлия Романович (Екатерина II), Николай Басканчин (Хлопуша), Алексей Веретин (Актер), Наталья Шклярук (Актриса), Валерия Минина (Елагина), Андрей Щеткин (Секретарь) Елена Цагина (попадья), Олег Курлов (Врач, Глашатай), Андрей Чанцев (Бигашев), Марина Бояринова (Фрейлина Екатерины), Казаки: Сергей Ренсевич , Сергей Кисса, студенты ВГИК (мастерская С.В.Безрукова).