Путин дал понять Boeing: Титан нам самим нужен. Никель и уран — тоже
На модерации
Отложенный
Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства предложил подумать над ограничениями экспорта некоторых металлов в недружественные страны.
— Михаил Владимирович, у меня к Вам просьба, — обратился президент к главе кабмина Мишустину, — Вы посмотрите, пожалуйста, по некоторым видам товаров, которые мы в большом количестве поставляем на мировой рынок.
Нам ограничивают поставки ряда товаров — может быть, нам тоже подумать об определённых ограничениях? Уран, титан, никель. Себе во вред только ничего не нужно делать.
О том, какие поставки Россия может ограничить не во вред себе, «Свободная Пресса» спросила у авторитетных экспертов.
Свое мнение об экспорте урана высказал директор АНО «Атоминфо-Центр» Александр Уваров:
— Мы могли бы организовать Соединенным Штатам энергетический кризис, если бы прекратили продавать им топливо для АЭС. Почему этого не сделано до сих пор? Потому что нет ответа на вопрос: чем мы займем наши, российские предприятия, если откажемся от заказов из США. А это — градообразующие предприятия Урала и Сибири. Если лишить их американских контрактов, то нужно дать взамен какую-то работу людям.
«СП»: Такое возможно?
— В перспективе — да. Но прежде, чем закончить поставки в ту или иную недружественную страну, требуется предусмотреть все необходимое, чтобы не пострадала наша отрасль, которую чудом удалось сохранить в 90-е годы, и которая относится к разряду high tech.
Производственные возможности «Росатома» — это наше достояние, терять эти предприятия или ослаблять их было бы ошибкой. Подобных технологий нет ни у американцев, ни у японцев. Они есть только у нас, китайцев и трех стран Европы, которые образуют концерн Urenco, — констатирует Александр Уваров.
Другое мнение относительно поставок ядерного топлива высказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов:
— В США ядерных реакторов больше, чем во всех странах мира вместе взятых. Там более 60 станций, каждая из которых состоит из нескольких энергоблоков.
Не удивительно, что Штаты — главный импортер ядерного топлива из России. Но обратим внимание: после начала СВО американцы увеличили закупки у «Росатома» более, чем в 2 раза. В прошлом году купили на $1,2 млрд.
Байден этой весной подписал указ — не покупать уран у России. А мы его и не добываем, и не продаём. Мы продаем топливо, а его Байден не запрещал.
«СП»: Они закупают так много — про запас, чтобы потом спокойно ввести запрет на покупку ТВЭЛ у России?
— Об этом и Путин сказал Мишустину («В некоторых странах создаются стратегические запасы, ещё кое-какие меры предпринимаются», — «СП»).
И президент отметил, что нужно подумать об определённых ограничениях, а не вводить их прямо завтра.
Но опасность, что Америка затоварит свои склады нашим топливом на годы вперед, а потом оставит российских ядерщиков без заказов — она существует. И об этом, действительно, стоит подумать. Возможно — ограничить поставки сейчас, чтобы не остаться без заказов в будущем.
В перспективе, конечно, мы начнём поставлять значительное количество топлива в Турцию и Бангладеш, Индию, Египет, на плавучие АЭС в Индонезию, вдвое увеличим поставки в Венгрию, и сможем себе позволить обойтись без американского покупателя.
Тут ещё один момент важно отметить: раньше концерн Urenco — наш главный конкурент — получал уран из Нигера даром. Сейчас Нигер поставляет уран нам. Впрочем, и для Urenco тоже не жалко — но в 10 раз дороже.
«СП»: Теперь о титане. Запад, вроде бы и так прекратил его у нас покупать.
— Запад об этом заявил, ввёл санкцию. И я даже не исключаю, что они больше не покупает у нас титан в слитках.
Но они покупают изделия из российского титана, которые производятся опять же в России. Это гораздо выгоднее для нас. И об этом даже американская Washington Post написала разоблачительную статью.
Мы же продаем для Airbus и Boeing (который на 30% состоит из нашего металла) готовые детали самолетов.
В свое время наша «Ависма» и корпорация Boeing создали в России совместное предприятие по производству металлоконструкций для самолетов. И теперь другого предприятия по изготовлению этих деталей в мире просто не существует.
Несущая балка, вокруг которой собираются фюзеляжи Airbus и Boeing последних поколений — российского производства. Это высокотехнологичное титаново-композитное изделие, замены которому не существует.
Мы можем весь западный мир без авиапрома оставить, пока они будут альтернативный завод строить.
Но здесь вновь нужно вернуться к словам Путина: не в ущерб себе, конечно, это делать.
«СП»: Из перечисленных Путиным металлов, мы не коснулись только никеля. Что с ним?
— С никелем — проще всего. Вообще-то никель нам самим нужнее будет, если мы собираемся всё-таки начать производство самолётов тысячами.
Кроме того, никель очень важен для танка — для броневой стали. Он нужен и для оружейной стали — стволов артиллерийских орудий и винтовок. В условиях СВО внутренне потребление никеля увеличилось. Мы не знаем — на сколько (это секретные данные), но — значительно.
Ну и зачем нам поставлять никель странам НАТО, если они из него делают оружие против нас же? Пусть утрутся.
Михаил Зубов
Комментарии