Я существую, следовательно, я прав ("The Christian Science Monitor", США)

На модерации Отложенный

Культура "Я" распространилась повсеместно. Основывая свое мышление и поведение почти исключительно на личном опыте, мы теряем способность к восприятию иных точек зрения. Результат? Тупиковая ситуация с повышением потолка госдолга.

Если вы когда-нибудь были в числе присяжных, то, возможно, отметили одну забавную вещь, которая происходит в ту минуту, когда закрываются двери. Все начинают говорить о себе. Люди рассказывают, что бы они сделали на месте истца или ответчика. Делятся историями из жизни. Бывает, что уходит не один час на то, чтобы вернуться к тем пунктам закона, которые судья поручил вам принять во внимание.

Участие в коллегии присяжных (недавно это было в четвертый раз) напоминает мне, почему я терпеть не могу разговорное радио. Похоже, мы, американцы, потеряли способность говорить о чем-либо кроме нашего собственного опыта. Видимо, мы не умеем обобщать без использования шаблонов и принимать во внимание факты, противоречащие нашему опыту.

На днях я слышал по радио, как один врач рассказывал об исследовании, показавшем, что физические упражнения снижают вероятность болезни Альцгеймера. Каждый слушатель, позвонивший в студию, считал своим долгом сообщить обратное: "А вот моя бабушка никогда не делала зарядку и дожила до 95 лет в абсолютно ясном уме". Мы живем в эпоху, суть которой можно передать словами "Я переживаю, значит, я прав".

Этот феномен не нов, если не считать его размаха. Исторически отличительной особенностью необразованного человека было отсутствие способности к критическому мышлению, использованию дедукции, различению личного и всеобщего. Теперь это, похоже, касается многих американцев. Эго-культура распространилась повсеместно: от местоимения "я" в названии модных устройств - iPod/iPhone/iPad - до того факта, что мемуары стали самым быстрорастущим литературным жанром.

Как мы дошли до жизни такой? Ответ прост: Интернет. Он позволил нам объединиться по интересам. Все любители кошек - здесь. Все, кто считает, что президент Обама родился не в США - там. Для многих из нас то, во что мы верим, стало важнейшим организующим элементом нашей жизни. Когда-то у всех нас был общий медийный опыт: Уолтер Кронкайт, Эд Салливэн, крупная ежедневная газета.

Теперь каждый из нас может создать личную медиасеть, подобрав RSS-каналы на свой вкус.

Но Интернет не просто дает каждому из нас возможность забиться в свой угол. Он нас оглупляет, как показывает Николас Карр (Nicholas Carr) в своей отличной книге "Обмеление: Что Интернет делает с нашим мозгом". Он утверждает, что то, как мы потребляем информацию, меняет не только наше поведение, но и наш мозг. Интернет вознаграждает мелкое мышление: один поисковый запрос дает тысячи результатов без необходимости вникать в суть предмета.

Конечно, мы можем пойти по любой ссылке и узнать больше, но не делаем этого. Исследования показывают, что в Интернете люди не читают, а просматривают тексты. Этот опыт призван вознаграждать скорость и разнообразие, а не глубину. И существуют явственные доказательства, основанные на результатах сканирования мозга, что использование Интернета ведет к физическому изменению мозга, усиливая те синапсы и зоны, которые используются для эгоцентрического мышления, и ослабляя зоны, отвечающие за критическое мышление.

А сокращая свою способность мыслить критически, мы, по сути, становимся менее образованными. Менее способными к рефлексии и осмысленному диалогу. Наш опыт, усиленный подсказками интуиции и опытом других, подтверждающим наш собственный, становится для нас единственной реальностью. Взять хотя бы поляризацию нашей политики. Яркий пример: тупиковая ситуация с повышением потолка госдолга.

Парадоксальным образом то же самое средство коммуникации, которое этой весной способствовало мобилизации людей в арабском мире, в нашей стране делает демократию более жесткой, дисфункциональной и все более поляризующейся: каждая из сторон изолирована и способна только выдавать эффектные реплики, не затрагивающие сути. В этой культуре не вознаграждаются глубокие рассуждения и критическое мышление.

Нет, наша задача - не вернуться вспять: мы не можем отключиться от Интернета. И не хотим. Но можем постараться сделать "поиск" тем, чем он был когда-то - открытием нового, а не скольжением по поверхности. Интернет дает возможность находить факты в мгновение ока. Но он не мешает докопаться до сути, если это нам действительно нужно.