Дефицит дронов с 1 сентября России не грозит.Беспокоиться об этом нужно Киеву

На модерации Отложенный


После 1 сентября дроны начнут дорожать, и их будет все меньше и меньше из-за новых экспортных ограничений Китая. Об этом заявил командир тактической группы аэроразведки ВСУ Роберт Броуди (позывной «Мадяр»). Как считает военный эксперт Владимир Евсеев, эти ограничения не сильно повлияют на обстановку на линии фронта.

Речь идет об ограничениях на вывоз из КНР целого ряда компонентов для сборки БПЛА. Боевик ВСУ отметил, что украинские дроны сегодня собираются полностью из китайских комплектующих.

«Думаю, что эти ограничения станут одной из составляющих «усадки» нас за стол переговоров. И совсем не на паритетных условиях», — заявил Мадяр.

Напомним, экспортные ограничения, о которых 31 июля объявил Минторг Китая в интересах «национальной безопасности страны», распространятся на гражданскую беспилотную авиатехнику, которая может быть приспособлена под военное назначение. Запрет коснется дронов массой от 7 кг и продолжительностью полета более получаса, а также оборудования, включая ряд двигателей для дронов, лазеры, системы связи и защиты от беспилотников. Под экспортный контроль КНР также попадет часть дронов, не предназначенных для военных целей.

Тем самым, Китай намерен показать себя как «ответственная страна», отметили в Минторге КНР. Сегодня Китай экспортирует сотни тысяч своих дронов в целый ряд стран мира, в том числе в США. По данным американцев, более половины БПЛА, продаваемых в стране, производятся китайской компанией DJI.

По мнению директора «Центра общественно-политических исследований» Владимира Евсеева, в связи с китайскими ограничениями проблем у Русской Армии возникнуть не должно.

«Когда говорят о возможном дефиците БПЛА на фронте, речь идет, как правило, об одном их типе — FPV-дронах ближнего радиуса действия. На линии соприкосновения они очень активно используются с обеих сторон — и с нашей, и с украинской. По данным СМИ, когда на Украине узнали о грядущих ограничениях Китая, там сразу же закупили огромное количество БПЛА и комплектующих к ним. Но для Киева эта мера может быть умеренно критична, потому что Запад при любых раскладах продолжит поставлять им как БПЛА, так и комплектующие своего производства. При этом никто не знает, насколько велика доля именно китайских дронов, которые используют в ВСУ», — говорит Евсеев.

По его мнению, из заявления Минторга Китая вовсе не следует, что ограничения по поставкам дронов будут введены и для России.

«Наше партнерство с Пекином становится все более тесным, и недавний визит премьера КНР Ван И в Москву был очень успешным. Формально главной темой переговоров был старт проекта газопровода «Сила Сибири-2», который пройдет из РФ в КНР через Монголию. Но тема поставок дронов наверняка обсуждалась «на полях». Я не стал бы утверждать, что китайцы точно ограничат для нас поставки дронов и необходимого оборудования. В крайнем случае, поставки просто продолжатся не напрямую.

Беспокоиться по этому поводу нужно в первую очередь Киеву», — сообщил аналитик.

Евсеев напомнил: Россия и сама успешно производит целый ряд беспилотников, а отечественный БПЛА «Ланцет» зарекомендовал себя в ходе как один из самых эффективных дронов.

«У нас также есть «Орионы», «Упыри» и еще целый ряд беспилотников. Немало собственных дронов производит и Украина. Мне кажется, вой по поводу «дефицита БПЛА» стоит в Киеве потому, что наша армия постепенно сокращает те преимущества, которые ВСУ получали от применения дронов. Например, в начале вторжения в Курскую область украинцы активно применяли FPV-дроны, особенно для контроля над ключевыми дорогами. Но наши военные оперативно нарастили количество РЭБ в этом районе, стали сами активно использовать там БПЛА, и украинцы быстро утратили свое преимущество в этом сегменте. Судя по видео с фронта, сейчас уже доходит до того, что в Курской области сразу несколько наших FPV-дронов гоняются за одним украинским броневиком типа «Казак». Поэтому я думаю, что для нас здесь проблемы не будет. А если проблемы с дронами возникнут у украинцев, то это будет прекрасная новость».

Евсеев напомнил, что при помощи дронов украинцы пытаются хотя бы отчасти компенсировать дефицит артиллерийских боеприпасов.

«Но, как ни старайся, артиллерию дронами не заменишь. Все беспилотники управляются по радиоканалу либо визуально. Но против них можно эффективно бороться при помощи систем РЭБ. А вот против неуправляемых снарядов РЭБ бесполезна, — указал эксперт. — До последнего времени при помощи дронов ВСУ удавалось серьезно сковывать действия Русской Армии. При этом на линии фронта с обеих сторон идет постоянная борьба «щита и меча» в виде РЭБ и дронов. Появляются новые виды беспилотников, под их частоты подстраивают системы РЭБ, какие-то виды дронов удается сбивать с курса или сажать, какие-то короткое время остаются неуязвимыми и т. д.»

Впрочем, у Русской Армии есть прогресс и в этой сфере.

«Ранее наши системы РЭБ использовали в основном фиксированные радиочастоты, а сейчас у нас эти частоты «плавающие». Наши военные на ходу подстраивают к каждому новому виду украинских БПЛА свои РЭБ, сбивают их или сажают на землю. Нам не надо преувеличивать роль дронов, но нужно резко увеличивать количество «окопных» систем РЭБ. Наша промышленность неуклонно наращивает количество и разнообразие выпускаемых дронов, и я надеюсь, что вскоре мы получим преимущество над украинцами в этом сегменте», — говорит Евсеев.

Также Русская Армия научилась грамотно вычислять украинские пункты управления дронами и уничтожать их.

«Публичное беспокойство по поводу возможного дефицита беспилотников на фронте только играет на руку врагу. У нас есть все возможности, чтобы избежать любой нехватки своих БПЛА и эффективно противодействовать вражеским. Потенциал нашего ВПК огромен, а политико-экономические связи с Китаем крепки как никогда. Поэтому я не вижу причин для возникновения у нас проблем с 1 сентября», — заключил политолог.