Здравствуй, страна героев!

На модерации Отложенный

Этой своей статьёй я решил поддержать важнейшую тему, поднятую в публицистических заметках Виктора Кожемяко «На гнилом болоте антисоветчины» («Правда» от 16—19 февраля с.г.). Потрясающе много вреда нанесла нашему обществу эта самая антисоветчина и, как ни горько, продолжает наносить до сих пор. Самое скверное — это искажение, извращение образа советской эпохи и её содержания.

Мы пели о нашей Советской Родине: «Здравствуй, страна героев, / Страна мечтателей, страна учёных». А новым поколениям стали внушать, что и никаких героев в советское время якобы не было. Вот поэтому и пишу я сегодня о великом советском героизме. Ведь без опоры на него нам трудно будет создать достойное завтра для нашей страны.

  Почему в одних странах во время серьёзных испытаний — войны, например — нарастают негативные явления, пораженческие настроения охватывают всё более широкие слои общества, массовыми становятся измена и предательство? Так было во Франции летом 1940 года, когда немецко-фашистские войска начали своё наступление, без боя взяли Париж и разгромили буржуазную Францию.

В других же странах, наоборот, и во время поражений, и во время военных успехов растёт стремление победить, то есть массовым становится не предательство, а героизм. Именно так было в Советском Союзе в 1941—1945 годах.

Франция потерпела поражение из-за антисоветского курса правительства, реакционной внутренней политики правящих классов, их нежелания опереться на народные массы в борьбе с нацистами, серьёзных просчётов в строительстве вооружённых сил.

Да, немало французских солдат и офицеров стойко сражались с врагом. Но лишь отдельные представители буржуазии и высшего офицерства выступили против капитулянтской политики правительства.

Советский Союз победил в Великой Отечественной войне, и главной основой нашей Победы стал социалистический общественный строй. Именно в условиях социализма сложилось морально-политическое единство общества. Социальная однородность, отсутствие эксплуататорских классов сплотили советский народ в годы тяжелейших испытаний.

В этих условиях, как подчёркивает историк Л.И. Ольштынский, гитлеровцам не удалось создать «пятую колонну» в правительстве и в обществе, а коллаборационизм на оккупированной территории, инициируемый белой эмиграцией, не получил массового развития. Удел же предателей — гнев и презрение народа.

Так было в советском социалистическом обществе.

«Социализм порождает массовый героизм во всех сферах общественной жизни и всех видах человеческой деятельности. Принято выделять трудовой, боевой героизм и т.д. Социалистическое общество оказывает уважение героям, окружает их почётом, увековечивает память о них, воспитывает на примере их жизни подрастающее поколение («Коммунистическое воспитание», словарь, 1984 год).

Советская эпоха — великая, героическая, и неудивительно, что важнейшей частью воспитания было воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа.

Но всё начало меняться вскоре после выпуска процитированного мною словаря. Началась «перестройка» — первый этап буржуазной реставрации. Менялось и отношение к проявлениям героизма. Ведь буржуазное общество исключает из повседневной жизни людей героическое, поскольку при капитализме господствует дух практического расчёта и обывательского благоразумия. Вот этот дух и насаждался усиленно в позднем СССР, а затем в ранней Российской Федерации.

Следует учитывать также яростную дискредитацию всего советского, которую развернули средства массовой информации, переданные в руки буржуазных перерожденцев. Очернить теперь стремились и героическое начало в советской жизни, и память о самих героях.

Особенно это отразилось в отношении к воинскому героизму. Он новоявленной буржуазии и её западным хозяевам в «новой России» был не нужен. Считалось, что у «демократической» России врагов больше нет и она скоро войдёт в клуб «цивилизованных» государств, а соответственно исключалась возможность большой войны. Локальные же конфликты должны решаться ограниченными контингентами вооружённых сил. Массовая армия, следовательно, не нужна, как и всеобщая воинская обязанность. Обществу навязывалась идея контрактной, то есть наёмной, армии. Таким образом, не воинский героизм, а работа военных профессионалов за деньги должна обеспечить целостность страны. Насаждался пацифизм, то есть взгляд на всякую войну как на зло, которого следует избежать любой ценой. Эти круги добивались ликвидации военного обучения в школах и даже громко осуждали игрушки военного содержания.

Объектом нападок стал и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Не великий триумф советского общественного строя, советского военного искусства, а трагедия народа, якобы ставшего жертвой двух тоталитарных режимов, — такой взгляд хотели навязать тогда. Даже 9 Мая из праздника Великой Победы настойчиво предлагали сделать день траура и покаяния.

Только ничего у них не получилось. Или почти ничего: ведь военное обучение в школах всё-таки тогда отменили.

Народ наш, несмотря на массированную промывку мозгов, не отказался от патриотического, оборонного сознания. И подавляющее большинство народа нашего по-прежнему считает Великую Отечественную войну подвигом, совершённым для спасения человечества. И 9 Мая, День Победы, абсолютное большинство наших людей по-прежнему считают великим праздником. И родители продолжают покупать детям игрушечные пистолеты и автоматы, танки и боевые самолёты.

Поняв это, власть и её идеологическая обслуга сменили тактику.

Вспомним, как отмечали в 1995 году 50-летие Победы в Великой Отечественной войне — первый юбилей Победы 1945 года в постсоветской, уже буржуазной России.

8 мая состоялось торжественное собрание в Кремле, в Кремлёвском Дворце съездов. На сцену выносят Знамя Победы, Ельцин зачитывает доклад на 30 минут.

9 мая. В 10 часов парад ветеранов Великой Отечественной войны. На Мавзолее, задрапированном гирляндами из хвои, чтобы закрыть имя В.И. Ленина, выстроились Ельцин, Черномырдин, Шумейко, Рыбкин, Лужков и Грачёв. На нижних ступенях Мавзолея гости, руководители ряда стран СНГ — Алиев, Шеварднадзе, Снегур, Назарбаев и ряд других.

Внизу у Мавзолея — Клинтон, Мейджор, Цзян Цзэминь и другие.

В 12 часов — военный парад у Поклонной горы. Гости на нём не присутствовали.

Вот так отметили 50-летие Победы! И всё же либералы критиковали Ельцина тогда, что он столь широко и торжественно отметил юбилей, а не сделал этот день днём траура и покаяния. Но подчеркнём: даже он не решился плюнуть в душу народа, дойдя, как говорится, до самой последней крайности.

Майские торжества 1995 года задали тон как последующим мероприятиям 9 Мая, так и официальному отношению к Великой Отечественной войне.

Победа в той войне — выдающееся событие российской истории. С каждым годом оно отмечалось шире и торжественнее. Фактически День Победы 9 мая, а не День России или День народного единства, стал главным праздником страны. Солдаты-победители, все участники войны — партизаны, подпольщики, а также труженики тыла — все они герои, достойные памяти, почёта и уважения. А те, кто перешёл на сторону фашистов, — предатели.

Что ж, можно бы приветствовать такую позицию, если бы она не сочеталась с замалчиванием и дискредитацией всего советского. В народное сознание внедрялась мысль, что мы победили не благодаря, а вопреки советскому общественному и государственному строю. Дескать, победил народ, но — вопреки политике правящей Коммунистической партии и первого в мире Советского социалистического государства. Победила армия, но — вопреки Верховному Главнокомандующему. Дошло до того, что утверждали: войну выиграли «штрафники». Тут уж получается какой-то не советский, а антисоветский героизм.

Прибегали и к тактике простого замалчивания всего советского. Только от стыдливого заворачивания Ленинского Мавзолея гирляндой перешли к более радикальному методу: отгородили от Красной площади фанерой.

Ну а сейчас? Изменилось ли что в отношении власти к Великой Отечественной войне и героизму советской эпохи?

Если судить по тому, что и как было

9 Мая 2023 и 2024 годов, уже в условиях проведения СВО и резко усилившегося противостояния с Западом, изменилось не много. Позорная фанерная стена в день великого нашего праздника по-прежнему загораживает Мавзолей В.И. Ленина! И это говорит о том, что власть — по-прежнему антикоммунистическая и антисоветская.

Конечно, в изменившейся международной обстановке изменилось и отношение к нашим западным «партнёрам». Тогда, в 1990-е годы, оно было, я бы сказал, подобострастным. Изменилось и отношение власти к либерально-пацифистским взглядам в обществе — и к людям, и к организациям, такие взгляды проповедующим. В условиях войны «малой» и, возможно, в преддверии войны большой (а может, и мировой) такие взгляды для страны, для общества могут быть смертельно опасными. Хотя бы из чувства самосохранения власть должна укреплять патриотическое сознание граждан. И воспитывать граждан, в первую очередь участников СВО, на примерах героев.

Но кто для нынешней власти герои? И из политики нашего государства, и из высказываний его руководителей видно, что им гораздо ближе Россия дореволюционная, а не Советский Союз. Ведь В.В. Путин цитирует Столыпина или Ильина, а не Ленина и Сталина.

Но дореволюционная Россия проиграла три большие войны — Крымскую, Японскую и Первую мировую.

Антисоветчики говорят: в Великую Отечественную мы победили только благодаря патриотизму и выносливости русского народа. Но патриотизм и выносливость были и в 1904—1905 годах (война с Японией), и в 1914—1918 годах (империалистическая война), а победы не было. И герои были тогда — вспомним роман Александра Степанова «Порт-Артур», но войну мы проиграли.

Да, теперь и официозно с уважением отзываются о героях Великой Отечественной войны. Только не говорят, ради чего они совершали подвиги. «За нашу Советскую Родину!» — этот лозунг был на знамёнах, с которыми шли в бой. За нашу Советскую Родину погибла Зоя Космодемьянская, а не «за брата Шурку, за трамвайчик, за булочку», как пытается убедить фильм «Зоя», снятый в 2021 году. И эту Родину советские люди воспринимали как самую лучшую, самую справедливую в мире страну! Верно воспринимали. Годы спустя это стало ещё очевиднее.

Теперь и мы, представители новых поколений, ещё глубже поняли, что получили советские люди с построением социализма и что потеряли с его разрушением.

Понимают это и многие участники СВО. Не случайно там так популярна советская символика. Не случайно в освобождённой зоне восстанавливают свергнутые укрофашистами памятники Ленину.

Ну а теперь подытожу мой ответ на вопрос о значении советского героизма.

Советский героизм нам нужен для того, чтобы победить. Буржуазный патриотизм ущербен. Это показывают не только последние войны, которые вела дореволюционная Россия, уже став на путь буржуазного развития, но и поражение Франции в 1940 году от фашистской Германии.

История показала, что фашизму эффективно может противостоять только коммунизм.

Фашизм ведь создал эффективную систему манипулирования массами. Свою бесчеловечную систему воспитания на примере своих «героев».

История показала, что гитлеровского «сверхчеловека» и японского самурая на поле боя может победить только советский солдат, воспитанный Коммунистической партией и социалистическим государством.

Мы видим, что и у укрофашистов тоже есть своя эффективная система воспитания. Украинская армия не дрогнула, не побежала.

Вот почему, обобщая, героизм советской эпохи нам жизненно необходим! Получилось победить в 1945 году. И если власть откажется от антисоветской мерзости, начнёт воспитывать народ на примерах и опыте советского времени, то получится победить и сейчас.

А если не откажется и будет продолжать тупо или изощрённо поносить всё советское, коммунистическое?

Одно из главных противоречий нашего общества состоит в том, что народ наш в целом остался советским, а вот так называемая элита стала антисоветской. И выхода из этого противоречия два: или сменить народ, или сменить «элиту». История показала, что сменить или переделать наш удивительно жизнестойкий народ невозможно. А вот сменить лжеэлиту, как показала та же история, можно, а иногда — для спасения народа и страны — необходимо!

Алексей ПАРФЁНОВ, 
рабочий, член ЦК КПРФ. 
г. Дмитров, Московская область.