Лендлиз - ложь недругов и шокирующая реальность

На модерации Отложенный

В западной прессе до сих пор живет легенда, согласно которой англичане и американцы выполняли, дескать, свои обязательства быстро и полностью.

Действительность была весьма далека от подобного рода уверений западной пропаганды. 

Вооружение и другие материалы, торжественно обещанные западными союзниками, не поступали вовремя в Советский Союз, а если и поступали, то в значительно урезанных количествах. 

По своему качеству это оружие не отвечало требованиям, предъявлявшимся фронтом.  

Нередко это было оружие устаревших образцов или имело серьезные конструктивные дефекты. 

Англия, например, длительное время направляла в СССР отжившие свой век самолеты «харрикейн», уклоняясь от поставок новейших английских истребителей «спитфайер». 

В ряде случаев не лучшим было и американское вооружение, поступавшее в Советский Союз.  

Проблема качества оружия не раз становилась предметом переписки между руководителями трех держав. 

22 августа 1942 г. И. В. Сталин обратился к Рузвельту с такими словами:  

«…Я хотел бы подчеркнуть нашу особую заинтересованность в данное время в получении из США самолетов и других видов вооружения, а также грузовиков в возможно большем количестве. 

Вместе с тем я надеюсь, что будут приняты все меры для обеспечения быстрейшей доставки грузов в Советский Союз, особенно северным морским путем».  

Поскольку западные союзники, задерживая поставки, обычно ссылались на недостаток судов, Советское правительство выражало готовность временно пойти на уменьшение снабжения некоторыми видами вооружений при условии, что будет бесперебойно поставляться то, что особенно необходимо.

В тяжелый для Советского Союза период войны, когда летом и осенью 1942 года гитлеровские полчища рвались к Волге и Кавказу, американское и английское правительства полностью прекратили отправку конвоев северным маршрутом. 

16 июля английский генерал Бэрнс, ведавший вопросами поставок в СССР, заявил советскому представителю, что «правительства США и Англии приняли решение прекратить направление судов с грузами для СССР в северные порты». 

Между тем через эти порты должно было направляться 3/4 всех поставок.

В июле и августе 1942 года Англия не поставила Советскому Союзу ни одного самолета.  

Одновременно английское правительство резко сократило военные перевозки для СССР по Трансиранской железной дороге. 

При этом оно ссылалось на заторы, хотя в прошлом неоднократно обещало увеличить пропускную способность железнодорожных путей в Центральном и Южном Иране. 

На 15 августа 1942 г. в портах Персидского залива скопилось 34 977 т неотправленных военных грузов. 

 Правительства США и Англии еще в начале марта 1942 года знали о масштабах предстоящих боев на советско-германском фронте. Они признавали, что именно на Восточном фронте решается исход войны. 

Так, в послании Рузвельту от 7 марта 1942 г. Черчилль писал: «Все предвещает возобновление весной в громадных масштабах германского вторжения в Россию». 

Причем британский премьер тут же добавил:  «Мы очень мало можем сделать, чтобы помочь этой единственной стране, ожесточенно сражающейся с германскими армиями».  

Сокращение в летние месяцы до минимума поставок северным маршрутом Лондон и Вашингтон объясняли тем, что в период, когда за Полярным кругом светло, потери транспортов значительно возрастают. 

В этом, конечно, была доля истины. Но многое зависело и от действий англо-американского командования, от его готовности преодолевать возникшие в тот период трудности.