О рисках, Сколково и финансовых пирамидах

На модерации Отложенный


На днях СМИ активно вспоминали культовую пирамиду 90-х – МММ. 30 лет назад эта пирамида была «построена» и нехитрым способом обнулила накопления миллионов россиян. В те годы все было у нас в диковинку – граждане чувствовали себя еще живущими в СССР, к коммерческой рекламе на ЦТ еще не привыкли – мер защиты явно не хватало.


В канун 30-летия этой истории в России принят очередной закон, ограничивающий возможности создателей новых пирамид. Поможет ли закон? Переломит ли ситуацию – число пирамид до сих пор на рынке растет и они не исчезают? Охладит ли пыл новых «строителей»? Во что и как трансформировались пирамиды в век цифровизации и искусственного интеллекта?

Леня Голубков, Чубайс и другие

Так уж вышло, что в девяностые годы я работал начальником отдела ценных бумаг ГУМа и занимался его приватизацией – того самого ГУМ, который стоит на Красной площади и который в те годы имел еще 17 филиалов в Москве – «Власта», «Балатон», «Кабул», «Прага» и другие – москвичи про них помнят. Я тщательно готовил проспект эмиссии акций вновь испеченного ОАО «Торговый дом ГУМ», часто ходил в министерство финансов на Ильинку, там устранял замечания Беллы Златкис (она известна всем нашим финансистам, а до 2022 года еще и работала как зампред в Сбере), утверждал проспект эмиссии акций у тогдашнего замминистра Сергея Горбачёва (не путать с Михаилом Сергеевичем – это просто однофамилец!), печатал акции ГУМа на Гознаке и т.д. Все происходящее двигалось непросто, а все процессы были под контролем настоящих профи.

Но что я видел вокруг?

Тут же рядом, прямо за «Детским миром» активно шли продажи «билетов МММ» – так Мавроди их назвал – и эти билеты продавались в неограниченном количестве. Было ясно, что никаким проспектом эмиссии и не пахло. Более того, по первому каналу государственного ТВ, прямо в прайм-тайм шла массированная реклама по обману граждан, и обаятельный Лёня Голубков – известный сегодня многим по мемам персонаж – каждый вечер демонстрировал рост курсовой стоимости билетов – рост с ужасающей скоростью. Откуда возникали такие темпы – не пояснялось. Все это действовало на психику граждан, просто зомбировало их. Купившие могли в любой момент и продать билеты, их принимали тут же в пунктах, хотя никаких реестров акций не было, но это явно была имитация вторичного рынка. На самом деле желающих продать было мало: фантастический рост курсовой стоимости привлекал, в пункты Мавроди приходили всё новые и новые оболваненные сограждане, которые отдавали последние сбережения в надежде разбогатеть. Конечно кто-то «заработал» – те, кто попали в «основание» пирамиды. Но большая часть потеряла свои вложения. Они были попросту ограблены.

Пирамидостроители сегодня

Пирамид до сих пор много, а основная идея всё та же: постоянно необходим приток свежих участников, подпитывающих пирамиду – этим покрывая текущие расходы на рекламу и давая выплаты тем, кто решился соскочить и «окешиться», забрать нал.

Банк России по итогам 2023 года выявил 2 944 финансовые пирамиды, и это, конечно, далеко не все проекты, но и это число в полтора раза больше, чем выявлено в 2022 (регулятор обнародовал свои данные в феврале 2024 года). Однако если заглянуть на специализированный сайт «Стоп.Пирамида» – для чего этот сайт создан, ясно из его названия, – то на нем эксперты оценивают количество пирамид примерно в 10 тыс. штук. Я же уверен, что на самом деле пирамид еще больше – просто потому, что регулятор например, не учитывает те, которые находятся за пределами России. «За бугром» сегодня много злоумышленников открывают «филиалы» с тем, чтобы до них было труднее дотянуться тем же фискальным или правоохранительным органам. Они остаются «без присмотра», но с гражданами Российской Федерации по-прежнему «работают» и весь их контент на сайтах – именно на русском языке. Что-то я не видел, что эти сайты блокируют или «замедляют» их работу на Россию. И объяснение этому имеется: они же не у нас, не в нашей юрисдикции, значит до них не дотянуться. Если задаться целью, то «дотянуться» можно до любого, читатели со мной согласятся.

Очень «богатые птички»

Конечно, пирамидостроители знают, что они вне закона, что за ними охотятся, поэтому они шифруются, мимикрирует – а сегодня чаще всего прячутся под видом онлайн-игр. На этом месте я могу остановить рассказ – дальше многие молодые читатели Finversia лучше меня расскажут про тысячи пирамид, замаскированных под онлайн-игры – это игра типа богатых птичек (Rich Birds), в которой участники выращивают курочек из яичек, яички и курочек еще и продают, этим зарабатывая себе реальные деньги – но опять-таки, обязательно привлекая всё новых и новых зрителей и участников. Самый крутой и уже мировой шедевр в этом направлении – это игра Hamster Combat. В ней есть симпатичный хомячок, созданный анонимными авторами, по которому нужно кликать («тапать») почаще, попутно отгадывать различные ребусы, но, опять-таки, не забывая привлекать новых и новых участников в «клуб любителей симпатичного хомячка».

Пока участники этой игры ничего не получают взамен – идёт раскрутка, проект на фазе хайпа.

Всем активным участникам обещают разбогатеть, кто больше «натапает» и наберёт больше очков (и конечно при этом притащит новых членов) – тот получит выигрыш в токенах новейшей криптовалюты, которой тоже пока нет, но скоро появится.

Одно время я говорил в шутку своим знакомым, что игру про хомячка придумали продавцы электромассажёров с пульсирующий насадкой (спортсмены про них знают).

На маркетплейсах уже наглядно демонстрируют, как этими массажёрами пользоваться: прислонив насадку к экрану смартфона, можно «тапать» по хомячку в 100 раз быстрее, чем пальцем. Однако, я уверен, что надо искать создателей игры повыше – потому что вся эта поделка вертится в «Телеграмме», и вряд ли владельцы этого «дружественного» и любимого многими чиновниками мессенджера взялись продвигать пирамиду совсем бесплатно, думаю, и новая крипта будет от них. Сам трафик посетителей и все эти «кликанья» используются уже сегодня, тоже уверен.

Конечно, всё это весело рассказывать, но статистика показывает, что до сих пор граждане ожидаемо страдают от любых финансовых пирамид, а счёт потерь для некоторых идёт на десятки и сотни тысяч долларов. ЦБ утверждает, что средняя сумма потерь где-то около $1 тыс. долларов на человека илиоколо 90-100 тыс. рублей.

Каждую пирамиду – в стоп-лист ЦБ!

Центробанк следит за рынком финансовых услуг, борется с пирамидами и уже года три ведёт специальных список «поставщиков» подозрительных услуг. Конкретную организацию легко проверить на сайте ЦБ, чтобы убедиться, имеет ли она соответствующую лицензию на те или иные услуги. Конечно, опять таки, проверить можно тех, кто работает на территории Российской Федерации – те же, кто за рубежом остаются без присмотра ЦБ. Но есть и стоп-лист от ЦБ – список компаний, с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. И если компания попала в этот список – связываться с ней конечно не нужно.

Что же конкретно касается сути нового закона, то он усиливает контроль за создателями пирамид из числа потребительских кооперативов. Кооперативам теперь запрещено принимать деньги от граждан, которые не являются их пайщиками: если кооператив, например, ГСК, собирая деньги на гараж раньше мог собирать средства не только от своих пайщиков, но и «сочувствующих» граждан, попутно запуская пирамиду и предлагая скажем, продажу машиномест в будущем, то теперь по закону – деньги у них только на профильные траты – на строительство, ворота, смотровые ямы и только – от пайщиков. Упомяну, что в законе есть исключения – запреты не касаются инвестиций специального рода проектов по исламскому банкингу – они у нас идут в Башкирии, Дагестане, Татарстане, Чечне.

Полезные советы всем

Как в современных условиях правильно делать инвестиции, чтобы не потерять средства и не попасть в сети финансовой пирамиды?

Конечно, самый общий ответ – всегда стараться правильно оценивать риски и доходность будущих инвестиций. Если доходность велика, то она обычно пропорциональна и рискам – рискам все потерять. Для большинства граждан привычный способ инвестиций – это банковский вклад или же покупка твёрдой валюты. Доходность невелика, зато это безопасный (консервативный) способ вложения. С другой стороны, с величиной нынешней ключевой ставки даже банковский вклад даёт 20% годовых – а это очень большой доход по мировым меркам. Популярны всегда инвестиции в акции, облигации и, конечно, недвижимость – «бетонные метры», как и золото, редко превращаются в ноль.

Существуют сегодня и венчурные инвестиции – самые прибыльные и самые рискованные. Напомним, венчур – это финансовая инвестиция в новые зарождающиеся проекты (стартапы) с большим потенциалом для роста – потенциал роста обычно обещают сами закопёрщики стартапов, они же и предлагают инновационные продукты или услуги, которые раньше вообще не существовали на рынке. При этом «гарантируют» (чаще на словах) что займут своим продуктом огромную доля рынка, станут «единорогом» ну и так далее.

Можно верить или не верить, а можно и вносить свои кровные в такие компании в обмен на долю в предприятии или хотя бы часть прибыли в будущем. Опасаться здесь нужно всего – и даже венчурных проектов из нашего Сколково, в котором государство отчасти уже взяло на себя несвойственные функции покрывать риски провала и через различные фонды финансирует инновационные проекты. Государство рискует и порой проигрывает, надеяться на его авторитет не стоит. Государству в Сколково особенно и не нужны яркие хайповые проекты, проекты мелкие, с быстрой отдачей, что здесь важно – вне контекста общего целеполагания развития страны. Постепенно порядок наводят – берут проекты не у всех, а обладающих «инновационным приоритетом» (в списке ожидаемо попали ИТ, биомед, энерготех, промтех). Как эти инновационные проекты связаны в общем контексте развития страны, будут ли интегрированы между собой инновации, и даже – не украдут ли их успешные проекты перекупщики из зарубежных фондов – такой риск есть – не сообщается. Поэтому оценивая тему инвестиционных венчурных проектов с поддержкой государства – конечно, ярко, конечно, привлекательно для молодежи, что архиважно, но я бы заниматься все равно не стал. У нас есть много конкретных, внятных и готовых задач, которые срочно надо и можно решать без особых рисков и при том же государственном финансировании. Венчур не для чиновников и даже рядовым читателям Finversia рисковать здесь не рекомендую – в венчуре нужны суперпрофессионалы. Риски велики, кто-то конечно, выигрывает, но большинство 90% всё равно проиграет. Настаивать на своей позиции тем не менее не буду, обижать многочисленных «резидентов» и энтузиастов Сколково тоже не буду.

Всем нам удачных инвестиций!

Тимур Аитов,
председатель комиссии по финансовой безопасности Совета ТПП РФ