6 главных фильмов фестиваля «Окно в Европу-2024»

На модерации Отложенный Фото: kinopoisk.ru Дмитрий Евстратов

В Выборге подвел итоги 32-ой фестиваль российского кино «Окно в Европу». О главных премьерах смотра рассказывает кинообозреватель Time Out Вера Аленушкина.

«Обе две»

Режиссер: Владимир Котт   

В ролях: Кристина Асмус, Таисья Калинина, Валентина Мазунина, Кирилл Кяро

Фото: kinopoisk.ru Дмитрий Евстратов

Четырнадцатилетняя Глаша внезапно оказалась никому не нужной. Год назад ее родители погибли в аварии, а теперь из жизни ушла и бабушка. На горизонте замаячил детский дом, но, к счастью — или к несчастью! — одна из теток решила забрать девочку к себе. Правда, живет она в деревенской глуши и ангельским характером не отличается. Но Глашу никто не спрашивает — другая тетка посадила ее в машину и повезла через всю страну к новому дому. Дорога оказалась судьбоносной для обеих. Проведя вместе несколько дней, они поняли, что живут совсем не так, как хотят. 

После успеха франшизы «Непослушник» режиссер Владимир Котт стал одним из самых востребованных комедиографов отечественного кино. Только в этом году, с разницей в несколько месяцев, он представил 4 проекта: третью часть «Непослушника», альманах «Мужчина и женщина», «Культурную комедию» и «Обе две». Последний фильм — обаятельное роуд-муви, в котором молодая женщина и девочка-подросток пытаются выкарабкаться из череды проблем,  принимая непростые решения. Получилось смешно, местами наивно, увлекательно и актуально. 

На фестивале Владимир Котт был председателем жюри игрового конкурса, поэтому «Обе две» показали в одной из параллельных программ — в битве за призы фильм не участвовал. 

«Правила Филиппа»

Режиссер: Роман Косов  

В ролях: Григорий Данишевский, Полина Кутепова, Константин Юшкевич

Награды на фестивале: III место в конкурсной программе «Выборгский счет» (определяется зрительским голосованием) 

Фото: kino-teatr.ru Дмитрий Евстратов

Филиппу 25 лет, и он — «солнечный человек». Считается, что такие люди не могут жить самостоятельно. Но Филиппу наплевать: все, что ему нужно — стать бариста и дарить прохожим капельку счастья в виде стакана кофе. Как ни странно, знакомство с молодой эмигранткой из Таджикистана помогает его мечте стать реальностью. 

Несмотря на сложную проблему, которая часто стыдливо не поднимается в больших проектах (одно из последних исключений — сериал «Она такая классная»), у дебютанта Романа Косова получилось теплое и по-настоящему зрительское кино. Много сделал для этого и актер Григорий Данишевский. Несмотря на синдром Дауна, это не первая его работа, и он — живое доказательство того, что «солнечные люди» способны на многое.

«Ласточка»  

Режиссер: Малика Мухамеджан  

В ролях: Зухара Сансызбай, Елжас Рахим, Владимир Косиньи

Награды на фестивале: Специальный приз жюри — режиссеру Малика Мухамеджан и оператору Артем Исаев — за уникальный киноязык и поэтическую визуализацию

Фото: kinopoisk.ru Дмитрий Евстратов

Карлыгаш живет той же маленькой и блеклой жизнью, какой жили до нее миллионы казашек: утром кормит скотину, доит коров, готовит еду, днем вкалывает на ферме, а ночью пытается увернуться от ласк нелюбимого мужа. И так бы продолжалось до старости, но вдруг в степи, недалеко от ее аула, ломается машина залетного француза. Муж уговаривает иностранца пожить у них, и, глядя на красавца, Карлыгаш потихоньку просыпается: начинает мечтать об иной реальности. 

Главная героиня дебютного фильма выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан  не красавица Карлыгаш (с казахского — ласточка), а бескрайняя степь. Смотреть, как она меняется под лучами солнца, как переливается всеми оттенками алого во время заката и как величественно дышит в ночи — настоящее киноманское счастье. При этом за эстетикой не теряется и история: внутренний мир молодой женщины и его тихое, постепенное пробуждение оказывается перед зрителем как на ладони. 

«Поводок»  

Режиссер: Юлия Колесник

В ролях: Анна Бегунова, Владимир Данай, Нил Бугаев

Фото: kino-teatr.ru Дмитрий Евстратов

У судьи Ирины начинается черная полоса.

Сначала ее выгоняют из органов с волчьим билетом за нежелание брать взятки и прислушиваться к «советам» вышестоящего руководства. Потом она сбивает собаку. А дальше и вовсе начинается какой-то сюр: хозяин животного бьет Ирину чем-то тяжелым по голове, она теряет сознание и приходит в себя на чердаке, привязанная к батарее. 

Парадокс, который часто встречается на фестивалях всех уровней, — лучший фильм остается без наград. Именно это и произошло с «Поводком»: более оригинального, неожиданного и цельного проекта на 32-м «Окне в Европу» не было. 

Тем не менее в список призеров психологический триллер Юлии Колесник не вошел — видимо, члены жюри посчитали сюжет слишком нереалистичным. Но сила сценария «Поводка» как раз в том, что автору удается сделать достоверными самые экстраординарные ситуации, а актеры и режиссер находят для них убедительное пластическое решение. К тому же «Поводок» просто интересное кино — от него практически невозможно оторваться. Так что, если оно дойдет до широкого проката, рекомендуем не пропускать.

«Особенности национальной больницы»  

Режиссер: Станислав Светлов 

В ролях: Карл Филлип Бенцшавель, Виктория Исакова, Виктор Бычков, Аркадий Укупник

Награды на фестивале: I место в конкурсной программе «Выборгский счет» (определяется зрительским голосованием)

Фото: kinopoisk.ru Дмитрий Евстратов

Обычный поход за справкой в российскую поликлинику может превратиться в непреодолимый квест. Молодой и наивный гражданин Германии по имени Вернер проверил это на себе. Для устройства на работу ему понадобился медицинский документ, но врачи, вместо того чтобы сделать пару подписей на бумаге, фактически взяли его в заложники:  в обмен за услугу заставили отработать полноценную смену в больнице. Так юный Вернер стал «волонтером поневоле» и познакомился со всеми прелестями отечественного здравоохранения. 

Сценарий фильма, который изначально назывался «Волонтер», был написан Александром Рогожкиным еще в нулевых, однако из-за проблем со здоровьем постановщик «Особенностей национальной охоты» и «Кукушки» не смог его экранизировать. Права на «Волонтера» купила киностудия Алексея Учителя «Рок», на которой он пролежал более десяти лет, после чего текст решили осовременить, действие перенести в наши дни, а в режиссерское кресло пригласить начинающего постановщика, способного разговаривать с молодежной аудиторией на ее языке. В итоге получилось странное действо, из которого так и не удалось вытравить запах нафталина. Тем не менее гуманистический посыл Рогожкина, что русский и иностранец всегда способны договориться, звучит как никогда актуально.

«Филателия»  

Режиссер: Наталья Назарова    

В ролях: Алина Ходжеванова, Максим Стоянов 

Награды на фестивале: Лучший фильм, особое упоминание жюри — Максиму Стоянову и Алине Ходжевановой — за пронзительный актерский дуэт

Фото: kinopoisk.ru Дмитрий Евстратов

Заштатный портовый городишко, дышащее на ладан почтовое отделение. В нем работает девушка-хромоножка, у которой в жизни нет ничего, кроме хобби — она собирает марки. Но вот на почту заглядывает полупьяный моряк, вернувшийся с рейса, и почему-то обращает внимание именно на главную героиню.

Наталья Назарова на «Окне в Европу» не новичок: в 2019-м она привозила в Выборг свой «Простой карандаш», получивший Специальный приз жюри и Диплом кинокритиков. В этот раз картина Назаровой взяла Гран-При, в чем, судя по реакции зала, мало кто сомневался: история хрупкой девушки с ДЦП, которая пытается выжить в мире здоровых и сильных людей, аудиторию практически взорвала. Правда, возникает вопрос, как нам относиться к положительному (!) герою, который в припадке ярости набрасывается с кулаками на женщину? И почему в фильме это не осуждается, а подается как норма? Объяснять этот парадокс вам придется самим: «Филателия» слишком сосредоточена на переживаниях главной героини и не замечает, что «прекрасный принц» явно нарушает законы морали.