Даниил Гранин: «Оказалось, что мы идиоты…»
На модерации
Отложенный
Это было году в 1956-м. Назывался рейс «Победа» — большая писательская группа: Константин Паустовский, Расул Гамзатов, дочь тогдашнего председателя Совета министров Косыгина. Всего было человек 400.
Для нас все было откровением. В Болгарии еще ничего себя ощущали, но когда приехали в Париж!.. А уж когда попали в Рим и Афины, то и вовсе испытали шок. Ошарашенно смотрели друг на друга и не могли понять: где же тот самый прогнивший Запад, где человек человеку волк? Как мы прозревали и страдали, не понимали и терялись, пытаясь сохранить хорошее лицо. С каким наслаждением мы выискивали всякие безобразия.
Боже, какая была радость, когда увидели какого-то нищего! «Где у вас трущобы?» — спрашивали мы. Потому что искали, в чем же все-таки преимущества нашего строя, о которых нам без конца твердили дома. Искали их и не могли найти.
Обиды победителей на побежденных еще не было, она
появилась позже, когда мы приехали в Германию. Пока это было
растерянностью советских людей, которых вдруг выпустили из клетки на
свободу. Алесь Адамович рассказывал мне, как однажды шел по
деревне, и собака, привязанная к забору, стала наскакивать на него и
лаять. И вдруг веревка оборвалась. Он остановился, а собака испугалась.
И побежала назад в свою будку. Смелость ей придавала веревка. Так и у
нас, когда мы попали за границу, веревка оборвалась. И мы побежали в
свою будку, чтобы убедиться, что у нас не все так плохо.
Какие-то идиотки из нашей делегации, когда на Капри два старика стали петь нам неаполитанские песни и мы слушали их с удовольствием, принялись критиковать: «Да что вы их слушаете, наши певцы поют лучше!» Мы ответили, что певцы, может, и лучше, но эти старики никакие не певцы. «Зато наши мужчины лучшие любовники, чем итальянцы», — не сдавались они. За что-то им надо было держаться!
Когда мы потом рассказывали дома, что видели, нам не верили. Да мы и сами пытались оправдать поразившую нас разницу и защитить нашу жизнь. Не так-то было легко признать, что мы жили хуже всей Европы. Что Красная площадь — не самая красивая площадь мира и что есть площади покрасивей. Нам надо было хоть как-то защитить наше сознание. Ведь оказалось, что мы - идиоты.
Из интервью Даниила Гранина. Цит. по книге И.В. Оболенского «Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия»
Комментарии
Либероид, спрятанный под военной формой.
Николай Ню, Шизоид, спрятанный под ником
Вы и сейчас не найдёте трущоб, если не свернёте с туристической тропы.
Alex Zh, Я в СССР иностранцев водил по туристической тропе. А в Японии был гастарбайтером в 90-е.
Олег Модестов, естественно, все всех водят по туристическим тропам. Но, как говорится в анекдоте,: не надо путать туризм с эмиграцией.
Alex Zh, Не путаю. Видел Японию изнутри.