Старорусский хиджаб

На модерации Отложенный

В титуле статьи — не парадокс, и мое предложение «запрет запретов никаба» — не шутка.

Да и преступны были бы шутки-парадоксы о хиджабе, никабе, парандже — в стране: 

1) многоконфессиональной, 
2) стакивающейся с нынешними потоками мигрантов из мусульманских стран.

В статье, опубликованной 16 августа 2024 г. «Независимой газетой», я начинаю с классификации этих элементов мусульманского «дресс-кода», причин успеха мультсериала «Маша и Медведь» в Саудовской Аравии и на арабском Востоке… Вспоминаю свою мини-провокацию на встрече российских и турецких писателей 2015 года и только потом излагаю «рацпредложение»: как следует в России поступить с никабами. Главная тема статьи в НГ и её продолжения, читаемого вами сейчас: — Традиция. Президент Академии наук Чеченской Республики Джамбулат Вахидович Умаров в Храме Христа Спасителя на Всемирном Русском Народном Соборе 2022 г. говорил: на итоговый пророссийский выбор Кавказа повлияли не пушки, а русская культура и... поразившее горцев сходство их Адата с Домостроем!
Известно: на Кавказе важен не только шариат, но и адат, закон предков, причем (интересный этнографический факт): чем выше в горы, тем относительная ценность адата возрастает, тем яростнее защита поклонения могилам и других обычаев, запрещаемых ваххабитами, несущими свой, якобы «стерильный ислам». Новости 1990-х годов часто передавали слова чеченских повстанцев: «Мы сражаемся с вами за адат и шариат!» — И так тогда привыкли к прилетавшим вместе с диковинными названиями чеченских сел, сводками потерь к тем двум словам «Адат и шариат!» Звучат похоже, и что за дело: вникать в тонкости? — «Люди гибнут, а тут ИХ лозунг, звучащий как скороговорка, Адат-Шариат! На горе Арарат растет вкусный виноград»…
Но «они» после 1999-го подтвердили свою верность той «скороговорке», сражаясь за «Адат» уже не с федералами а с ваххабитами. Вспоминая и вдумываясь, — с ума можно сойти от той «арифметики». Получается: причина условной половины их энергии сопротивления, а следовательно и наших тогда потерь — вызов Традициям, подозрения, что Россия тянется походить на Запад? И ведь не надо было тогда особо демонстрировать свой традиционализм, достаточно было не забегать «вперед либерального паровоза», пытаясь самозабвенно-радостно заглянуть в глаза его машинистам: «Мы-де и на Кавказ готовы нести ваши "ценности..." Сделаем Москву — копией либертарианского Сан-Франциско!».
Истории, рассказанные мне представителем древнего татарского рода генерал-полковником Расимом Сулеймановичем Акчуриным (командовал войсками ПВО страны, позже — руководителем отдела воспитания Департамента образования Москвы, ныне — главой Татарской общины столицы), свидетельствуют о том же. Они с братом, в будущем — знаменитым кардиохирургом Ринатом Акчуриным, выросли в Узбекистане. Родители — учителя, приехали из Татарии поднимать там народное образование. И первое время им в окна бросали камни: мусульман узбекского кишлака возмущал вид выходцев из Татарии, древнего, тоже мусульманского региона, отсутствие у татарских женщин того самого хиджаба, который и сегодня там не в традиции. Сейчас много говорят о необходимости сдачи приезжающими из мусульманских стран экзаменов по русскому языку. О метастазах коррупции в этой сфере, позорной продажности экзаменаторов тоже довелось писать в МК.

А сейчас — еще одно предложение: добавить к их курсу «великого и могучего» пару вопросов из истории, недавней, весьма актуальной. Рассказать об СССР и России, их многодесятилетней поддержке арабских стран и особенно Палестины! — ведь это тестовый вопрос, критерий, индикатор для мусульман. Рассказать о России — защитнице традиционного ислама. В странах, откуда они едут, проблемы весьма схожи со стоявшими недавно перед Россией и российскими мусульманами на Северном Кавказе. 
С книгой «Судьба и Служба. Тюркские контуры России» я объехал несколько наших регионов. Рассказывал в том числе о беседах с одним, но весьма просвещенным арабским деятелем, послом Ирака в России (до войны 2003 г.), крупным знатоком Востока доктором Аббасом Халал Кундуфом. В юности доктор Аббас учился в МГУ. Видный член партии БААС (Партия арабского социалистического возрождения — самая мощная, единственная партия, действовавшая сразу в нескольких арабских странах). Саддам Хусейн весьма ценил доктора Аббаса. После 2003 г. он жил в Москве. Беседовали мы несколько раз и в Академии Геополитических проблем (президент Л.Г. Ивашов). В нескольких центральных газетах я опубликовал статьи, интервью с доктором Аббасом, посвященных в основном событиям «арабской весны». О сдаче иракскими генералами Саддама Хусейна я его не расспрашивал — и без того телевизионные картины экзальтированных народных толп на Тахрире и прочих площадях надрывали его сердце. Валившиеся с прискорбной скоростью костяшек домино арабские государства и так — тяжелый фон для бесед! Спросил лишь: «Где же новое поколение арабских лидеров, коли уж прежние стали так ненавистны?» — Доктор Аббас выразительно махнул рукой: — «А-а! У нас сначала свергают. Потом думают, кем заменить!»
Демократизация Сирии, Ливии быстро свелась к «войне каждого с каждым». И военные сводки напоминали уже таблицы футбольных чемпионатов: «Круговая система… 20 команд, сотни матчей».

Об этом и эссе «50 оттенков зеленого». Дюжина наблюдений позволила тогда заявить: В сравнении с вами, господа демократизаторы, тот же «товарищ Сухов» («Восток — дело тонкое») — величайший ученый-ориенталист всех времен, недосягаемая высота! 

Но одно общее впечатление выскажу особо...

Цинизм западных натравливателей шел об руку с потрясающей наивностью, государственной беспомощностью арабов. Применительно к нынешней теме: когда мусульманин приезжает в Россию — не учиться, как когда-то уважаемый доктор Аббас, а наоборот, учить(!!) — возникает законное недоверие. Ладно, если учить Корану1. А если они пробуют учить россиян еще и ГОСУДАРСТВЕННОМУ устройству, как совсем недавно некоторые приезжавшие на Кавказ арабы-террористы (Хаттаб и т.д.) — тут они невольно напоминают… Допустим, учителя чистописания, что провел свой урок и почему-то задержался в классе. А там уже урок физики2. И вот он лезет к учительскому столу, перебивает, пытается учить «своей» «чистописательной физике»… «Чистописание» в этом примере не совсем случайно. Вахабизм, салафизм, «чистый ислам» — как замена всего, в том числе и государства (в том числе и одного известного государства, так долго защищавшего арабов!). Этот урок «чистого ислама» совсем недавно стоил жизни очень многим нашим соотечественникам: русским, татарам, мусульманам, православным, буддистам. Но каждый, читавший Коран, имеет право уточнить: А «чистый»… — от чего? От всех национальных особенностей, традиций? Но они следуют из разделения народов, предсказанного пророком (wа-н-набийна) Нухом (мир ему). Или все же… «чистый» — от попыток заработать (денег, влияния) на нем, на своей монополии по толкованию Корана, превращению этой монополии — во вторую нефть?
Другой знакомый авторитет — депутат Госдумы, академик, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, а еще и… правоверный мусульманин, совершавший хадж, Фатих Саубанович Сибагатуллин. Лично беседовать с ним мне довелось очень кратко, подробнее — с его книгами: «Какой Бог правильный?», «Татары и евреи», «От Аттилы до президента», «Тэнгрэанство и Святой Георгий»… публиковать рассказ о них («Независимая газета» и др). Отстаивая свой и своих предков ислам, он едко высмеивает «уроки салафитов (близких к вахабитам)»: 

— В арабско-салафитском исламе, начиная от похорон, нет установления надгробных памятников, поминальных дневок 3, 7, 40 годовщины. Не надо молиться по усопшим родителям, детям, родственникам, друзьям. Умерли — ты их забудь, для тебя самый близкий — это африканский негр, который исповедует арабский салафизм. Традиционный татарстанский ислам отличается от салафизма еще и отношением к женщине. Об этом знает весь мир...

Много полезного об исламе можно было узнать от Фаттиха Саубатовича (Светлая память!) — теперь — разве только из его книг. Главное, к точкам любых межконфессиональных контактов мы должны подходить внимательно, гнать оттуда коррупционеров, вроде тех… из Пушкинского института, торговавших справками о знании русского языка, показавшим всей Средней Азии слабое место, какие ничтожества стоят на страже нашего «великого-могучего». И гнать идиотов, пустивших в новостные ленты сообщение: «Террорист “Крокуса” подрался с охранником СИЗО из-за религии». — Их лже-джихаддизм разоблачили еще в первые дни: не знали, какой палец поднять вверх в знак единобожия.
Причастность США к созданию Аль-Каиды, ИГИЛ [запрещённые в РФ организации, — ред.] — давно установленный факт. С их деньгам они могут насоздавать террористических групп хоть под видом буддистов, хоть джайнистов (самые кроткие вегетарианцы, те, которые дороги перед собой метут, чтоб и муравья не раздавить). А уж лжемусульман в своих зверинцах они натаскивать не устанут! И все, что мог сказать тот «крокусовец» — часть прикрытия. А наш новостнюк, повторивший на весь мир за ним: «...конфликт в СИЗО был из-за религии» — фактически сработал и против России, и против ислама! Хорошо бы разыскать и опубликовать ФИО той «дыры» в нашем государстве. Более 70 лет СССР-Россия защищают Палестину, мусульман Ближнего Востока, а тут один террорист и один кретин опровергают. Порождают трагедии суммы таких ляпов, какими бы мелкими они вам не показались.

Итого. Одеяние, поведение в России — проекция большей частью не религии, а традиций. Но главное, Традиции — русскими платками, хиджабами НЕ ограничиваются, важнейшая среди них: любовь к «отеческим гробам», готовность к защите Отечества. Участие в СВО проводит более надежную, понятную цивилизационную границу, разграничение с теми же временными трудовыми мигрантами, для которых другие границы, законы (в ЕС, РФ…) порой: след одного известного сельхозинструмента на воде.

Примечания:

1. Хотя и в этом случае: не у прямого потомка Пророка Мухаммеда (мир ему), а всего лишь у его соплеменника — араба, нет изначальных преимуществ перед российским мусульманином.
2. Знатоки школьных программ спешно возразят: когда проходят чистописание, еще нет предмета "Физика". Так значит, тот учитель: очень НАДОЛГО задержался в классе, влез в чужое расписание!

Игорь ШУМЕЙКО