ПРОВОДЫ ЛИДЕРА ИСКУССТВА «НА ОБОЧИНЕ»

На модерации Отложенный

Нашёл любопытную статью Ивана Правдина. Можно ознакомится по ссылке - http://muzkritik.sehost.ru/about илипрочитать в моём блоге. Я скопировал её полностью.

ПРОВОДЫ ЛИДЕРА ИСКУССТВА "НА ОБОЧИНЕ"

Сегодня очень модно говорить о том, что Российская культура находится в состоянии «интеллектуальной пропасти». В первый раз о Российской эстраде говорили, как о торжестве примитивизма и пошлости еще во времена Юрия Силантьева. Основным экспертом в области музыкальной пошлости в то время оказалось Всероссийское музыкальное общество под предводительством народного артиста СССР - Николая Васильевича Кутузова. И это, зная характер и направление деятельности предводителя Кутузова, стало причиной многолетнего провала в русской музыкальной культуре. Для справки: Народный артист СССР Н.В.Кутузов - советский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель. Народный артист РСФСР (1975), Народный артист СССР (06.11.1986). Лауреат Государственной премии России. Родился в Москве 17 апреля 1926 года. В 1937—1939 солист-певец Красноармейского балалаечного оркестра ЦДКА. В 1950—1954 хормейстер Хора русской песни Всесоюзного радио. С 1954 художественный руководитель и главный дирижер Академического хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. С 1975 доцент, заведующий кафедрой хорового дирижирования Института им. Гнесиных. С 1967 по 2001 г.г. – Председатель Правления Всероссийского хорового общества, а впоследствии Всероссийского музыкального общества. Как и в любом другом деле есть те, которые оказываются в гуще потока цивилизационных процессов и просто создают, и просто работают, и просто созидают. А есть та часть представителей культуры, которые сгруппировавшись вокруг какого-то центрового игрока, оседают в «тёплых» местечках и, по необходимости что-то подхватывая, создают видимость деятельности. Такие представители культуры «с обочины» были во все времена, но в пору «творчества» Н.В.Кутузова их деятельность буквально расцвела буйным цветом. Это продолжалось в течение долгих лет. Создавались творческие комиссии, выездные семинары народных академических хоров, проводились выездные президиумы. Да им и на сцену то выходить было некогда. С утра учат народ в музыкальных учебных заведениях, а после обеда рассуждают о судьбе отечественного искусства и его «деградации». А артисты эстрады, в т.ч. и артисты уровня «Растроповича и Вишневской», в это время работали и зарабатывали деньги без какой-либо государственной поддержки. А самое страшное для представителей искусства «с обочины», что большие массы людей всё активней посещали спортивные стадионы, на которых те самые – «деградирующие» артисты, своими действиями на сцене «строили» советский народ и мировую элиту через кассы, в шеренгу, отправляя прямо на дно «интеллектуальной» катастрофы. Худсоветы СССР по каким-то, только им ведомым причинам, рубили своими мечами «правды» тех или иных авторов, а с улиц, через магнитофоны – кассетники «Томь» уже доносился поющий извечно в нос – «прононс Макаревича». То ли качество записи было плохим в те времена, т.к. инопланетные технологии только развивались, или что-то ещё, но это плохое качество звука из магнитол фактически уравнивало всех исполнителей в рейтингах. Таким образом, рядом с великими: Высоцким, Галичем, Окуджавой, появились такие «просветители» российского искусства, как: «Ласковый Май», Володя Шурочкин, Рома Жуков, группа «На-На», Мираж, группа «Кар-мен», «Комиссар». И всё это понеслось бешеными кассетными тиражами в самую глубь народных масс. Народ всё чаще стали собирать на стадионы, чтобы увидеть и услышать новое «явление» в области музыкальных современных искусств - Аллу Борисовну Пугачёву и её «Рождественские встречи». А те, кто не принял вышеназванных «артистов», стали с нотками ностальгии вспоминать ту самую Российскую эстраду времён Юрия Силантьева, как нечто очень талантливое и даже высокоинтеллектуальное! Немедленно появился проект – «Старые песни о главном», в котором новоиспечённые «звёзды» уже на иностранный манер пели новой стране про старую русскую любовь. И уже Валерию Леонтьеву разрешили танцевать во время пения, и уже танцору Боре Моисееву разрешили петь со сцены «про между па»! Куда только глядели строгие блюстители культурной морали, во главе со своим идеологом Кутузовым, всеми силами боровшимися и запретившими в свое время подобные метаморфозы на сцене? Видимо силенок «бороться» уже не осталось. Да вот только на нашу беду танцы уже оказались не теми, да и песни стали петь больше на заморские мотивы. Всё в песенном и эстрадном российском искусстве вдруг завертелось, потерялось и обезличилось….Попытки И.Кобзона преподавать основы эстрадного пения в академии Гнесенных по большому счёту были обречены на провал по двум причинам: во-первых, он сам ничего не знает про русское пение, а во-вторых, он настолько любит самого себя, что на учеников сил не хватало. Однажды в интервью Иосиф Давыдович сказал, что из академии он ушёл только потому, что он не может обеспечить своих учеников работой… Да, да! Работа по тем временам была только во Всероссийском музыкальном обществе, т.к. по решению Правительства РСФСР все концертные организации перечисляли во Всероссийское музыкальное общество 5 (пять) % от своего оборота. Этот узаконенный «оброк» и стал причиной раздора между артистами «тружениками» и артистами «прилипалами» за казённый счёт! Было что «делить» не выходя на сцену… Для справки: Баланс Всероссийского музыкального общества по состоянию на 1990 год составлял 4 000 000 000 (четыре миллиарда) ещё тех советских рублей. Производственные комбинаты ВМО были забиты заказами на производство костюмов на пять лет вперёд. Только в Краснодарском крае в собственности Всероссийского музыкального общества было четыре черноморских пансионата, которые в 1991 году исчезли в неизвестном направлении. Только в Москве указанное общество имело около 20-ти зданий и производственных помещений, включая особняк на М.Кисловском переулке, который впоследствии почему-то оказался в собственности Москвы, а теперь и вовсе не понятно чей. По постановлению Правительства РСФСР от 31.12.87 г. в каждом городе страны, населенном пункте должны быть помещения ВМО. При таком потоке средств и имущества, которые по признаниям бывших сотрудников, просто не знали куда тратить, заседания членов Президиума ВМО проводили то на теплоходах, то в пансионатах – заграницу тогда ездить ещё было нельзя. В те времена таким объемом имущества мог распоряжаться только ДОСААФ или ЦК КПСС. Ни юный И.Кобзон, ни юная А.Пугачёва, да что там они, никто, кроме «обочины» не имел доступа к этой советской кормушке. И «обочина» боролась за своё существование всеми средствами, в т.ч. путём навешивания ярлыков на целые жанры и поколения артистов. Артисты российской эстрады в те времена просто «болели» эстрадой зарубежной и всячески пытались жить под стать иностранной моде, навязывая ее отечественному зрителю. Экспрессивно развивались электронные средства самовыражения. Студии, синтезаторы. Стадионы озвучивались мощнейшими акустическими системами. Впрочем, ничего плохого в этом не было бы, если бы параллельно с этим давали возможность развивать свое, национальное искусство. Артисты эстрады стремились идти в ногу со временем, а представители «обочины», с их лидером из ВМО, всё это отвергали и по-прежнему «чужих» в свои ряды не подпускали, основательно вычищая свои ряды от всего талантливого и самобытного. Между тем, наступило время, когда мы вдруг все поняли, что в погоне за главенством в официальной культуре СССР с одной стороны, и в погоне за иностранной популярной музыкой с другой стороны, мы основательно забыли свой русский этнос, а молодёжь всё больше выглядит недоуменно и растерянно при первых звуках этнографической песни… Кто-то на первом канале ТВ даже заявил, что настоящая фольклорная русская песня сегодня не для всех, а только для элиты.

Не правда ли звучит страшновато – Русская народная фольклорная песня на территории России не для всех, а только для элиты!!! Вот как выглядит дно «интеллектуальной катастрофы»!? А до Пятницкого фольклор только и жил в Российской деревне!!! Может быть и не надо было их оттуда привозить в концертный зал Благородного собрания?! Для справки: Митрофа́н Ефи́мович Пя́тницкий (род. 21 июня (3 июля) 1864, Александровка, Воронежская губерния — 21 января 1927) — русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен; основатель и первый художественный руководитель русского народного хора своего имени. В Воронеже в честь музыканта названа улица и установлен памятник на проспекте Революции. «Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать». В 1910 году М. Е. Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем. В 2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания. И ладно бы, если бы элита Кутузова просто отстаивала свои финансовые интересы и благополучие. Власть то требовала отрабатывать полученные деньги, и «обочина» изо всех сил старалась обозначить свою нужность. Именно в эти времена поющим запретили танцевать, а танцующим было рекомендовано помалкивать. Именно в эти времена появился термин «самодеятельность» и всех, кто так или иначе не состоял в творческих союзах и филармониях определили как второсортных, а значит бесправных, и не имеющих право выступать за деньги. Для справки: Ставка артиста первой категории в 1987 году в Московской областной филармонии составляла 7 руб. 50 коп. за отделение. В случае 30 концертов в месяц можно было ожидать получения сносной по тем временам зарплаты. А зарплата чиновников Всероссийского музыкального общества никогда не была ниже 150-250 рублей в месяц. В таком случае те, кто выступали за деньги, просто были «дурашками» по сравнению с «обочиной». Искусство начинало погибать при СССР, так как было идеологическим оружием в борьбе за мировую революцию, но только ли этот факт стал основной причиной падения на дно «интеллектуальной пропасти»?! Может быть сослужила свою службу излишняя инициатива консерваторских профессоров, которые культивировали музыку, теоретизировали ладовое мышление, определяли что хорошо, и что плохо. Их чрезмерная профессорская активность и самоуверенность в области музыки, её будущего, и политическая ангажированность стали причинной сегодняшнего Апокалипсиса в музыке?! А может быть уничтожение творчества в Кутузовские времена стало возможным только потому, что кто-то в угоду своего благополучия и боязни перед авторитарным государством просто предал и творчество, и всех нас?! Российское Государство наконец-то должно оставить в покое культуру и, убрав цепкую длань с ее горла, предоставить возможность самой зарабатывать и самой определяться в условиях рыночных отношений. Финансовая помощь государства «официальной» культуре, граничащая с требованием встречной лояльности к режиму – это главная причина Апокалипсиса в области музыки! Совершенно очевидно, что навешивание лживых ярлыков устами представителей «обочины» на неугодных существующей власти тех или иных популярных артистов и в области эстрады, и в области фольклора, и в области классики – это тот преступный субъективизм, который, прежде всего остального разобщает музыкальную общественность. Может такое поведение и уничтожает само творчество, как таковое?! Возьмем, например современный Союз Композиторов России! Ведь мало того, что это давно никакой не союз, а закрытый кружок определённых «товарищей», да настолько закрытый, что любой молодой человек с улицы, занимающийся сочинительством, просто не имеет шансов в этот кружок попасть. Человек не из «круга» там не нужен – он «чужой». В нашей стране писать музыку могут только выпускники консерваторий, а остальные, кто не дошёл или не окончил – это «самодеятельность». Слово самодеятельность было придумано в СССР – а принесло ли оно пользу нашей Родине?! Ведь под клеймом «самодеятельности» губились судьбы многих творческих людей… Перед смертью Т.Хреникова стало понятно из СМИ, что этот общественный деятель очень «мудро» строил свою деятельность на посту Председателя Союза Композиторов: первый этаж – композиторы классики, второй этаж - исполнители классики, третий этаж - композиторы эстрадники, а четвёртый этаж - исполнители эстрадники. По таким принципам строилась музыкальная культура в СССР. Вы справедливо заметили, что в этом «здании» культуры не нашлось места народной песне?! Да это так. Народной песней занималось Всероссийское музыкальное общество, а именно, Народный артист СССР Николай Васильевич Кутузов. Именно этот «великий» деятель нанёс жестокий удар по народной песне. Именно благодаря «Кутузову» появились академические народные хоры, в которых почему то тем, кто пел песни - запрещали танцевать и играть на народных инструментах. И наоборот, тем, кто был в танцевальной группе, нельзя было петь и на чём-то играть. «Новаторам» из ВМО было наплевать на то, что испокон веков на Руси было принято не только петь, но и танцевать, и играть на каком-либо инструменте. Своей активностью лидер «новаторов» практически и фактически не допускал на академическую сцену носителей русской культуры, а именно, простые деревенские ансамбли. Вот так появилась «самодеятельность» в области народной песни. Вот так, Народные академические Хоры стали профессионалами, а носители Русской культуры из деревень - «самодеятельностью». Эту Кутузовскую инициативу подхватили все без исключения, и как очумелые, стали воплощать и на радио, и на телевидении, и на филармонической сцене. Академическая «кутузовщина» на долгие годы откинула нашу «официальную» культуру в степь антигармонии и вкусовщины. Именно поэтому появились поющие в нос рокеры. Это стало возможным только потому, что псевдо народные артисты меньше всего думали о судьбах культуры, а больше о своих амбициях и о своём социальном положении. Но разве можно удержать народную инициативу и желание быть ближе к истинному искусству – к музыке?! Разве можно удержать свободомыслие и непокорность существующему режиму?! Чем больше власть окунала свободолюбие в статус «самодеятельности», тем больше самодеятельность становилась на ноги и получала поддержку населения. Кто-то будет доказывать, что он не «самодеятельность», а кому то и наплевать – что могу, то и творю! Вот так всё и было! Лидер Советского Академического искусства Николай Васильевич Кутузов, под звуки каблуков своих угодников оставил этот мир в полной безвестности, а те, кого он называл примитивом, звучат и изучаются по сей день. Именно в наше время возобновились творческие экспедиции к «самодеятельным» бабушкам, у которых современная музыкальная молодёжь учится петь по-русски. Именно современное Русское музыкальное общество во главе с композитором Алексеем Ивановичем Жидковым удержало от разрухи и творческий союз, и русскую песню. Каждый раз, когда на современный конкурс Голоса России приезжают певцы и певицы из Российской глубинки - Родина испытывает радость за ту культуру пения, которая к счастью не утеряна. 04 августа 2011 года представители «обочины» тихо проводили в последний путь «лидера», так глупо и бездарно пытавшегося народную песню сделать академической. Как хорошо, что ему и его угодникам это не удалось. Ведь им не удалось уничтожить Русскую народную песню, да и возможно ли это?! Эпоха безумия в отношении в русской народной песни закончилась – «диктаторы» уходят в прошлое, а этнос продолжает жить и радовать представителей Мировой Элиты.