1937 — год свидетельства о Христе
На модерации
Отложенный
Игумен Дамаскин (Орловский) | 08.08.2024 |
1937 — год свидетельства о Христе
8 августа 1937 года на Бутовском полигоне начались массовые расстрелы. В очередную годовщину этого трагического события предлагаем нашим читателям интервью с историком и агиографом, автором многотомного издания «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» игуменом Дамаскиным (Орловским), которое было опубликовано «Татьяниным днём» ещё в 2012 году, но не перестало быть актуальным и сейчас.
— Отец Дамаскин, в годы репрессий было много страшных и по-разному страшных лет. Но 1937 — особый год. По количеству и жестокому характеру репрессий? Или еще по каким-то своим чертам?
— Да, 1937-й был особый год. Прежде всего, конечно, по количеству и размаху репрессий. Если с 1921 по 1940 год осужденных за так называемые «контрреволюционные преступления» было 3 080 574 человека, то в одном только 1937 году по знаменитой 58-й статье было арестовано 790 665 человек. И, конечно, год был особым по жестокости репрессий. Огромное число единовременно арестованных людей и сокращенные сроки проведения следствия сопровождались во многих случаях мучительными условиями содержания в тюрьме, превращавшимися в особого рода пытку, избиениями во время следствия и разного рода угрозами. Безусловно, мы не можем утверждать, что пыточное следствие было применено ко всем этим сотням тысяч людей. Во многих случаях следователи ограничивались показаниями свидетелей, которые оговаривали человека, и следователь всегда мог написать, что обвиняемый такой-то не признал себя виновным, но уличается показаниями свидетелей. Для упрощенного «судопроизводства» при помощи троек при управлениях НКВД, рассматривающих дела списочным порядком, такой процедуры было вполне достаточно. Это объективные внешние характеристики 1937 года — избиение властью собственного народа — большое число арестованных, следствие, вынесенное за границы всех правовых норм, и упрощенное судопроизводство. Но для человека по настоящему страшно оно было тем, что почти никто из тех арестованных людей не представлял, что такое вообще может быть. За годы советской власти, будучи уже арестованным один раз или два, человек свыкался с мыслью, что таков стиль управления страной у новой власти — арест, приговор, освобождение после определенного срока, немного жизни на свободе, снова арест, приговор и так без конца. Люди не могли себе представить, что наступит юбилейный революционный год, который будет характеризоваться массовым избиением, где все арестованные будет расписаны по двум категориям: 1-я, — те, кого надлежало расстрелять и 2-я — которых следовало приговорить к 10 годам заключения, а если выживут, то через 10 лет снова сослать, о чем конечно жертвы тогда не догадывались.
Что это означало для человека и, в особенности, для христианина, для которого представление о смерти неразрывно связано с представлением о покаянии? Человек, которого арестовывали в 1937 году должен был готовиться уже не к жизни и не к тому, как он будет жить в заключении после приговора, а к смерти. Самое страшное было — обреченность на насильственную смерть при незнании этого. Отсюда иногда малодушие и какие-то сделки со следствием: люди рассчитывали жить, а их уже почти приговорили к смерти. Каковы же были переживания человека, когда он об этом узнавал за полчаса до смерти — и ничего уже нельзя было сделать?! Для христианина урок: на земле надо готовиться не к жизни, а к смерти. Большинство арестованных в тот год уже при самом аресте были обречены на расстрел, у них оставалось время только для подготовки к смерти — иногда это была всего одна неделя от дня ареста, иногда месяц или два. Но они об этом не знали. Страшно то, что у человека отнималось время для покаяния. При всем этом нельзя не сказать и того, что этот год, почти прекративший физическое существование Церкви в России, умножил число ее святых.
— В предисловии к третьему тому Вашего семитомного труда Вы пишете о том, что репрессии 1937 года связаны с результатами состоявшейся в начале 1937 года переписи населения СССР. Пожалуйста, расскажите нам, читателям, о результатах этой переписи и о том, как они связаны с репрессиями.
— Еще в 1935 году Сталину и секретарям ЦК ВКП (б) А.А. Андрееву и Н.И. Ежову, которому и предстояло организовать репрессии в 1937 году, стало известно, что проводимая в стране антирелигиозная политика малоуспешна. Например, в Ивановской области на 2000 молитвенных зданий оставалось 2500 священнослужителей, в Горьковском крае было до 1500 молитвенных зданий и более 1500 священнослужителей. А по «всей стране, — по вычислениям властей, — насчитывалось не менее 25 000 молитвенных зданий (в 1914 году церквей было до 50 000)». В начале 1937 года по инициативе Сталина состоялась всесоюзная перепись населения, в которую Сталиным же были и внесены вопрос о принадлежности к общественным группам и, в частности, к так называемым «служителям культа», а также вопрос о религии.
Из 98,4 миллиона людей старше 16 лет, отвечавших на этот вопрос, верующими себя назвали 55,3 миллиона, неверующими — 42,2 миллиона, и не ответивших на этот вопрос было 0,9 млн. Из верующих подавляющее большинство — 41,6 миллиона — назвали себя православными. Перепись свидетельствовала о провале плана уничтожить религию с помощью антирелигиозной пропаганды и «мягкого насилия» — лагерей и ссылок. Осуществление данного плана стало проводиться с помощью террора в 1937 году.
— В нашем разговоре мы не можем не коснуться личности И.В. Сталина. Скажите, пожалуйста, отец Дамаскин, какие есть свидетельства его личной инициативы в уничтожении Церкви в нашей стране в течение 1930-х годов?
— Еще при Ленине, в 1922 году, когда Московский ревтрибунал приговорил не виновных ни в чем перед советской властью священников чуть к расстрелу и их судьбу решало Политбюро, именно Сталин, разослав всем членам Политбюро записку, написал: «Я лично голосую против отмены решения суда», т. е. за расстрел. И во всех случаях, когда судьбу духовенства решало Политбюро, Сталин всегда выступал исключительно за расстрел.
20 мая 1937 года Сталин распорядился через Маленкова обсудить предложение — упразднить церковные двадцатки и органы управления церковными приходами, что можно было сделать только, если приходы перестанут существовать. В ответ на это предложение 26 мая глава НКВД Н.И. Ежов предложил вовсе упразднить существовавшее тогда законодательство о культах и создать комиссию при ЦК ВКП (б), которая напишет новое законодательство. И Сталин-практик, не любивший излишней писанины, 3 июля 1937 года направил Ежову и всем секретарям обкомов и крайкомов и ЦК нацкомпартий простенькое и краткое распоряжение: представить в пятидневный срок «в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке». 30 июля был принят оперативный приказ НКВД за. 447, в котором ставилась «задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов». В их число входили, по тогдашней терминологии властей, и «церковники». Так за подписью Сталина начался террор 1937 года. К концу террора из 25 000 храмов осталось 1277, причем неизвестно, совершалось ли в них богослужение. Потери 1937 года для Церкви и для народа в целом оказались невосполнимы, и неизвестно, будет ли когда-нибудь преодолен тот ущерб, который нанес Церкви Сталин.
— Таким образом, изменение политики в отношении к Церкви, происшедшее в 1943 году, было лишь тактическим шагом?
Что касается изменения политики по отношению к Церкви после 1943 года, то это изменение преследовало единственную цель — использование Церкви государством в его внешнеполитической деятельности. В связи с этим прекратилась оголтелая антирелигиозная пропаганда. Но храмы так же, как и раньше, продолжали закрываться с ведома и под контролем Сталина. В частности, в «соответствии с Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1944. 1643−48/с <.> производилось изъятие у религиозных общин общественных зданий, занятых ими в период оккупации под молитвенные дома, исходя из возврата этих зданий советским органам». Здания, о которых шла речь, это здания храмов, переданные после их закрытия в 1930-х годах колхозам, а в период оккупации приведенные верующими в порядок, так что в них стало возможно совершать богослужения. К 1 октября 1949 года из 1701 здания было изъято 1150. За этим процессом внимательно наблюдал Сталин, о чем свидетельствуют его пометки на документах. Регулярно глава МГБ отчитывался перед ним об арестах священнослужителей и мирян. Известно, например, что с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года в Советском Союзе было арестовано 679 человек православных церковников. В заключении в лагерях на 1 октября 1949 года находилось 3523 священника. Такова была в те годы политика государства, руководимого Сталиным, по отношению к Русской Православной Церкви.
— А как Вы относитесь к почитанию Сталина в церковной среде?
— Русский человек почти всегда находился в оппозиции к существующей власти. Ему не нравилась абсолютистская монархия, несшая в своем стиле управления элементы немецкой бюрократии. Она сменилась коммунистической диктатурой. Коммунистическая диктатура даже в своем ослабленном виде перед ее крушением вызывала справедливый протест. Она сменилась новой формой, которая воспринимается русским человеком в значительной степени, как чужеземная. Эта форма также видится ныне русским человеком исчерпавшей свои возможности. А поскольку в мире уже нет политических моделей, которые можно было бы заимствовать, все «иностранные платья» ношены-переношены и ни одно не подошло, то иной церковный человек, оглядываясь в поисках идеала назад, и извлекает из прошлого в качестве «политического идеала» Сталина.
Но опасен такой подход. Вместо того, чтобы исследовать, размышлять и, наконец, искать причины, почему у нас были проблемы в прошлом, беспристрастно изучать свою историю, мы предпочитаем снова бездумно кланяться мертвой политической схеме, в данном случае в виде диктатуры Сталина. Вольно кланяться политическому кумиру, когда он в далеком прошлом, но не так-то легко жить у его подножия, при его жизни. Если мы спросим себя, довольны ли были жившие в 1930-х годах церковные люди Сталиным, то легко ответим, что никто из церковных людей, находясь в здравом рассудке и памяти, не сказал бы тогда, устилая своими телами рвы Бутовского полигона или ожидая ареста, что он доволен диктатором. Небезызвестен и факт, что именно церковное общество во время Второй мировой войны колебалось, не зная, какую диктатуру выбрать. Выбирая, хотя бы и на словах, в качестве политического идеала Сталина, человека, который принес страдания миллионам людей, в том числе и церковных людей, мы оказываемся солидарными не с теми, кто страдал, а с теми, кто приносил страдания. Не могу назвать иной причины этого странного сталинофильства, как нежелание думать о прошлой, трагичной истории нашей страны. Но сейчас не время поиска политической схемы или человеческого идеала, идеал у нас уже есть — это Господь. И сейчас пришло время труда и размышлений, может быть, самого тяжелого труда для современного человека, потому что слишком долго нас отучали думать.
— Отец Дамаскин, перед Вашими глазами находились тысячи следственных дел, Вы стали свидетелем тысяч трагических человеческих судеб. Расскажите, пожалуйста, о тех случаях, когда исповедание веры во Христа запомнилось Вам наиболее ярким образом.
— Это, конечно, архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), созидавший церковное дело, несмотря на беспощадные гонения; стоя перед могилой и зная, что будет закопан живым, он сохранил мир, глубокий молитвенный настрой и доброжелательность к своим убийцам.
О его подвиге со страхом и удивлением свидетельствовали впоследствии сами гонители. И любезный сердцу архиепископа Андроника Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, мужественно прошедший свой прекрасный путь на Голгофу. Только древние мученики могли бы перед смертью сказать: «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины». И глядя на место мучений отметить, что духовному лицу надо на смерть идти не боясь, с веселием, как на брачный пир. И многодетная, имевшая с мужем (священномучеником Тихоном, расстрелянным в октябре 1937 г.) восемнадцать детей, Хиония Архангельская, не уклонившаяся от страданий, когда пришло время, но смело пошедшая вслед за мужем-священником в тюрьму, сумевшая и в тюрьме сохранить мир, веру, воспринявшая и заключение со смирением, и на угрозу следователя сказавшая: «Воля ваша. А я жила, грешила и должна понести наказание за грехи».
— А что бы Вы могли рассказать о случаях отречения от Христа? Как часто они имели место? Известны ли Вам случаи последующего покаяния после отречения?
— Христиане в ХХ веке в советской России жили в несколько иных условиях, нежели древние мученики в Римской империи. В Советском Союзе существовала конституция, в которой была прописана свобода исповедовать любую религию. И следователи могли мучить человека, спрашивая о вере разве что тайно, не фиксируя это в протоколах допросов. В те годы безбожная власть хотела от человека несколько большего, чем словесное отречение, она хотела, чтобы человек на практике сотрудничал с нею, подтвердил свое неверие делом. Считаем ли мы Александра Введенского, бывшего протоиерея, предавшего властям на смерть митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), и его соратников по войне с Церковью отрекшимися от Христа или нет? Или Михаила Галкина, бывшего протоиерея, воевавшего с Церковью под псевдонимом Горев. Однако, и разовых отреченцев было достаточно. В те годы, скорбные для Церкви, их списки обильно печатались в газетах. Открываем и читаем: Акилычев, священник, прослуживший в храме 23 года, Барминский, священник, Бестужев, диакон, Богословский, священник, Виноградов, священник, Востоков, диакон, Дельфонцев, диакон, Знаменский, священник, Киреев, священник, Корякин, диакон, Крылов, диакон, Лебедев, протоиерей, Малыгин, священник, Невский, священник, Сперанский, священник, Троицкий, священник, Шепетов, священник, и т. д., и т. п., с указанием полных имен, отчеств и места служения. Конечно, возвращающиеся к церковному служению были, но это возвращение происходило под бдительным наблюдением соответствующих органов, так что это нельзя вполне назвать покаянием, как это было в древности. Но бывали случаи, когда священнослужитель, по малодушию соглашаясь предавать своих собратьев, затем раскаивался. В иных случаях остались письменные свидетельства его покаяния. Протодиакон Николай Тохтуев, сделав такой выбор, писал начальнику местного НКВД: «Гражданин начальник!.. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу… Хотя я и семейный человек, но ради того, чтобы быть чистым перед Богом, я оставляю семью ради Него… меня подкрепляет и ободряет дух мой Тот, ради Которого я пойду страдать, и я уверен, что Он меня до последнего вздоха не оставит, если я Ему буду верен, а отчет мы все должны дать, как жили мы на земле… И вам не могу услужить, как вы хотите, и перед Богом кривить душой. Так я и хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью». Протодиакон Николай был отправлен в концлагерь и скончался в заключении.
— Отец Дамаскин, среди мучеников 1937 года сияют такие личности, как митрополит Петр (Полянский), митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Серафим (Чичагов). Но, может быть, по Вашему мнению, есть и еще кто-то, кто несомненно заслуживает внимания, но незаслуженно забыт, хоть и прославлен Церковью?
— Те, о ком мы можем сказать, что это люди святой жизни, проявившие постоянство и твердость в исповедническом подвиге и мужество в мученичестве, но на жизнь которых не обращается достаточно внимания, довольно многочисленны. Кроме тех, кого я уже называл, можно назвать также следующих. Священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, подвижника от юности и человека святой жизни, безупречного во всех отношениях и христианина во всех обстоятельствах, самого смиренного архиерея Русской Церкви тех лет. Священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, архипастыря-подвижника. Священномученика пресвитера Иоанна Восторгова, сделавшего при жизни для Церкви столько, сколько могли бы сделать сотни людей и десятки церковных учреждений. Мученицу Татиану Гримблит, благотворившую многим архипастырям и пастырям Русской Церкви. И блаженную Нину Кузнецову, подвижницу и мученицу.
Иеромонаха Феодора Богоявленского, преподобномученика, изображенного на картине П. Корина «Русь уходящая», материалы следствия которого свидетельствуют, что никакое следствие ничего не может сделать с человеком против его воли, а следователи не могут составить протоколы допросов не в соответствии с тем, с чем человек согласился — он может их просто не подписать. Блаженную Матрону Белякову, Анемнясевскую подвижницу и исповедницу, чей христианский подвиг можно сравнить разве что с подвигом древних подвижников. Она была слепа — и в протоколе допроса следователь мог написать, что угодно, а послушные следователю понятые могли это подписать, но этого не произошло, коряво по стилю, но по существу верно они отразили в протоколе допроса то, что она говорила. Это и протоиерей Николай Лебедев, подъявший задолго до революции подвиг по борьбе с пороком пьянства и устроивший приют для бездомных детей — при советской власти ставший исповедником и скончавшийся в ссылке. Это и протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский, священномученик, который заключение его в Соловецкий концлагерь переживал как благодатную весну для души. И многие, и многие другие. Все они заслуживают внимания церковных людей, а в богослужении — торжественных служб и печатания имен жирным шрифтом в церковном календаре, хотя бы как напоминание об этом. И, прежде всего, потому, что их подвиг и их молитвы важны для всей Русской Церкви.
Есть случаи, когда тот или иной священномученик не прославлен, но, несомненно, вызывает глубочайшее уважение — например, владыка Феодор (Поздеевский) или владыка Арсений (Жадановский). (И они также являются мучениками 1937 года). Пожалуйста, поясните, почему нас не должно смущать то, что такие лица не прославлены.
Нас это смущает наверно потому, что мы рассматриваем мнение Синодальной комиссии и решение Священного Синода о внесении имени того или иного человека в святцы, как некий суд, и невнесение его — как приговор. Но это совершенно не соответствует действительности. Комиссия рассматривает лишь имеющиеся в документах препятствия к канонизации в соответствии с принятыми Церковью критериями. Однако есть много святителей, подвижников благочестия, церковных ученых, понесших много трудов на благо Церкви, и их имен нет в святцах, а мы пользуемся их трудами. И это нас не смущает. Не должно смущать и в данном случае.
— Что, Вы думаете, является необходимым для того, чтоб почитание новомучеников стало актуальной потребностью наших православных соотечественников?
— О них надо читать, их жизнь изучать, сверять с нею и свою жизнь, сравнивать, что для нас важно и существенно, и что было важно и существенно для мучеников. Одними ли ценностями мы с ними живем, на достижение сходных ли целей настроены. Это ведь важно — сравнить их и нас, и прежде всего потому, что зачастую им не было оставлено гонителями ничего, кроме веры в Христа. Они были лишены всего, но могут многим нас обогатить. Если говорить о практическом пути актуализации почитания новомучеников, то вероятно нужны, кроме отдельных, издаваемых ныне житий новомучеников, посвященные им главы в учебниках и хрестоматии.
http://www.taday.ru/text/1 750 816.html
Комментарии
В 8-м томе расскажет как страдал мученик брат Модест.
august rain,
Опять пресловутый "оперативный приказ № 00447" -- очевидный безграмотный фейк. Кстати добавить, что "расстрельные" тройки были созданы только в 1938 году по решению ЦК (а не по внутренним приказам НКВД), и действовали 2 месяца, с середины сентября по середину ноября. Существовавшие до этого внутренние тройки НКВД занимались, в основном, нарушителями паспортного режима и по максимуму могли приговорить только к 5 годам лагерей.
Любопытно, эти ребята сознательно врут, или искренне в эту брехню верят?
Александр Втюрин, Опять "вывсеврети" вместо аргументации
Александр Втюрин, смотрите, а модестов "вывсеврети". Без аргументации. Приказ 00447 фальшивый, а ему насрать, это его доказательство.
Олег Модестов, а какая еще нужна аргументация? Упомянутый в тексте "оперативный приказ" -- очевидный фейк, это уже неоднократно обсуждалось. "Расстрельных" троек в 1937 году просто не существовало, они только в 38-м появились -- тоже уже обсуждалось. Бутовский полигон -- чистая показуха, тоже обсуждалось. Все прочее -- разговоры ни о чем. Вы, ребята, хоть бы как-то свою аргументацию обновили, а то одни и те же замшелые фейки трясете. Плохо работаете, некачественно.
Александр Втюрин, Что значит "очевидный фейк"????? Ваши абсолютно голословные утверждения "не существовало" это и есть "вывсёврети" и "этого не может быть потому что не может быть никогда" Вы, ребята, хоть какую-то аргументацию для начала найдите. А то, как-то и опровергать нечего.
Олег Модестов, еще в который раз. Разборку ляпов в этом "приказе" тут уже неоднократно размещали; уже из названия понятно, что такого приказа не могло существовать просто потому, что в советском делопроизводстве не существовало "оперативных приказов". Подробный разбор можете, например, тут освежить в памяти: https://new-rabochy.livejournal.com/912525.html.
Вот поэтому вы все врете.
Александр Втюрин, Еще в который раз. Не могло не быть ляпов в приказах большевистского полуграмотного быдла.
Олег Модестов, делопроизводство у "большевистского быдла" было поставлено отлично, тем более -- в 30-е годы. Документов с названием "оперативный приказ" ни в каких архивах не обнаружено, хотя - если этой "липе" доверять -- должно бы быть минимум 400+. Куда все предыдущие 446 оперативных приказов пропали?
Почитайте вышеуказанную разборку; весьма задорно написано. Оттуда: "Не слишком ли много странного в «оперативном приказе», чтобы ему доверять? Или ещё нужны какие-то экспертизы? Если вам подсунут доллар, а на нём вместо портрета американского президента будет нарисован Чебурашка, то вы и этот «доллар» понесёте на экспертизу?"
Александр Втюрин, Вот поэтому я и утверждаю. Документы по расстрелам на Бутовском полигоне подлинный. Но ваша безапелляционность суждений меня уже восхищает.
Олег Модестов, у Вас опять что-то с русским языком? "Документы... подлинный". Видимо, в связи с избытком подлинности там некоторых граждан по два раза смогли расстрелять (похоже, это традиция?), а в качесте их мест рожения указали несуществовавшие в то время населенные пункты.
https://arctus.livejournal.com/143808.html
Александр Втюрин, Врешь как сивый мерин. Приведи примеры. Но именно оттуда а не из твоих ципсошных сборников фейков.
Олег Модестов, я выше ссылку давал. Там этих примеров -- десятка два, если не больше, и это далеко не все. Попробуйте их опровергать. Так, в качестве примеров:
Агеев Михаил Иванович - род. 1921 г., Рязанский р-н, МО (Московская область), д. Высоцкие Дворики, расстрелян 02.01.1938 и 26.02.1938.
Деревня Высоцкие Дворики в 1921 году входила в Рязанскую губернию. В Московскую область она входила с 1929 по по 1937 гг.
Виноградов Василий Ефремович - род. 1922 г., Ухтомский р-н, МО, расстрелян 23.08.1937 и 16.05.1938.
Ухтомский район с центром в г. Люберцы был образован в Московской области в 1929 году.
и так далее.
Александр Втюрин, Источник в студию......Это фейк
Олег Модестов, https://arctus.livejournal.com/143808.html, там все ссылки на первоисточники.
"В Центральном архиве ФСБ существует фонд № 7, содержащий акты о приведении приговоров в исполнение, в который никто до 1991 года не заглядывал. Именно там Группой Мозохина были найдены документы, указывающие на то, что в 1921-1928 гг. захоронения жертв репрессий производились в самом центре Москвы на территории Яузской больницы, с 1926 по 1936 гг. - на Ваганьковском кладбище, а с 1935 по 1953 гг. - частично захоронения, частично кремация расстрелянных осуществлялась в московском крематории на Донском кладбище. В этих документах имелись четкие указания комендантам кладбищ (которые в числе многих других коммунальных служб, входили тогда в систему НКВД). Картина была такова: по каждому факту захоронения или кремации шла докладная записка, в которой просили принять столько-то трупов (примерно 10-20 в день) с перечислением фамилий".
Так, понятно. Учет и контроль.
Однако объемы не те. Мало кровожадности. И тут "В 1991 году стараниями общественной группы под руководством М. Миндлина были обнаружены расстрельные списки осуждённых к казни с отметками о приведении приговоров в исполнение".
валерий елкин,
Не верю я, что четыре (и даже 12) человек могли развернуть такую бойню, пользуясь одними наганами. Не верю, что на расстрелы заключенных возили в Бутово; это и сейчас то окраина, а в 1937 году, когда Москва была раз в пять меньше, а дороги раз в пять хуже, никто не стал бы еженощно гонять автозаки в такую даль (одной дороги часа на три в два конца, плюс бензин, плюс амортизация). Приговоры приводились в исполнение в подвалах и внутренних дворах тюрем, тому есть тонны документальных свидетельств, а трупы вывозили на ближайшие спецкладбища - не исключено, что одним из них и было Бутово, и там действительно захоранивали заключенных в течении тридцати лет, но между массовым захоронением и массовым расстрелом все-таки есть разница, да?
Полностью тут.
https://kprf.ru/history/soviet/159607.html?ysclid=lzr19eoos5541806475
Фейк Бутовского полигона. Нет жертв и доказательств расстрелов
валерий елкин, Где лежат Ягода и Бухарин? В центре Москвы? В Коммунарке, 10 км. от Бутовского полигона. А про фейки расскажи евреям. И перечисли - Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Саласпилс, Собибор и т.д. Таких полигонов как Бутово много. Бутовский наиболее изученный.
Олег Модестов, "Бутовский наиболее изученный." -- об этом и речь. Тут уже обсуждалось: на полигоне производились раскопки, были обнаружены останки порядка 100+ человек. Датировка не производилась: то ли это останки жертв эпидемий прошлых веков, то ли жертв разборок 90-х годов. Остальные вскрытые рвы -- "захоронения" строительного и бытового мусора из близлежащего поселка. В общем, чистая туфта.
Александр Втюрин, У меня нет оснований не доверять РПЦ, равно как и Президенту. И сам факт массовых политических репрессий осуществлявшихся большевиками доказательств давно не требует.
Олег Модестов, Путин с Кириллом свои раскопки производили? Вспомните историю Катыни; там тоже Путин и Ко ходили-каялись, а теперь "вдруг" выясняется, что КГБ там было не при чем.
Любое государство занимается репрессиями, тем более -- для подавления антигосударственной деятельности; это одна из основных государственных функций. Большевики тут ничего нового не придумали.
Александр Втюрин, А зачем Путину с Патриархом это надо? У них для этого есть высокопрофессиональные эксперты. Не чета болтунам из леваков многократно повторяющим одну и ту же пропагандистскую хрень и считающих эту хрень аргументацией. И не любое государство занимается репрессиями. В современной России репрессивный аппарат трансформирован в правоохранительные органы. Почувствуйте разницу
Олег Модестов, "А зачем Путину с Патриархом это надо?" -- смешно от Вас такой вопрос получать. Обычная пропаганда.
Пропагандистской хренью тут Вы занимаетесь, причем некачественно. Те самые профессиональные эксперты проводили раскопки на Бутовском полигоне, выложили результаты в сети, ссылку я уже давал; если хотите -- могу повторить.
Одна из основных функций правоохранительных органов государства -- это репрессии (они же подавление) граждан или организаций, нарушающих установленный государством правопорядок. Вы бы все же взяли у внуков учебник по обществознанию, освежили знания.
Комментарий удален модератором
Федя Федорин,
Комментарий удален модератором
ampelius,
ampelius,
Комментарий удален модератором
ampelius,
Модестов,
Скажи ты мне как на духу, как русский человек русскому человеку: вы еврей?
kinziru, он хуже любого еврея )
Модестов на кого работаете? Первоисточник
Модест, ну надо ж меру знать - ну сколько можно втюхивать это фуфло...
ANT 74
Я тебя никому не втюхиваю.
Интересно, этот священник заблуждается или осознанно врёт? Во втором случае интересует размер суммы, которую он получает за своё враньё.
Склоняюсь ко второму. Церковь точно в курсе, что нет никаких массоворасстрелянных на фуфельном полигоне. Значит за денежку вещает святой отец. Уважуха. Складно врёт.
1930 г. в «Известиях» и других советских газетах было опубликовано интервью представителям советской печати с митрополитом Сергием Страгородским и его Синодом. В опубликованном тексте решительно отрицался факт каких бы то ни было гонений на Церковь в СССР. Вдобавок, там было сказано:
«Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния».
Александр, Есть евреи отрицающие Холокост и что?
Олег Модестов, Например?
Александр, Владимир Жириновский на конференции, посвященной празднованию Дня Победы по еврейскому календарю и памяти о Холокосте, заявил, что антисемитизм растет из-за евреев, которые враждебны России. Выступление прозвучало 6 мая, но резонанс получило только сейчас.
Олег Модестов, Жириновский:"У меня в семье 4 человека – жертвы Холокоста. Моих еврейских бабушку и дедушку сгноили, расстреляли 20 августа 1941 года. Четверых – бабушка, дедушка, мою тетку с ребенком».
Александр, Лично я еврейский Холокост не отрицаю. Как и русский.
Олег Модестов, так получается, что Жириновский холокост не отрицал.
Александр, https://newsland.com/post/7814536-О%20лживости%20панегирика%20Сталину,%20приписываемого%20святителю%20Луке%20Войно-Ясенецкому
Учи матчасть.
Олег Модестов,
Олег Модестов, "Что лучше – «деспотизм» сталинских времён или демократия нашего времени? Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, когда было больше обездоленных, заключённых, когда преступность и безнравственность имела такую свободу на улицах и на телевидении, в печати? Когда ещё, в какие времена, весь народ, за исключением немногих, сидел на голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу?....
Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождём. К ним присоединялись и другие, такие как крупный учёный и богослов, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.
Да, Сталин нам дан Богом! Он создал такую державу, которую сколько ни разваливают, а не могут до конца развалить. Даже поверженной, её боятся хвалёные капиталистические страны."
Так говорил О. Дмитрий Дудко в 1995м году
Александр, Сталинский режим был чудовищно преступным. Ссылка про Святителя Луку у тебя не открылась? Я повторю.
Александр,
В 1973 году «за нарушение церковной дисциплины», а точнее за его проповеди, отцу Дмитрию запретили служить. Через четыре месяца запрещение было снято, а отец Дмитрий был направлен священником в храм Великомученика Никиты в отдалённое село Кабаново Орехово-Зуевского района Московской области. После тяжёлой аварии и излечения отец Димитрий приступил к службе в храме Смоленско-Гребневской иконы Божией Матери в селе Гребнево Московской области.
В середине 1970-х годов начал публиковать на Западе свои статьи и воззвания, именуя себя «солдатом русской армии». Пресса РПЦЗ, прежде всего «Православная Русь», охотно публиковала его тексты. Священник рассказывал об уничтожении крестьянства, аресте отца, своих собственных страданиях, пережитых в советских лагерях[3].
Александр, 15 января 1980 года отец Дмитрий был обвинён в антисоветской деятельности и арестован. Ареста и последующего давления не перенёс. 5 июня 1980 года он обратился с открытым письмом к патриарху Пимену[4], где заявил, что никогда не боролся против советской власти. Подобное заявление он сделал и по телевидению 20 июня во время Московской Олимпиады. 21 июня выступил и со статьёй «Запад ищет сенсаций»[5], где отрицал гонения, воспевал Советский Союз и отрекался от своих прежних «клеветнических книг и статей». Вчерашний обличитель коммунизма назвал и людей, через которых передавал свои тексты на запад, — корреспондента «Нью-Йорк Таймс» К. Рена, профессора А. Р. Небольсина и архиепископа Василия (Кривошеина)[3]. В 1981 году уголовное дело против отца Дмитрия было закрыто.
Олег Модестов," Наши предки, взирая на великие и славные деяния Русского народа, - всегда восхищались ими… Мы знаем и верим, что Русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина, - достиг и достигнет небывалого ещё в мировой истории могущества и расцвета." - из речи в 1947м году Митрополита Гор Ливанского Илии Карама во время официального визита в СССР:
Александр, Важный момент по поводу похорон Сталина. Он не был отпет. Была лишь сокращенная панихида по Сталину, после которой патр. Алексий первый сказал свою известную речь, где, впрочем, не упомянул, что он молится о спасении души Сталина, но лишь "о мире".
А отпевания Сталина не было! Соответственно, патриарх не молился о прощении грехов Сталина и отпустительную молитву НЕ ЧИТАЛ. В воспоминаниях жителей Москвы иногда употребляется ошибочно слово "отпевание" Сталина, однако всегда под ним подразумевается в действительности лишь панихида, отслуженная патр. Алексием.
Но ведь если бы Сталин покаялся (как говорится у сказочников), то ничего не мешало бы патриарху отпеть его!
А без этого Сталин не отпет! И это справедливо!
Александр,
Олег Модестов, в 1953м году, после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, его отпевал тогдашний патриарх Алексий Первый (Симанский), который перед отпеванием сказал: «Великого вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила, великая общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководствовался в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума». Алексия II на отпевании Ельцина не было.
Олег Модестов, этот договор - гениальный ход Сталина, чтобы создать в Европе антигитлеровскую коалицию.
Олег Модестов, 4 марта 1953 года патриарх Алексий I подписал и разослал по епархиям письмо с указанием молиться за здоровье вождя. Там было сказано: «Наш долг, долг всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего. Благословляю во всех храмах всех епархий совершить молебствия о здравии Иосифа Виссарионовича. Церковь наша не может забыть того благожелательного к ней отношения нашего Правительства и лично Иосифа Виссарионовича, которое выразилось в целом ряде мероприятий, клонящихся ко благу и славе нашей Православной Русской Церкви».Отпевание состоялось, причем не одно, а два: по личным просьбам дочери Светланы и сына Василия. Василий Сталин обратился 7 марта 1953 года к иерею церкви Воскресения Словущего в Аксаковском (ныне Филипповском) переулке Иоанну Свитинскому с просьбой отслужить панихиду по своему отцу, и 8 марта отпевание состоялось.
Александр, Отпевания не было!!!
Александр, результат этой "гениальности"
Олег Модестов, итог гениальности:
Олег Модестов, отпевание состоялось, причем не одно, а два: по личным просьбам дочери Светланы и сына Василия. Василий Сталин обратился 7 марта 1953 года к иерею церкви Воскресения Словущего в Аксаковском (ныне Филипповском) переулке Иоанну Свитинскому с просьбой отслужить панихиду по своему отцу, и 8 марта отпевание состоялось.
В те же дни заочное отпевание прошло и в другой московской церкви — Воскресения на Успенском Вражке на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок). По просьбе Светланы Аллилуевой и в ее присутствии обряд провел священник Владимир Елховский — бывший фронтовик, подполковник в отставке.
Александр, Дважды не отпевают.
Александр, Результат этой "гениальности" Третья Великая Отечественная война.
Олег Модестов, посол США в СССР Джозеф Дэвис в статье для газеты "Санди Экспресс" (ноябрь 1941 года) написал, что буквально через несколько дней после нападения Германии на СССР его спросили о наличии "пятой колонны" в нашей стране. Дэвис ответил -"У них таких нет, они их расстреляли... Значительная часть всего мира считала тогда, что знаменитые процессы изменников, чистки 1935-36 гг. являются возмутительными примерами варварства, неблагодарности и проявлением истерии. Однако в настоящее время стало очевидным, что они свидетельствовали о поразительной дальновидности Сталина и его близких соратников ... это является таким уроком, над которым следует призадуматься другим свободолюбивым народам".А еще Дэвис заявил, что если бы Сталин заранее не ликвидировал предательские элементы в стране, то сопротивление русских было бы сведено к нулю.
Но как оказалось ликвидировал неполностью, поэтому произошла трагедия 1941г.
Олег Модестов, отпели, однако.
ampelius, Пролетариат никогда не брал власть
Комментарий удален модератором
ampelius,
Олег Модестов,
ampelius, Вы рАсти. В данном случае. Жертва ЕГЭ.
Олег Модестов, проотвечался ты) я твоё дурацкое егэ на сдавал )))
ampelius, Естественно. Тебе его и не сдать. Дай Бог ликбез осилить
Олег Модестов, по своему опыту судишь?
ampelius, Глядя на тебя и таких как ты. На сей счет у меня богатый опыт.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
ampelius, А я из Германии...
Мдератор!
Модестов оскорбляет и остаётся безнаказанным...Почему?
kinziru, у него там блат видно