Руки прочь от Иман Хелиф

На модерации Отложенный

«Быстрее, выше, сильнее» – вот базовые требования к олимпийским спортсменам на пути к успеху. Чтобы победить, надо бежать быстрее, прыгать выше, в соревнованиях со снарядами быть сильнее. Если вид спорта более разнообразен, то надо эти свои качества как-то комбинировать. Вот и всё. Ни про честность, ни про инклюзию, ни про разнообразие – про это ничего в олимпийском девизе не сказано

 Иман Хелиф и Анджела Карини во время боя. Фото: Chabe01/Wikipedia


Иман Хелиф и Анджела Карини во время боя. Фото: Chabe01/Wikipedia

«То ли девушка, то ли…» – петь голосом Макса Леонидова

На Олимпийских играх в Париже разразился скандал из-за присутствия двух женщин-боксёров, которые были дисквалифицированы Международной боксерской ассоциацией на прошлогоднем чемпионате мира за то, что, по словам организации, «не соответствовали правилам отбора» в связи с «наличиему у них XY-хромосом». Международный олимпийский комитет допустил спортсменок до игр, и тут понеслось…

Проблема, которая назревала в течение нескольких дней перед Играми, обострилась в четверг 1 августа после того, как одна из двух женщин, алжирка Иман Хелиф, выиграла свой дебютный бой. Ее соперница Анжела Карини выбыла менее чем через минуту после начала поединка из-за мощного удара в нос. Позже Карини извинилась за то, что не пожала Хелиф руку после боя.

Доподлинно неизвестно, какие стандарты Хелиф и Линь Юйтин из Тайваня не выполнили в прошлом году, и что конкретно привело к их дисквалификации.

Сам Международный олимпийский комитет не проводит тесты на определение пола, и не делал официальных заявлений, что у Хелиф или Линь не тот набор хромосом или повышенный уровень тестостерона. Известно лишь то, что на высоком уровне обе спортсменки выступали на протяжении многих лет, в том числе на Олимпийских играх в Токио и нескольких чемпионатах мира, но до Игр в Париже такого ажиотажа вокруг них не было.

Сейчас же обе женщины завоевали золотые медали и такую известность, о которой вряд ли кто-то мечтает. 

«Родилась женщиной и жила как женщина», – так прокомментировала свою победу Хелиф. Отец девушки подтверждает её слова, показывая свидетельство о рождении и детские фотографии своей дочки в платьице и с косичками.

Меня как обывателя, который бросил смотреть олимпиаду лет так 10 назад удивляет вся эта шумиха. А что собственно не так? Как бы далеки мы ни были от спорта, но девиз Игр мы знаем с детства – «быстрее, выше, сильнее». И всё. И Хелиф, и Юйтин просто оказались сильнее. Всё в рамках девиза. А реакция похожа на истерику. Что не ново само по себе.

Олимпийские аномалии 

Я помню Олимпиаду 2000 года в Сиднее, где дебютировал юный Иан Торп, выиграл три золота и два серебра в плавании, и как тогда комментаторы с экспертами говорили, что у Торпа от природы преимущество перед другими пловцами – размер ноги 49 и размах рук под два метра. Но не дисквалифицировать же за это? Правда через четыре года в уже афинский олимпийский бассейн пришёл новый герой – американец Майкл Фелпс, у которого размах рук ещё больше, чем у Торпа, да ещё и медицинский «диагноз дефицита внимания и гиперактивности». Ну есть ли шансы у обычных спортсменов против такого гиперактивного и гиперрукастого Фелпса? 

А в 2012 году весь мир восхищался южноафриканским бегуном-ампутантом Оскаром Писториусом, который на протезах добежал до полуфинала в беге на 400 метров. Смешно представить, но и у участия Писториуса в забеге с обычными спортсменами были противники, а за пару лет до Олимпиады его даже пытались отстранить от соревнований, посколько протезы якобы дают ему преимуществе по сравнению с теми, кто бежит на своих двоих. 

Что общего между этими случаями?

На каждых Олимпийских играх есть спортсмены, которые не вписываются в нормы – у кого-то ступня слишком большая, у кого-то объем легких зашкаливает, а у кого-то протезы слишком хороши. 

Так что не так?

Вот и на этой Олимпиаде нашлись свои герои, только непонятно, чего у них слишком много – то ли тестостерона (но это дело антидопингового комитета, если совсем перебор с ним), то ли Y-хромосома не к месту появилась. 

Обсуждая этих двух женщин, одни говорят про генетическую аномалию (тогда почему Торпу и Фелпсу можно, Хелиф и Линь – нет?), другие – про смену пола (все всё отрицают), третьи – про подлог с документами (а как проверить, ведь в боксе можно бить только выше пояса?). Но громче и чаще Хелиф и Юйтин просто называют трансгендерами, закатывают глаза и причитают «ах, что они себе позволяют». 

Кто эти «они»? Трансгендеры? Вроде нет. Если взять дефиницию, то трансгендерная женщина – это женщина, у которой при рождении был определён мужской пол. А быть может всё наоборот – и они не транс-женщины, а транс-мужчины, которым при рождении был установлен женский пол? Тогда вообще не понятно, в чем суть проблемы. Если противники их участия считают, что трансгендерным женщинам нужно соревноваться с мужчинами, то разве не логично, чтобы трансгендерные мужчины соревновались с женщинами?

Запутались в многообразии толерантных практик? Я тоже. Раньше как-то было проще – были мужчины и были женщины. И те, и другие могли быть гетеро-, гомо- или бисексуальными. Ещё были трансгендеры, которые стремились свой биологический пол привести в соответствие с гендерной идентичностью. Вроде бы всё понятно.

Но потом обывательское сознание пронзает новость – что и гендеров, оказывается, не два, а сколько не известно – то говорили, что их вроде бы 64, но это оказалось не точно, и их – гендеров – может быть сколько угодно. Да что там гендеры, и с полом тоже всё не так однозначно. Нет, есть мужчины, есть женщины, есть интерсекс-люди, среди которых насчитывается порядка 40 вариаций.  

И что из этого относится к несчастной Иман Хелиф? Может быть вообще ничего – ну подумаешь, не хватает ей женственности. А вы давно смотрели женские соревнования по метанию ядра или тяжёлой атлетике? То-то же. Или можно подумать, что в плаванье или хоккее все барышни – эталон женственности? Тоже нет.

Парадокс нетолерантности

Нетолерантные к чужой толерантности обыватели проявляют завидную толерантность к нетолерантному хейту вокруг спортсменок из Алжира и Тайваня. Другие же, в свою очередь, проявляя толерантность к новоиспеченным олимпийским чемпионкам, совершенно нетерпимы к противоположной стороне.

Что тут можно сделать? Во-первых, можно порадоваться за девушек – золотая медаль Олимпиады всегда приятна. Во-вторых, не относиться к происходящему как к вопросу жизни и смерти – фраза «О, спорт, ты – мир» звучит сегодня особенно смешно. В-третьих, вспомнить истоки. В классических древнегреческих олимпийских играх не было разделения на мужские и женские соревнования – женщин просто не допускали под страхом смерти, хотя одна из них умудрилась получить лавровый венок за победу, но это отдельная история. А ещё не было разделения на категории по весу, каковое есть сейчас в единоборствах или в тяжёлой атлетике. Все, кто мог бежать – бежали, кидать – кидали, бороться – боролись. Сейчас раздаются голоса, что надо для трансгендеров – кто бы что под этим не понимал – проводить отдельный турнир, но тут, мне кажется, мы откроем ящик пандоры. А вот ликвидировать отдельные мужской и женский олимпийский турниры было бы интересно – и в рамках девиза. Участвуют все, а там уж кто быстрее, выше, сильнее, тому и лавры. 

Проведем пару раз Олимпиаду в таком формате, а там может и вовсе до отмены доживём. До лучших времен. Через пару тысяч лет.