Как советский часовой убил шпиона

На модерации Отложенный

Речь пойдёт об Артуре Николсоне, американском военном разведчике. Будучи офицером военной миссии связи США в Потсдаме (ГДР), 24 марта 1985 г. он был застрелен советским часовым младшим сержантом Рябцевым, заставшим американца за сбором разведывательной информации на территории советской воинской части в Людвигслюсте в округе Шверин.
Артур Дональд Николсон-младший родился в 1947 г. и воспитывался в семье кадрового военно-морского офицера.

В 1965 г., окончив среднюю школу в Реддинге в штате Коннектикут, поступил в Трансильванский университет в Лексингтоне в штате Кентукки, из которого выпустился в 1969 г.

В 1970 г. начал службу на офицерских должностях в армии США. В 1973-1974 гг. служил начальником разведки ракетного дивизиона в Южной Корее. 

В 1974-1979 гг. служил в подразделениях военной разведки армии США во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене.

После этого прошёл дополнительную подготовку для работы против СССР. 

В 1980 г. в Военно-морской школе в Монтерее в штате Калифорния защитил диссертацию на степень магистра в области национальной безопасности. 

Его диссертация на тему «Советский Союз и стратегическая ядерная война» была публикована в том же году. 

В 1982 г. был направлен в Военную миссию связи США при главнокомандующем Группой советских войск в Германии.
Офицеры ВМС США совершали в среднем несколько десятков разведвыездов в год.

К примеру, в 1984 году офицеры миссии совершили 519 разведвыездов. 

В 1983 — 513, намотав по территории ГДР тысячи километров.

Итак, 24 марта 1985г года американские военнослужащие майор Артур Д. Николсон и сержант Шац занимались типичным для Иностранных военных миссий в Германии (ИВМС) деятельностью: находясь вблизи города Людвигслюст, округ Шверин, они следовали на автомобиле ВМС (под номером 23) за советской танковой колонной, возвращающейся с учений и производили фото- и видеосъемку.

Самих американцев интересовали советские танки Т-80, недавно поступившие на вооружение
танкового полка 94-ой мотострелковой дивизии.

В какой то момент они прекратили ехать за колонной и, свернув с дороги, поехали в сторону советского военного городка, находящегося примерно в двухстах метрах от дороги.

Несколько днями ранее они уже подъезжали к этому военному городку для предварительной разведки местности. 

Понаблюдав за объектом и убедившись, что там нет признаков движения и присутствия охраны (часовых), они приняли решение выдвинуться туда повторно для более детальной шпионской миссии, выбрав для этого воскресенье (выходной день), когда шанс нарваться на кого-нибудь был, по их представлению, минимален.

Автомобиль остановился в 30 метрах от городка, сержант остался за рулём с включенным двигателем, сам майор в камуфляжной форме и с фотоаппаратам вышел из автомобиля и направился к военному городку, и занялся шпионской деятельностью, начав фотографировать военную технику советский войск, а также информационные стенды.

Особое внимание он уделял динамической защите танков.

Через некоторое время он выбил стекло в окне в рядом находящемся боксе и пролез туда, продолжив и там фотографировать технику. 

Закончив своё дело он так же через окошко вылез обратно. И в этот момент появился часовой, младший сержант Александр Рябцев — привлечённый фотовспышками.

Часовой действовал согласно Уставу гарнизонной и караульной служб ВС СССР. 

Согласно нему, часовой отдал приказал стоять, предупредил, что будет стрелять (на русском и немецком языке), произвёл предупредительный выстрел в воздух. 

Не дождавшись выполнения команды американским шпионом стал стрелять на поражение.

Американская Военная Миссия Связи в Потсдаме была проинформирована о происшедшем в начале седьмого часа вечера. 

Примерно к десяти часов вечера на место происшествия прибыли начальник Американской ВМС полковник Роланд.

Тело майора было погружено в советский автомобиль скорой помощи и было отправлено (в сопровождение американского военнослужащего) в советский военный госпиталь в Потсдаме. 

Где, по приказу военного прокурора тело подверглось ряду судебно-медицинских процедур в присутствии американского медика из ВМС.

Было выяснено, что майор скончался через несколько минут после полученных огнестрельных ран. 

На следующий день тело майора Николсона было передано в Западную Германию через пограничный пункт на Глиникском мосту.

Смерть Николсона привёла к дипломатическому скандалу и напряжённости.

Американские дипломаты утверждали, что он не находился на территории воинской части (позже они признали этот факт), что в него стреляли без предупреждения и что он выполнял законную миссию «мониторинг советских военных и имел там право находится».

Советские дипломаты упирали на то, что советский часовой действовал строго по уставу. 

В качестве ответных мер, США выслали советского дипломата, и отменили ряд запланированных советско-американских мероприятий по поводу 40-летия окончания Великой Отечественной войны.

В общем итоге, стороны сошлись на том, что виновато в происшествии (гибели майора) слишком сильное усердие советского часового в выполнении своих воинских обязанностей. 

В дальнейшем было решено договориться о предотвращении подобных инцидентов, к тому же, администрация Р. Рейгана не хотела сильно обострять отношения с только что пришедшим к власти С. Горбачевым.

Памятная табличка на месте стрельбы.

Могилка незадачливого шпиона.

Сам майор, убитый на месте преступления советским солдатом, стал одним из последних погибших на холодной войне военнослужащих.