Заслуженный учитель РФ о системе образования: «ЕГЭ не отменят, не мечтайте»

На модерации Отложенный

                                                                                                       ребенок Все дети рождаются разными, и школа должна находить к ним подход

Сегодня существует множество программ обучения, вузов и курсов. Каждому вчерашнему школьнику открыт огромный мир для приобретения знаний с новыми подходами и практиками. О современных тенденциях образования «ФедералПресс» поговорит с заслуженным учителем РФ, доктором педагогических наук, Евгением Ямбургом. 

                                                                                                                                                       

Евгений Александрович, скоро 1 сентября. Дайте, пожалуйста, рекомендацию от педагога: как подготовить к школе ребенка сегодня? 

— Надо им заниматься. Есть и курсы подготовки при каждой школе, чтобы ребенок привыкал и осваивался. Можно развивать ему мелкую моторику рук, поскольку она очень сильно связана с головой. Можно в спорте его подтягивать, можно повышать общий уровень культуры, читать с ним книги.

Сегодня я часто наблюдаю, как родители просто суют ребенку планшет, и он сам собой занимается. Дети попадают в сети, а с ними надо проводить время. Родители в первую очередь должны быть родителями.

Каких уроков не хватает в современной школьной программе? Что бы добавили лично вы?

— Как я говорил, все дети разные. Одаренному математику и десять уроков не покажутся перегрузкой. А дай ему китайский язык, и он на первом уроке взбесится. Вопрос в гибкости системы образования. Нужно иметь запасные часы, чтобы регулировать нагрузку детей.

Сегодняшние дети достаточно развиты, и гаджеты они хорошо понимают. А грамотный учитель может научить правильно пользоваться этими смартфонами, интернетом.

Как вы в целом оцениваете перемены в системе школьного образование за последние годы?

— Я знаю школы, которые развиваются. Знаю школы, в которых сейчас все плохо. Все зависит от квалификации учителей. Никакое изменение образования, никакое изменение его качества невозможно иначе, чем через голову учителя.

Главное – повышение квалификации учителей.

Должны ли школьники уже в старших классах понимать, на кого они пойдут учиться и чем будут заниматься в своей жизни?

— Есть дети, которые чуть ли не с первого класса испытывают тягу к математике и идут по этой вертикали.

Есть те, кто тянется к музыке. Все зависит от личности ребенка, на которую не надо давить. Надо помочь ребенку выйти на ту дорогу, которая будет для него оптимальной.

Каким вы видите будущее ЕГЭ? Сейчас некоторые представители политического класса активно агитируют за его отмену. Нужен ли единый экзамен в России?

— Никто и никогда ЕГЭ не отменит, не мечтайте. Считайте, что это факт. Много разговоров, но все демагогия.

ЕГЭ – это перегрузка? Я получил советское образование. Мы сдавали восемь предметов в школе, а потом еще четыре в августе при поступлении в вуз. Не перегрузка была? Сейчас дети могут сдавать совмещенные экзамены, да еще и выбирать три-четыре вуза.

Кто-то призывает вернуться к советской системе обучения, называя ее более объективной. Но это ложь. Я уже полвека работаю в школе, и нам поступали звонки, к кому как относиться из детей.

А ЕГЭ – это социальный лифт, он дает равные возможности. Но и он не единый способ поступления: победители олимпиад могут поступать без сдачи единого экзамена.

Более того, учитель никогда не может объективно оценить результаты своего труда. ЕГЭ дает независимую оценку. Да и президент никогда не говорил, что единый экзамен будет отменен. Другое дело, что ЕГЭ надо улучшать, и за эти годы был пройден большой путь.

Евгений Александрович, российские власти и экономисты фиксируют дефицит рабочих специальностей.Все чаще подчеркивается, что среднее профессиональное образование сейчас должно быть в приоритете. На ваш взгляд, нужно ли молодым людям вообще высшее образование?

— Универсального ответа нет. Все рождаются разными: кто-то с карими глазами, кто-то с голубыми. Если у детей есть склонность, интерес к науке, конечно, надо получать высшее образование. Есть ребята более практической направленности, они могут получить все необходимые знания в колледже: от информатики до ремонта автомобилей.

Кроме этого, на сегодняшний день есть очень много путей получения образования. Если человек хочет стать врачом, то он может идти в медицинский класс или вуз, а может выучиться в колледже на фельдшера и только потом, работая, получить высшее медицинское.

Универсальной дороги нет. Одни дети лучше познают физику в лабораториях, другие – при ремонте автомобиля. Есть практический склад ума, есть теоретический. Каждому свое.

Как вы относитесь к феномену lifelong learning?

— Ничего другого быть не может. Мне 73 года, и я академик, но я не перестаю учиться. Как только ты перестаешь развиваться, ты сразу очерствляешься. Любой человек, который критически к себе относится, даже на пенсии продолжает учиться. Это поддерживает тонус в жизни человека.

Сегодня очень много онлайн-курсов, как они меняют представление об образовании?

— Один курс другому рознь. Когда за один-два дня дают диплом, за них я готов убить. А есть очень полезные курсы.

Есть хорошие курсы, а есть те, которые только помогают кому-то деньги грести. Просто не надо попадаться авантюристам в лапы, вот и все.