«Вечно живущая» Надя Рушева

На модерации Отложенный

На тувинском (а Надя наполовину тувинка) её имя звучит «Найдан» — «вечно живущая».
«Японцы до сих пор вспоминают Надю Рушеву, издают ее рисунки на открытках, – пишет Д. Шеваров.

 – Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. 

«Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» – говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».
«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана».
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств.

Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. 

Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», 

— восхищался Надей доктор искусствоведения А. Сидоров.

"… Надя Рушева никогда не училась рисовать. Она просто брала лист бумаги и на нём появлялись какие-то контуры. Она не делала эскизов и не пользовалась резинкой.

«Я вижу свои рисунки заранее. Они проступают на бумаге, и мне нужно только обвести их», — говорила юная художница.
До школы родители не учили дочку ни писать, ни читать, не рисовать – не хотели перегружать и торопить ребёнка.

По вечерам папа-художник просто читал дочери сказки, а Надя слушала и делала какие-то наброски. Как-то за то время, пока девочка слушала «Сказку о царе Салтане», успела нарисовать 36 иллюстраций к сказке.
Когда дочке исполнилось 12, Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам, и те были единогласны – у девочки талант.

В этот же год (в 1964) состоялась первая персональная выставка юной художницы, хотя тогда многие её просто не восприняли всерьёз – и образования художественного нет, да и какой жизненный опыт у пятиклассницы. 

А Надя продолжала вести жизнь простой советской школьницы, много рисовать и мечтала стать мультипликатором.



За пять лет после первой выставки у Нади состоялось ещё 15 персональных выставок: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии.

 В — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину», иллюстрирует мифы Древней Греции. Специалисты отмечали, что в её, казалось бы, простых иллюстрациях много динамики и жизни.

После того, как Надя прочитала «Мастера и Маргариту», она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала отца просьбами достать всё, что можно, о Булгакове.

Спустя годы вдова Михаила Булгакова, увидев Надины рисунки, назовёт их лучшими. Но к тому времени девушки уже не будет в живых.
«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки.

А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».



Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.
Никто не мог даже предположить, что в 17 лет Нади Рушевой не станет. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание.

Оказалось, что у неё врождённая аневризма. Пять часов врачи боролись за жизнь девочки, но так и не смогли вернуть её к жизни.


На тувинском (а Надя наполовину тувинка) её имя звучит «Найдан» — «вечно живущая». 

И память о художнице, которой так и не довелось стать мультипликатором живёт и сегодня. 

По всему миру прошло более 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой смотрит на этот мир кентаврёнок — — необычный малыш с очень серьёзным взглядом… "