Баня Николая Полисского, музыка в чаше Акустической поляны и огненный перформанс — как прошло «Архстояние 2024»

На модерации Отложенный Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек

Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» ежегодно проходит в арт-парке «Никола-Ленивец» и неразрывно связан с его жизнью. Тема этого года — «Мы», а ключевым вопросом стал поиск точек соприкосновения друг с другом. О том, как прошло летнее «Архстояние 2024» — в нашем репортаже.

Идейным вдохновителем как парка, так и фестиваля стал Николай Полисский — некогда участник ленинградской арт-группы «Митьки», а сегодня главный представитель ленд-арта в России. В 1994 году Полисский построил дом в маленькой деревне в Калужской области, в 2000-м — создал здесь первый объект «Снеговики», а уже шесть лет спустя, в 2006 году, появилось «Архстояние» — уникальный по своей идее и реализации фестиваль. Еще с момента создания первых проектов, представляющих собой, как правило, масштабные скульптуры из дерева и сена, Николай Полисский тесно сотрудничал с местными жителями, помогающими ему в разработке арт-объектов. Общая работа художников и односельчан стала визитной карточкой фестиваля.

Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек

Сегодня «Архстояние» — это не только фестиваль ландшафтных объектов, но и многоплановое трехдневное комьюнити, где каждый сможет найти активности по душе. Например, в этом году стартовала программа «Коллективные действия»: любой участник мог подать заявку и организовать на фестивале собственный «кружок».

Хедлайнером «Архстояния: мы» стал сам Николай Полисский и его проект «Баня-форум»: павильон совместил в себе лекторий и действующую баню. Идея пришла к Полисскому еще в 2003 году, когда он вместе с жителями Никола-Ленивца впервые отправился показывать русский ленд-арт на фестиваль «АртКлязьма». Там команда возвела несколько объектов, одним из которых стала «Баня» с прозрачными стенами.

Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек

В этот раз, сохранив исконную идею, Полисский сделал объект, напоминающий античные руины, правда, с русским «послевкусием». Никакого мрамора и гипса: круговой павильон собрали из орешника — кустарника, буйно растущего в окрестностях деревни. Внутри «Бани» проходили лекции, а сами парения продолжались в течение всех выходных — как днем, так и ночью.

Особенность фестиваля этого года — кемпы по интересам, позволившие собрать в одном месте самых разных людей. Идея нового проекта — объединить всех, кто увлечен искусством, природой, активным отдыхом и саморазвитием. Аллея кемпингов расположилась на Масляничной поляне. Днем здесь проходили тематические мастер-классы, коллективные медитации и общение на природе — в совокупности все это рождало ощущение детского восторга в летнем лагере и поднимало насущный вопрос о том, как успеть побывать сразу везде.

Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек «Сначала мы делаем культурный проект, а уже потом — бизнес»: интервью с генеральным продюсером «Архстояния» Юлией Бычковой

А ближе к вечеру на первый план выходила музыка.

«Никола-Ленивец» охватывает собой территории в 600 Га, поэтому разные музыкальные сцены находились в удаленных друг от друга уголках парка. Благодаря этому гости «Архстояния» после захода солнца буквально «шли на звук» и, пробираясь по тропинкам между деревьев, случайно открывали для себя новые музыкальные пространства.

Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек

Основная сцена расположилась на Акустической поляне в центре естественной ландшафтной чаши, создающей особенное обволакивающее звучание. Природный феномен по-новому раскрыл выступления проникновенной акустики Zoloto, группы-загадки «Хадн дадн» и нежные тексты Mirèle — сольного проекта Евы Гурари. Но главное ночное событие, диджей-сет сразу в восемь рук, прошло на сцене-трансформере Mebius. За пульт встали четыре артиста — Low 808, Flaty, OL и Vtgnike — и погрузили всех участников в сложный шестичасовой процесс разных ритмических интонаций.

Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек

Не обошлось и без ежегодной традиции — огненной сцены. В этом году перфоманс на ней был назван «Будем как искры, будем как солнце». Авторами стали режиссер Юрий Квятковский, композитор Михаил Арчанга и сценарист Михаил Дегтярев. А исполнил перформанс Юрий вместе со своей 11-летней дочерью Оливией. Сумеречное поле с десятками костров и хороводы — ощущение первобытного, едва ли не магического единения со стихией было долгожданным для многих гостей фестиваля.

Традиция больших костров в Никола-Ленивце пошла с 2001 года — тогда здесь сожгли «Сенную башню». Теперь ежегодно на Масленицу здесь предают огню большой арт-объект. Любят костры и на «Архстоянии», поэтому огненный перформанс в том или ином обличии всегда есть в программе фестиваля.

Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек

И все-таки главное в «Архстоянии» — это природа, проникающая в музыку, искусство и неизменно вносящая свои коррективы. Попасть под ливень, купаясь в Угре, почувствовать влагу ночных туманов и наконец увидеть Большую Медведицу — важные летние воспоминания, уводящие от привычного шумного и быстрого хода городской жизни.