Однопартийцы советуют Трампу не заключать "позорный мир" с Россией

На модерации Отложенный

Дональд Трамп активно ведет свою избирательную кампанию. Выступая на христианской конференции, он пообещал за четыре года своей каденции «все исправить» в стране. Что именно он должен исправить, по крайней мере в политике в отношении России, попытался ему подсказать давний соратник Майкл Помпео, который в первый срок Трампа был госсекретарем США. В его статье в The Wall Street Journal проводится простая мысль: прекращение украино-российского конфликта необходимо, но не за счет «сдачи» Киева Москве. Фактически Трампу в случае победы предложено ужесточить тот курс, которого придерживается в отношении России администрация Джозефа Байдена.

    Экс-президент дал богатую пищу для размышлений американским журналистам, выступив на конференции консервативных христиан «Саммит верующих». «Христиане, идите голосовать – только в этот раз. Вам больше не придется это делать. Через четыре года мы все исправим, все будет отлично», – сказал там Трамп. Комментаторы-демократы углядели в этих словах намек на то, что кандидат от республиканцев намерен покуситься на основы конституционного строя Америки: дескать, он планирует установить собственную диктатуру и отменить выборы. Менее ангажированные наблюдатели обратили внимание на последнее предложение. Оно похоже на указание, что у президента есть четкий план перемен, которые Трамп намерен произвести. Если вторая трактовка верна, то, получается, его речь перекликается со статьей, вышедшей в The Wall Street Journal. У нее два автора: советник нынешней избирательной кампании Трампа, сотрудник его предвыборных штабов в 2016-м и 2020-м годах Дэвид Урбан и Помпео, который, вероятно, является автором большинства тезисов этой работы.

    В статье отстаивается четкая идея: нет никаких оснований утверждать, что при смене хозяина Белого дома давление США на Россию ослабнет. Ссылаясь на реалии прежнего срока пребывания Трампа на президентском посту, Помпео и Урбан утверждают, что никакого, как они выразились, «позорного мира» с РФ не будет. Имеется в виду мир ценой отказа Украины от каких-либо территорий. Как напоминают авторы, Трампа во время первого его президентского срока тоже подозревали в намерении пойти на уступки России. Вместо этого он ввел рекордное количество антироссийских санкций и начал поставки противотанковых комплексов Javelin Украине, на что демократическая администрация Барака Обамы упорно не решалась.

Нечто похожее будет и на этот раз, уверены Урбан и Помпео.

    Они утверждают, что, вернувшись в Белый дом, Трамп, во-первых, введет реальные санкции против России, «а не те, которые действуют лишь на бумаге». В частности, рестрикции коснутся транзакций российских банков, связанных с энергетикой. Россию, по мнению авторов, надо вытеснить с мировых энергетических рынков. Для этого нужно тесное сотрудничество с Саудовской Аравией, как в годы холодной войны. Во-вторых, Украине позволят «взять в долг столько, сколько ей нужно, для покупки американского оружия». То есть речь идет о создании того, что Помпео и Урбан назвали новой программой ленд-лиза: выделении кредитной линии Киеву на астрономическую сумму в 500 млрд долл. И, наконец, в-третьих: будут сняты все ограничения на поставки оружия Киеву. Все это, как считают Урбан и Помпео, убедит Россию, что дальнейшее противостояние бесперспективно, и усадит ее за стол переговоров.

    Ни Трамп, ни его кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс столь четкой и полной картины действий на российском направлении до сих пор не выдвигали. Их идеи на этот счет сводились к туманным обещаниям говорить с РФ с позиции силы с целью заключить с ней некую договоренность, которая положит конец боевым действиям. Четкость в изложении внешнеполитических планов Трамп и Трамписты проявляют только в одном пункте: в указании, что главный соперник США – это Китай, а не Россия. И вот республиканец Помпео, наконец, решил объяснить, что к чему.

    Что представляет собой его статья? Выражает ли он свое мнение или формулирует то, что на самом деле задумал Трамп? Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Шариков в беседе с «НГ» предположил, что скорее верно первое, чем второе. «После того как Трампа утвердили кандидатом, всерьез начинается борьба за то, кто будет работать в его команде. Люди заявляют о себе, чтобы Трамп и занимающиеся набором сотрудников в будущую администрацию Белого дома знали, кто на что претендует. Я полагаю, что статьи, аналогичные той, что написали Урбан и Помпео, еще появятся в американской прессе», – считает он. Шариков полагает, что карьерные амбиции Помпео простираются на один из четырех постов: госсекретаря, директора ЦРУ, министра обороны и помощника президента по национальной безопасности. В связи с этим статья выглядит как своеобразный программный манифест соискателя должности и одновременно как предложение Трампу принять предложенные ему идеи.