Израилю необходимы новые более надежные гарантии мира. Региональные

На модерации Отложенный

израиль, нетаньяху, зарубежный визит, сша, байден, харрис, трамп, сектор газа, хамас, заложники, региональная безопасность    Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил свой первый зарубежный визит с 7 октября прошлого года, с начала войны в Газе. Он посетил Вашингтон с целью укрепить отношения со своим главным союзником, провел встречи и переговоры с президентом Джозефом Байденом, вице-президентом Камалой Харрис и бывшим президентом Дональдом Трампом. Двое последних претендуют на Белый дом на следующие четыре года.

    Нетаньяху выступил с противоречивой речью в Конгрессе со своей версией происходящего в Газе на фоне резких антиизраильских демонстраций в Вашингтоне. Нетаньяху заявил, что «война в Газе может закончиться завтра, если ХАМАС сдастся, разоружится и вернет всех заложников». Но, если группировка этого не сделает, Израиль будет воевать до победы. «Дайте нам более быстрые инструменты (оружие. – «НГ»), мы быстрее закончим свою работу», – заметил Нетаньяху, явно намекая на распоряжение Байдена притормозить отправку оружия Израилю.

    Как известно, израильского премьера жестко критикуют внутри страны и за рубежом за бесчисленность жертв среди гражданского населения Газы. Кстати, Харрис пропустила выступление Нетаньяху в Конгрессе, поскольку относится к кругу американских политиков, которым не нравится уровень жестокости со стороны Израиля, отсутствие перемирия и незавершенность обмена пленными.

    Тем временем пришло сообщение о посредничестве Пекина в преодолении разногласий между различными палестинскими организациями, включая ФАТХ и ХАМАС. Принята совместная декларация о формировании послевоенного правительства национального единства в Газе.

    Китайский интерес к палестино-израильскому конфликту лежит не в Израиле и Палестине как таковых. Пекину требуется укреплять продвигаемый уже около полутора лет собственный нарратив о международной роли Китая как главного глобального сторонника мира и сотрудничества. Этот нарратив сильно пострадал от неспособности КНР предотвратить или прекратить конфликты в Украине и Газе. И вот теперь Пекин стремится повысить свой международный профиль как страны-миротворца, усаживая за один стол палестинцев.

    Раскол между ХАМАС и ФАТХ возник еще в 1993 году после того, как Организация освобождения Палестины признала Израиль. С тех пор две попытки примирить палестинские фракции – в Каире в 2011 году и в Алжире в 2022 году – оказались провальными. Однако сегодня именно ХАМАС заинтересован в единстве палестинских сил, потому что для него это единственный способ выйти из международной изоляции и одновременно сохранить собственную послевоенную роль в управлении и в Газе, и на Западном берегу.

    Значительное число израильтян хотело бы скорейшего завершения войны и возвращения заложников домой. Им импонирует позиция Байдена по снижению напряженности между Израилем и «Хезболлой» и нормализации саудовско-израильских отношений как важнейшей фазе в выводе арабо-израильских отношений на принципиально новый уровень.

    Многие эксперты отмечали, что террористическая атака на Израиль 7 октября могла иметь целью срыв подписания соглашения между Израилем и Саудовской Аравией. В своей речи в Конгрессе Нетаньяху не указал на прогресс в вопросе с заложниками, на переговорах с Харрис он столкнулся с твердым требованием прекращения огня, а многие в Израиле разочарованы итогами визита.Вице-президент США Камала Харрис на встрече с Нетаньяху выступала словно на митинге. Ее речь была лишена политической уклончивости и дипломатической многозначности и звучала как требование антиизраильских манифестантов: «Настало время закончить войну. В итоге должны быть обеспечены безопасность Израиля, все заложники должны быть освобождены, страдания палестинцев в Газе должны закончиться, палестинский народ должен осуществить свое право на свободу, достоинство и самоопределение».

    Многие произраильские политики в США считают, что Байден, сойдя с президентской гонки, получает больше свободы от радикалов в Демократической партии. Он мог бы усилить давление на Иран и его боевых сторонников в лице хуситов и «Хезболлы». Хуситы обстреливают территорию Израиля и уже 111 раз атаковали морские суда. Иран усиливает проникновение в Ирак. Война Израиля со всеми этими организациями одновременно с возможным подключением Ирана на фоне продолжающегося конфликта в Газе – наименее желательный сценарий для Нетаньяху.

    Считается, что значительная часть американцев поддерживает Израиль при любых фактических обстоятельствах. Руководство страны связано этим фактом, что мешает ему быть настоящим, а самое главное – эффективным посредником в конфликте.

    Визит Нетаньяху в Вашингтон выявил нарастающий разрыв в восприятии Израиля и его проблем между основной массой американцев и политическим руководством еврейского государства. В этих условиях единственно разумной стратегией для Израиля должна стать не просто нормализация отношений с Саудовской Аравией и другими влиятельными ближневосточными игроками, но и разработка совместно с ними новой инфраструктуры региональной безопасности. Отталкиваясь от простого наблюдения: безопасность государства – вещь локальная, что называется, по месту жительства…