Развод на $7,2 млрд. Всё о Татьяне Бакальчук и самом крупном скандале в истории Wildberries
На модерации
Отложенный
Основательница и глава маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук оказалась в центре конфликта. Повод — «рейдерский захват» семейного бизнеса. Именно так описал ситуацию в своём телеграм-канале глава Чечни Рамзан Кадыров, к которому за помощью якобы обратился супруг Бакальчук.
Подробнее о произошедшем и о личности самой богатой женщины России — в этом материале.
Что случилось
23 июля Рамзан Кадыров сообщил о встрече со старым другом Владиславом Бакальчуком. Последний заявил, что Татьяна «ушла из дома и связалась с непонятной компанией, отжимающей бизнес и активы».
Речь о сделке, которую в июне 2024 года Wildberries заключил с крупнейшей российской компанией по наружной рекламе Russ. Бизнесы объединились для создания цифровой торговой платформы и платёжного сервиса, который позволял бы сотрудничать с иностранными рынками, минуя систему SWIFT. Сделку одобрил Владимир Путин: союз компаний он поручил курировать замглавы своей администрации Максиму Орешкину.
Но глава Чечни назвал слияние «откровенным и наглым рейдерским захватом, за которым стоят братья Мирзоян и несколько известных кавказцев».
Роберт Мирзоян — владелец группы Russ и «Вера-Олимп». Его брат Леван — непубличный человек. Однако известно, что в 2019 году Арбитражный суд Москвы признал его банкротом после невыплаты кредита и долга в €8 млн банку «Универсальные решения».
Также Кадыров пообещал «сделать всё возможное, чтобы помочь вернуть Татьяну Владимировну в семью и защитить законный бизнес». Ответственным за решение проблемы назначен депутат Госдумы Адам Делимханов.
Ответ Татьяны Бакальчук последовал сразу же: по её словам, происходящее — не рейдерский захват, а развод [с мужем]. Она отметила, что супруг был в курсе объединения Wildberries с Russ Outdoor и даже участвовал в нëм. В доказательство предпринимательница опубликовала совместное фото с бизнес-встречи.
Источник:В своем телеграм-канал Татьяна Бакальчук выложила фото якобы с бизнес-встрече, где обсуждали структуру новой компании. Слева — Роберт Мирзоян, в центре — Татьяна, справа — Владислав Бакальчук.
Сколько денег у богатейшей женщины России
100% акций Wildberries принадлежали предпринимательнице до конца 2019 года. 31 декабря она передала 1% мужу Владиславу Бакальчуку.
Но при бракоразводном процессе владение акциями не имеет значения. По словам Владислава, между супругами нет брачного договора. То есть всё имуществоимущество, в том числе бизнес, в случае развода делится пополам.
Также муж предпринимательницы заявил, что сейчас он практически не участвует в делах компании: Татьяна его заблокировала. Владислав считает, что на это повлиял Леван Мирзоян, который «подчинил Татьяну и манипулирует ей».
Впервые глава маркетплейса появилась в лидерах самых состоятельных женщин страны в 2019 году. В это же время она попала в американский Forbes как одна из самых заметных новых миллиардеров. Тогда её состояние оценивалось в $1 млрд.
Огромным толчком в развитии Wildberries стала пандемия коронавируса: на фоне самоизоляции потребители активнее покупали именно в онлайне. В 2021 году Forbes оценил состояние предпринимательницы в $13 млрд.
Летом 2021 года маркетплейс и супруги Бакальчуки попали под санкции Украины, весной 2022 года — Польши. Это сильно ударило по Бакальчук.
По итогам прошлого года основательница Wildberries остаётся самой богатой женщиной России, ее актуальное состояние Forbes оценивает в $7,2 млрд.
История Татьяны Ким (девичья фамилия) началась в подмосковном Газопроводе, где она окончила школу. Выпустившись из Коломенского пединститута с дипломом лингвиста, работала учителем и репетитором английского.
В начале 2000-х она встретила будущего мужа. В 1990-х Владислав Бакальчук продавал технику, в 2002 году вместе с партнёром создал поставщика интернет-услуг UTech.
Татьяна и Владислав Бакальчуки. Фото: nvdaily.ru
В 2004 году в семье Бакальчуков родился первенец. Именно после рождения первой дочери — сейчас у пары 7 детей — Татьяна задумалась об открытии своего дела.
Бренд Wildberries появился в 2004 году. В интервью предпринимательница рассказывала, что хотела придумать яркое и запоминающееся название. На «ягодное» имя её натолкнул «фиолетовый цвет, а дальше как-то пошло».
Первый логотип компании.
Сначала супруги перепродавали одежду из немецких каталогов Otto и Quelle через собственный сайт (по их словам, обошёлся он в $700) и сами трудились курьерами. Когда рук стало не хватать, о помощи попросили родственников. Спустя год Бакальчук смогла нанять команду и арендовать склад с офисом в Подмосковье.
В кризисные 2008–2009 годы семье помог Сергей Ануфриев — сотрудник фитнес-клуба, куда ходил Владислав Бакальчук. Ануфриев поддержал молодой бизнес венчурными инвестициями, стал совладельцем и ушёл из компании лишь весной 2024 года. Более подробной информации о его партнёрстве с Бакальчуками нет.
В сети есть только история, что именно он предложил супругам закупить огромную партию бренда Adidas — от товара отказался другой заказчик. WB начал распродавать брендовые вещи со скидкой 40–50% от цены в официальных магазинах. Считается, что эта распродажа стала главным финансовым стимулом маркетплейса. Товар Adidas был основным на площадке два года, пока на Wildberries постепенно приходили другие торговые марки.
В 2021 году журналисты The Bell (издание объявлено иноагентом) расследовали кейс компании. Их вывод: «трогательная история учительницы с младенцем на руках» — продукт PR-агентства. Цель — восстановить репутацию Wildberries после длительных судебных разборок, слухов о банкротстве и конфликтов с поставщиками в 2016–2018 годах.
За что ещё упрекают Бакальчук
Маркетплейс неоднократно появлялся в новостях, чаще всего поводом для этого были претензии партнёров и сотрудников.
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Например, в 2023 году WB ввёл новое правило для владельцев пунктов выдачи заказов. Если покупатель возвращает бракованную вещь или подменяет её на другую, ПВЗ должен заплатить маркетплейсу 100% стоимости товара. А ещё — штраф, если клиенту пришла другая — даже по цвету — вещь. Ужесточения спровоцировали двухдневную забастовку сотрудников ПВЗ. Менеджеры не выходили на работу, а несколько десятков работников собрались у центрального офиса компании в Москве.
В итоге Wildberries заявил, что сотрудники ПВЗ «раздули из мухи слона», и разорвал сотрудничество с недовольными. Делом занялась Генпрокуратура. Сама компания заморозила штрафную систему на следующий день после забастовки и пообещала «разобраться во всех спорных ситуациях». Как результат — отмена более 10 000 некорректных штрафов и обновление системы обратной связи между сотрудниками и партнёрами.
Ещë одна забастовка прошла в 2021 году из-за новых правил формирования зарплат и системы мотивации. Компания требовала от сотрудников ПВЗ обрабатывать товары быстрее, при том что доход последних упал в среднем на 10–40 тыс рублей. Сотрудники составили петицию с жалобами, которая собрала 40 528 подписей.
Также компанию обвиняли в предоставлении скидок за счёт продавцов, ошибочных штрафах для партнёров площадки, массовых увольнениях (которые проводили якобы «по собственному желанию»), штрафах для клиентов за возврат товаров.
Комментарии
Задурили бабе голову.. Успешный бизнес кому-то не дает покоя..Думаю, что скорее всего- это рейдерский захват.
Разберутся.
Что до Вилдберрис, то да - много отвратительных товаров, брака. Но, по сравнению с Али, все быстро меняется и возвращается. Активно пользуюсь.