Варшава могла бы дружить с Москвой, как это делает Орбан — польско-немецкий публицист

На модерации Отложенный

В авторской колонке коллеги — много здравых мыслей. Так, Опелька констатирует:

«Польское правительства ещё задолго до нападения России на Украину яростно выступало за её вступление в НАТО. Предположение было таким: только так Украина может стать по-настоящему суверенной, а также укрепит позиции Польши. Последнее является политической ошибкой. Потому что Польша не понимает, что, во-первых, суверенитет — это не вопрос „абсолютного суверена“ против „абсолютного суверена“. Это не суверенный вопрос, а вопрос градации. По-настоящему суверенными в мире являются лишь несколько государств — США, Китай, Россия. Даже крупные государства ЕС фактически ограничены в своём суверенитете „под защитой США“, на что указывают американские военные базы в Германии, независимо от того, находятся они там с политического согласия Берлина или нет».

Автор напоминает, что Украина в течение многих лет после обретения независимости в 1991 году проводила многовекторную политику, поддерживая отношения как с Россией, так и с Западом в качестве нейтрального государства. Фактически, эта политика была в точном соответствии с доктриной Гёдройца, составной частью которой также было «то, что Польша должна быть страной, способствующей партнёрству и дружеским отношениям со всеми нашими восточными соседями, включая Россию».

Так писал ещё в 2010 году политолог, председатель Варшавского аналитического центра, специализирующегося на вопросах безопасности Збигнев Писарский.

«На Висле конфликт теперь приписывается исключительно „прожорливому империализму“ Москвы и Путина, а не политике расширения НАТО. Тот факт, что Россия нехотя согласилась на вступление Польши и других бывших стран-сателлитов Советского Союза в альянс, в основном, игнорируется. А то, что окрепнувшая Россия не хотела и не хочет принимать натовские войска на своих границах по военным, геостратегическим, экономическим и культурным причинам, отвергается в Польше как неприемлемая политика сфер влияния — как будто расширение НАТО не было и не будет расширением сферы влияния США или западного лагеря», — отмечает Ян Опелька.

Между тем, подчёркивает автор, именно благодаря своей совместной истории с Россией и членству в НАТО Польша могла бы взять на себя роль, которую сегодня пытается играть Виктор Орбан («что Варшава яростно критикует», — замечает колумнист).