Евросоюз готовят к лобовому столкновению с Россией

На модерации Отложенный

Европарламент утвердил Урсулу фон дер Ляйен председателем Европейской комиссии – высшего исполнительного органа Европейского союза. В выступлении перед депутатами она повторила главные тезисы своей предвыборной программы, нацеленной на превращение Европы в военную машину, заточенную под противостояние с Россией.

Такая перспектива радует не всех европейцев. Против кандидатуры фон дер Ляйен проголосовало около 40 процентов депутатов, за – 56 процентов. Сопредседатель правой партии «Альтернатива для Германии» Алиса Вайдель назвала итоги голосования «роковым решением» для Евросоюза и ещё одним подтверждением того, что это объединение «нуждается в реформировании с нуля». Но игра уже сделана – курс определён по меньшей мере на следующие пять лет.

Европа превращается в аналог Украины

Что бы ни говорили в правых партиях и некоторых европейских столицах, теперь членам Евросоюза придётся участвовать в создании Европейского оборонного союза, тратить средства на создание ядерного щита и системы противоракетной обороны, наращивание мощности ВПК и развитие военных технологий. Реализация этих планов потребует тотальной милитаризации и без того проблемной европейской экономики.

Ещё две статьи расходов – помощь Украине и взносы в Европейский фонд для поддержания внешнего военного вмешательства. Ключевое слово здесь – «внешнего», то есть для вторжения на чужую территорию. А для управления всем этим хозяйством будет учреждена новая должность – комиссара Евросоюза по обороне.

Создаваемый военный кулак нацелен на Россию – других противников у Евросоюза поблизости нет. То есть Европа двинулась по маршруту, уже пройденному Украиной. С той разницей, что киевский режим с 2014 года существовал за счёт денежных вливаний и оружейных поставок Запада, а европейцы будут вынуждены оплачивать продиктованные Вашингтоном затеи фон дер Ляйен из своих собственных карманов.

Какая-то помощь со стороны Соединённых Штатов и НАТО, разумеется, будет оказана. Готовится размещение в Европе ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, а американцы планируют установить в Германии ракеты дальнего радиуса действия. Но если в ноябре президентом США будет избран Дональд Трамп, Евросоюз рискует остаться в гордом одиночестве.

В лучших европейских традициях

Курс, намеченный Урсулой фон дер Ляйен, является продолжением политики, которая проводилась в отношении Руси и Московского княжества, а затем России со времён Александра Невского. Поначалу речь шла о насаждении католицизма и завоевании пространства. Затем с ростом мощи и влияния Российской империи европейцами овладела идея «вернуть её в границы старой Московии и запереть в непроходимых лесах и болотах». В ХХ веке эти планы трансформировались в новое целеполагание: сокрушить, победить, подчинить, расчленить.

Привыкшие к успешной экспансии на Американском континенте, в Азии и Африке, европейские государства периодически повторяли попытки одолеть Россию, но неизменно получали отпор.

В этом смысле ничего нового в последнее время не происходит. Более того, сегодня Европа находится в гораздо более выигрышной позиции.

Связано это с тем, что до середины прошлого века европейцы воевали между собой, и это отвлекало их от окончательного решения русского вопроса. Ослабленное Великой смутой начала XVII века Московское царство могло не выдержать ещё одного европейского нашествия, но в это время европейцам стало не до того: началась Тридцатилетняя война. Пока чехи, поляки, немцы, французы и все остальные истребляли друг друга, Россия сумела восстановиться и окрепнуть. Чтобы в начале следующего века разбить шведов под Полтавой и получить выход к Балтийскому морю.

Битва при Лютцене – одна из крупнейших битв Тридцатилетней войны.Битва при Лютцене – одна из крупнейших битв Тридцатилетней войны.Картина художника Карла Вальбома

На протяжении нескольких веков Россия пыталась использовать конфликты между европейскими государствами в своих интересах. Она вступала в ситуационные союзы, ввязывалась в европейские войны, часто бывала обманутой, но никогда не воевала со всей Европой. Во время нашествия Наполеона, собиравшего солдат по всем европейским странам, у Москвы были союзники в Лондоне. В годы Второй мировой войны существовала антигитлеровская коалиция.

Сегодня Европа выступает единым фронтом, а за спиной у неё стоят США. Нынешняя вашингтонская администрация очень хочет переложить на европейцев тяготы противостояния с Россией, но и не бросит их в трудную минуту. Относительный успех правых политиков, уклонение Венгрии и Словакии от прямой помощи Украине и миротворческие инициативы Виктора Орбана не меняют общей картины. Союзников в Европе у России нет.

Последние иллюзии

Утвердив назначение Урсулы фон дер Ляйен главой Еврокомиссии, Европарламент фактически дал отмашку на превращение политико-экономического объединения, каким был Евросоюз, в агрессивный военный блок – НАТО 2.0. Это всё, что нужно знать о современной Европе. Прочие соображения – это лирика, культурные артефакты и разговоры про то, что нет плохих наций. В большой политике и тем более в военных делах лицо народа определяет его правящая элита, а применительно к Евросоюзу это делает брюссельское начальство.

Европа, в которую Россия стремилась с конца 80-х, «умерла» в 1999 году под грохот «гуманитарных бомбардировок» Сербии. Крест на экономическом сотрудничестве поставили санкции и подрыв «Северных потоков». Теперь выяснилось, что европейцы не только посылают Украине оружие и наёмников, но и готовятся по-настоящему воевать с Россией. Это окончательно проясняет текущий расклад. Война с объединёнными силами Европы выглядит практически неизбежной.

Вера Зелендинова