Приставали к русским девушкам: «шариатские патрули» «наводят порядок» в РФ

На модерации Отложенный

В Кабардино-Балкарии задержали десятерых местных жителей по подозрению в создании экстремистского сообщества и участии в нем, сообщили в пресс-службе республиканского МВД. Участники группировки называли себя «шариатским патрулем», целью которого было наказание людей, которые не соответствуют их религиозным убеждениям. Что такое «шариатский патруль» и в каких еще регионах России они существуют — в материале NEWS.ru.

 

Чем занимался «шариатский патруль» в Кабардино-Балкарии

 

По версии следствия, «шариатский патруль» в городе Тырныауза возник в марте 2017 года. В нем состояли местные жители разного возраста: самому младшему участнику 26 лет, а самому старшему — 54 года.

       

Telegram-канал Baza утверждает, что изначально в патруле, помимо основателя Асхата, которому на тот момент было 33 года, состояли всего шесть человек: Дамрай, Тамаз, Нажмудин, Зейтун, Тимур и Аслан. Позже в группировку были завербованы другие участники.

 

Как писал канал, члены «шариатского патруля» оказывали психологическое давление на тех, чье поведение, по их мнению, не соответствует нормам морали. Если человек не реагировал на замечание, они избивали его кулаками, а порой и палками. По данным «Коммерсанта», поводами для рукоприкладства могли стать, например, вечерняя встреча парня и девушки, разговор с замужней соседкой или дырки на джинсах.

         По данным республиканского МВД, «шариатский патруль» в Тырныаузе действовал до ноября 2023 года.

Как задерживали членов «шариатского патруля» в Тырныаузе

 В операции по задержанию членов «шариатского патруля» в Тырныаузе участвовали сотрудники Центра по противодействию экстремизму МВД по КБР и СКФО, местного УФСБ России при силовой поддержке бойцов республиканских СОБРа и ОМОНа.

 По данным aif.ru, к домам, где жили участники «шариатского патруля», подъехали бронированные КамАЗ и «Урал». Подозреваемых задерживали, кто в чем был: одного из них, например, вытащили из дома в трусах. Всех заковали в наручники и увезли в отдел.

 «[Правоохранители] в результате проводимых оперативно-разыскных мероприятий по подозрению в создании и участии в экстремистском сообществе задержали десятерых жителей КБР», — сообщили в МВД по КБР.

 Против девятерых членов группировки возбудили уголовное дело по части 2 статьи 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе), а против 40-летнего главаря банды — по части 1 статьи 282.1 (создание экстремистского сообщества). Пострадавшими по делу проходят 14 местных жителей Тырныауза.

         Где еще в России орудовали «шариатские патрули»

 В 2022 году в Кабардино-Балкарии уже проходил суд над участниками «шариатского патруля». Группировка действовала на территории селения Анзорей. На скамье подсудимых тогда оказались 11 участников сообщества, все получили условные сроки. По данным издания «Кавказский узел» (внесено Минюстом в реестр СМИ-иноагентов), обвиняемые запугивали местных жителей угрозами и избиениями. В материалах дела говорится о пяти случаях применения силы.

Кроме того, в 2017 году в Москве возникло движение «Стоп Харам», напоминающее «шариатский патруль». Его участники выходили на рейды по улицам столицы, делали замечания людям, которые курят или употребляют спиртное. Все это они снимали на камеру и выкладывали видеоотчеты в интернете. Всего вышло шесть выпусков.

 «Запрещено курить, пить прилюдно. А то пять мужиков соберутся с алкоголем и орут матом в переходе, а тут женщины ходят, боятся их. Мне без разницы, какой национальности или религии этот человек. Я сказал об этом отдельно в видео, но по факту не могу пройти мимо любого курящего человека», — заявлял основатель движения «Стоп Харам» Ислам Исмаилов.

 Политолог Руслан Курбанов хорошо помнит эту акцию в Москве. Он рассказал NEWS.ru, что изначально участники этого патруля делали замечания приезжим мигрантам: таджикам, киргизам, узбекам — выходцам из среднеазиатских республик. Однако, по словам политолога, позже участники проекта стали приставать с замечаниями к русским девушкам, а парню из-за внешнего вида разбили камеру. После этого и разгорелся крупный скандал.

 Жители Троицка в 2021 году заподозрили, что в их городе появился «шариатский патруль». Бородатые мусульмане патрулировали город и следили за общественным порядком. Однако оказалось, что это сотрудники ЧОП «Корвет» из Видного. Отряд, состоящий преимущественно из чеченцев, наняла местная администрация для поддержания порядка на улицах Троицка. Эксперимент продлился месяц.

 Еще один «шариатский патруль» замчечен в селе Базарные Матаки в Татарстане в 2014 году. Там произошел конфликт между представителями местных мусульман, среди которых немало гастарбайтеров, и активистами движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни».

Тогда в Сети писали, что «ваххабитов побили». Больше сообщений о деятельности «шариатского патруля» в Татарстане не поступало.

Что вообще такое шариатский патруль

 Специалист в области государственно-конфессиональных отношений, судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко сообщил NEWS.ru, что понятие «шариат», согласно одному из переводов с арабского языка, означает не только практические религиозные предписания для мусульман, но и справедливость в широком смысле. Поэтому, по его мнению, некоторые группы мусульман, которые хотят справедливости, часто именуют себя «шариатскими патрулями».

         «Подобные группы в своей попытке навести некий порядок на территории, которую они посчитали своей, в подавляющем большинстве случаев используют в качестве образца не Коран и сунну пророка Мухаммеда, а некие собственные критерии справедливости „чистой веры“. При этом зачастую критерии религиозной справедливости у таких патрулей носят явно сектантский и даже экстремистский характер, не имеющие ничего общего с традиционным исламом», — сказал Иванишко.

 Он считает, например, что мусульман из Средней Азии, которые напали на подростков в Балашихе из-за их внешнего вида, можно считать «шариатским патрулем». Религиовед отметил, что в некоторых регионах России такие группировки не любят идентифицировать себя именно как «шариатские патрули». Они, по мнению Иванишко, придумывают себе разные пафосные наименования, но по своей сути являются патрулями.

 Руслан Курбанов объяснил, что шариатский патруль — это подразделения полиции в некоторых мусульманских странах, которые отвечают за контролирование соблюдения гражданами исламских канонов. Они действительно существуют, например, в Саудовской Аравии, Афганистане. Но в России шариатских патрулей по определению не может быть, отметил он.

 «Шариатский патруль в России — это журналистский штамп, пропагандистское клише. В России их не существует, тем более чтобы они массово ходили. Под это пытаются подвести разные явления. Сделать замечание, что так поздно девушке нельзя гулять на улице, распивать на людях спиртные напитки, это всегда на Кавказе существовало. Можно ли это назвать „шариатскими патрулями“? Я думаю, что нет», — объяснил Курбанов.

 По его словам, в мусульманских регионах на Кавказе до сих пор «старшие младшим, более религиозные менее религиозным делают замечания», напоминают, как подобает вести себя в традиционном обществе.

Как предлагается решить проблему с «шариатскими патрулями»

 Игорь Иванишко уверен, что многие эпизоды деятельности «шариатских патрулей» хорошо известны экспертам, но не попадают в СМИ. По его словам, в некоторых случаях, когда представители общественных и правозащитных организаций бьют тревогу о бесчинствах таких патрулей, местные власти часто пытаются противодействовать им, защищают «правоверных шариатских активистов».

 «Заигрывание местных чиновников с активистами из „шариатских патрулей“ — это абсолютно ошибочный вариант решения проблемы, так как протягивание руки дружбы от региональных властей данные активисты воспринимают как проявление слабости и сигнал к дальнейшей радикализации», — заявил Иванишко.

 Он добавил, что федеральные власти сейчас пытаются нейтрализовать угрозы и решить ситуацию с подобным деструктивным явлением. Ведь в некоторых регионах данная проблема носит затяжной, хронический характер и без вмешательства центра, федеральных властей невозможно будет эффективно устранить данную проблему, уверен эксперт.

 Руслан Курбанов заявил, что сегодня не только мусульмане делают замечания людям на улице: русские национальные общины тоже организовывают мобильные отряды, которые реагируют на неподобающее поведение мигрантов.

 «Там тоже есть грубость, нападения. Механизм мобилизации один и тот же и у русских, и у мусульманских общин. Но тут уже срабатывает право доминирующей культуры, местной культуры», — считает Курбанов.

 

Однако политолог уверен, что проблему можно решить миром. По его мнению, нужно проводить работу: мусульманским общинам со своими единоверцами, а русским — со своими. Кроме того, Курбанов предложил проводить совместные встречи, чтобы наладить диалог и договориться о границах допустимого в конфликтных ситуациях.

 «Здесь очень важен диалог, народная дипломатия, общественный консенсус, который достигается только путем взаимодействия между собой лидеров национальных общин. Если мы выстроим сеть взаимодействия национальных общин, организаций, обмен опытом, согласование того, что мы считаем приемлемым, тогда общественная ситуация будет здоровее. Мы начнем друг друга больше ценить, понимать», — сказал он

 Курбанов отметил, что пересечение тонких граней между общинами мусульман и сообществами русских людей очень болезненно воспринималось раньше и воспринимается сейчас. Поэтому, по его мнению, ни в коем случае нельзя пересекать эти границы, пытаться навязывать свой образ жизни, свои убеждения окружающим. Политолог заявил, что стоит помнить об уважении к традициям друг друга.