Работа и зарплата – вчера и сегодня

В своей статье, опубликованной на РБК, известный бизнесмен и новоиспеченный политик Михаил Прохоров высказал два тезиса, связанные с его позицией по трудовому законодательству. Они внятные и последовательные, и потому заслуживают того, чтобы их обсуждать и делать, в том числе, практические выводы.

 

Первый тезис – это утверждение о том, что самому Прохорову не понятно, почему его призывы к изменению Трудового кодекса вызывают активно-негативную реакцию: "Пересмотр трудового законодательства – вещь на самом деле достаточно формальная. К тому, как у нас в реальности строятся трудовые отношения, Трудовой кодекс имеет очень условное отношение. Если завтра его вообще отменить – тихо, без кампании в СМИ – этого вообще, скорее всего, никто не заметит ... Почему это вызывает такой ажиотаж – для меня загадка. Де-факто трудовые отношения в России строятся совсем не по Трудовому кодексу. Большинство их вообще вне правового поля... Сейчас люди работают столько, сколько надо – в соответствии с тем, как они договорились с работодателем".

Второй тезис, цитируя Прохорова, выглядит так: "То, как мы работаем, не соответствует тому, как мы хотим потреблять. Вот реальная болевая точка. Вот о чем надо говорить. И давайте об этом говорить. Именно об этом... Многое изменилось за последние 20 лет? Многие стали работать больше? Очень немногие. Если брать в масштабах страны. Нужно ли сейчас работать больше, чтобы просто выжить? Тоже нет. Но если всем хотеть иномарки, японские телевизоры и отпуска за границей, то да. За это надо работать больше".

Между прочим, первое утверждение бизнесмена абсолютно справедливо. Однако вопрос о том, хорош ТК или нет – явно вторичен на фоне вопроса, соблюдается он или нет. Но если он не соблюдается (а дело обстоит именно так) то, в первую очередь, потому что настаивать на его соблюдении может оказаться себе дороже, чем согласиться с работодателем на его условия. Работодатель имеет возможность отомстить тому, кто пытается быть законопослушным работником. Но считается, что государство у нас – социальное. И если это действительно так, то именно оно должно создать условия, при которых любые покушения на ТК со стороны работодателя дорого ему обходились.

 

Законы должны рассматривать нарушение работодателем Трудового кодекса, как антиконституционную деятельность

Законы должны рассматривать нарушение работодателем Трудового кодекса, как антиконституционную деятельность, разжигание социальной розни и провоцирование массовых беспорядков. Нарушение трудового законодательства или попытка оказания давления на работника должны караться не формальными штрафами, а лишением лицензии, конфискацией активов и передачей предприятия в управление и собственность трудового коллектива. И меры, обеспечивающие контроль за исполнением ТК должны быть такие, как узаконенная обязательность существования на предприятии профсоюзной организации и комиссий согласия, образованных из состава работников, имеющих право приостанавливать любые распоряжения администрации, нарушающие Трудовой кодекс, и отстранять от исполнения обязанностей любое лицо с вызовом на предприятие представителей прокуратуры. Плюс к этому необходимо создание многоканальных горячих линий Трудовой Инспекции с обязанностью выезда ее оперативной группы по поступившему ей звонку.

 

Второе утверждение Прохорова не менее важно и, на первый взгляд, более чем резонно: "Хочешь лучше жить – лучше работай".

Почти социалистический лозунг – "От каждого по способностям, каждому по труду". Но возникает вопрос – лучше работать, чем когда? Прохоров говорит о последних двадцати годах. Лучше сказать о двадцати пяти, потому что двадцать лет назад "духовные отцы" нынешнего олигарха уже дезорганизовали всю прежнюю экономику.

Допустим, человек хочет лучше жить и получать больше, чем в 1986 году. В ответ ему говорят, что он не стал работать лучше, чем тогда, поэтому и получать больше не может. Казалось бы, логично. Но за скобки выводится главное: если предположить, что он работает также, как и 25 лет назад (по качеству и ответственности, ясно, что операции могли измениться), то он вовсе не получает в реальном денежном эквиваленте столько же, сколько получал тогда. Потому что тогда больше половины населения страны получали более 150 рублей в месяц. Но тогдашний рубль – это минимум 200 (если уже не 250) нынешних рублей. Во всяком случае, билет на городской автобус в то время стоил 5 копеек, а сейчас в Москве – 27 рублей. То есть, коэффициент – 1 к 500.

Сейчас больше 30 тысяч рублей в месяц получает не более 20 % населения. То есть, если человек и готов работать сегодня также хорошо, как и 25 лет назад, – платят ему за это примерно вдвое меньше. А чтобы платить также как тогда, требуют, чтобы он работал намного больше. Но с какой стати он должен делать это за ту же зарплату, что и четверть века назад? В лучшем случае, он будет работать во столько раз меньше и по количеству и по качеству, во сколько раз меньше ему платят сегодня.

 

Если человек и готов работать сегодня также хорошо, как 25 лет назад, платят ему за это примерно вдвое меньше

Прохоров говорит о том, что "все хотят иметь иномарки, японские телевизоры и отпуска за границей". За это, мол, и надо работать больше. Ну, что касается японских телевизоров, то приличная японская панель с диаметром в два с половиной раза больше, чем у цветного телевизора 80-х годов стоит порядка тех же 30 тысяч рублей (150 "брежневских"). Тот самый цветной отечественный телевизор стоил от 300 до 600 рублей, т.е. в 2–4 раза больше в сопоставимых ценах. Но тот телевизор был почти в каждом доме, а эта панель – у каждого десятого. Почему за японскую панель, которая стоит в 2-4 раза меньше, чем отечественный телевизор, нужно работать в несколько раз лучше и больше – непонятно.

 

Что касается отпуска за границей, то на него ориентированы порядка двух процентов российского населения. Даже на Крым больше – пять процентов. Сегодня отдохнуть за границей можно за сумму в 20-30 тысяч рублей. В советских деньгах это 100-200 рублей. Любой советский гражданин, выехав на отдых в Крым, обычно тратил до 300 рублей з три недели отдыха. Почему заработать на отдых в Греции рядовому россиянину сегодня сложнее, чем тогда заработать на отдых в Крыму, если тот отдых обходился дороже, знает лишь Прохоров.

Прохоров хочет заставить людей работать лучше и больше, чем они работали в 80-е годы. Только для начала он и ему подобные олигархи должны вернуть им ту зарплату, которую люди имели четверть века назад.

Все же, в общем-то, понятно. Предприниматели и обслуживающее их государство стали платить работникам много меньше, чем платило государство, которое было разрушено два десятилетия назад. Поэтому не нужно удивляться тому, что теперь работники не хотят работать на них лучше, чем работали тогда.

Предприниматели потому и стали богатыми, что двадцать лет клали себе в карман более половины того, что зарабатывали работники. И на вполне риторический вопрос, какое государство лучше – "тоталитарное" или "демократическое", есть только один честный ответ: "То, которое больше платит за равную работу".