Выездная налоговая проверка - театр абсурда

На модерации Отложенный


Если формы налоговой отчетности уподобить показаниям под присягой, то выездная налоговая проверка соответствует обыску для проверки этих показаний.

Главное отличие выездной проверки от камеральной состоит в том, что можно анализировать базу данных бухгалтерских проводок, а также провести документальную проверку по принципу «есть документ - есть проводка, нет документа - нет проводки».

Одним словом, выездная налоговая проверка – это и есть настоящая налоговая проверка, а камеральная проверка является, по сути дела, лишь тестом на соблюдение правил заполнения налоговых деклараций, не более того.

На крупных предприятиях и холдингах, помимо мощного департамента бухгалтерского учета и отчетности, имеются, как правило, подразделения внутреннего аудита.

Крупные предприятия регулярно проходят аудит, обычно их обслуживают несколько аудиторских фирм, среди которых бывают даже представители т.н. «большой четверки».

Почему же в ходе выездной налоговой проверки так часто выявляют проблемных (как правило, фиктивных) поставщиков?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо сначала в полной мере осознать, что выездная налоговая проверка в России в настоящее время является не проверкой достоверности бухгалтерского учета, а проверкой того, найдут или не найдут серьезные нарушения этой достоверности.

Вопрос "является ли бухгалтерский учет достоверным", просто не стоит: конечно же бухгалтерский учет подавляющего большинства предприятий не является достоверным, т.к. в нем, в первую очередь, не отражены операции по теневому выводу средств при помощи фиктивных поставщиков. А без таких операций откуда же возьмутся средства на взятки и откаты, без которых - никуда?

В итоге в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация:

  • ни для кого не секрет, что практически на всех предприятиях имеет место теневой вывод средств за счет платежей фиктивным поставщикам;
  • практически все предприятия передают в налоговые органы положительные аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерского учета.


Очевидно, что при таком положении дел аудиторские заключения практически не влияют на ход и результаты выездной налоговой проверки. Тем более они не влияют на ход расследования уголовного дела.

Поэтому, кто бы в России в настоящее время ни выдавал положительные аудиторские заключения – аудиторская фирма из Сызрани (если там, конечно, имеется аудиторская фирма), или всемирно известная компания «Pricewaterhouse Coopers» - заранее ясно, что такие заключения недостоверны.

Однако заказчику предъявлять претензии к аудиторам, как правило, бессмысленно - проверка достоверности бухучета в аудите проводится выборочно (федеральный закон "Об аудиторской деятельности").

Более того, аудиторская выборка в действительности, как правило, согласовывается с заказчиком – ведь к аудиторам обращаются (и платят немалые деньги!) за положительным заключением, а не за отрицательным.
В результате предприниматели платят:

  • аудиторам - за положительные заключения, проку от которых при проведении выездной налоговой проверки (или в ходе следствия) никакого нет;
  • руководству территориальных инспекций ФНС- взятки по итогам выездной налоговой проверки, чтобы доначисляли, но не очень. Прямо как в анекдоте, когда жена умоляет пьяного деспота Ваню: «Бей, только не по морде …». Либо за то, чтобы их вообще не проверяли - убрали бы из плана проверок на 2 – 3 года и делу конец. Основная причина таких платежей - простота выявления фиктивных поставщиков из-за неготовности предприятий к целенаправленному их выявлению;
  • в бюджет - доначисленные по результатам выездной проверки налоги, штрафы и пени.


Абсурдности ситуации добавляет то, что «решать вопросы», связанные с выявлением обнала, приходится тоже за счет обнала. При этом все участники процесса, по сути дела, кровно заинтересованы в услугах фиктивных поставщиков:

  • предприниматели - из-за "оптимизации" налогообложения (реальная прибыль прячется в фиктивных затратах, вместо налога на прибыль - процент за обнал, что значительно меньше);
  • иногда аудиторы являются посредниками между предпринимателями и налоговиками при «решении вопросов» по результатам выездной проверки, оказывая ценные услуги и тем и другим, повышая тем самым свой рейтинг среди как заказчиков (умеют "решать вопросы"), так и среди руководства территориальных налоговых инспекций (помогают "зарабатывать"). Иногда аудиторы предлагают свои услуги и по обналу, многократно завышая в договорах цену своих услуг и возвращая разницу налом без отражения в учете. Проценты берут, правда, немалые. Как в буржуазных романах – дамы из приличного общества берут больше, чем девицы легкого поведения;
  • налоговики, будучи чиновниками с соответствующими окладами, не имеют другой реальной возможности поучаствовать в дележе общего пирога под названием "теневые обороты" кроме как выявлять эти обороты и получать свою долю (правила игры: нашел - получи).

     

Полагаю -  изложенное выше не является новостью для руководителей предприятий, на которых и рассчитана, в первую очередь, эта серия заметок.