Исторические корни казачества.

На модерации Отложенный

Происхождение слова «казак» и «атаман».

Происхождение самого слова «Казак» имеет несколько гипотез.
Слово «Казак « существовала издревле в языках многих народов Востока средней и малой Азии, Кавказа.
У персов –казак- стоящий на службе и оплачиваемый казной.
У арабов- всадник, сражающийся за веру и законы пророка.
У монгол- свободный воин, крепкий оплот, страж границ.
В обобщенном варианте -это вольный человек.

Вольные люди собираясь вместе для более успешного выживания и стали называться казаками. Часто они жили разбойным промыслом, были храбрые и отчаянные воины. Эти качества и определили их дальнейшую служивую судьбу.

Происхождение слова «Атаман» имеет несколько гипотез.
1 От германских разбойничьих ватаг. Их главари назывались ваттманы ( отсюда казачья транскрипция- атаман).
2. От монгольского слова существовавшего в их военном обиходе- отец-командир. Так назывались темники -полевые командиры татаро-монгольских войск.
Военачальники поселений «Ордынской Руси» не носили

монголо-татарских титулов: князей,( кон-аз) беков и пр., а назывались воеводами , темниками и урядниками.

Современные исследователи слова «Атаман» считают, что оно происходит от слияния двух монгольских слов: «ата»-батя или отец; и «темен» или темник- отец –командир. Получается – атамен- отец, военноначальник. Таким образом слова «атаман» осталось от Ордынской Руси, как и слово «гетман» на Украине. (Энциклопедия русского языка. Горячев.

Исторические исследования свидетельствуют о том, что во времена Золотой орды казачьи соединения участвовали в татаро-монгольских походах. Казачьи поселения в Диком поле существовали за долго до нашествия татаро- монгол. С распадом Золотой Орды Русские князья начинают привлекать казаков для охраны границ и выполнения других служивых функций. За свою службу русским князьям казаки получали награду в виде земель, свободного проживания и самоуправления по своим обычаям и уставам. Уже в те далёкие времена у казаков формируется особая форма самоуправления, которую на современном языке можно назвать уникальной демократией. Выборность своих командиров осуществлялась на казачьем круге, казачье войско полностью обеспечивало провиантом семьи погибших казаков, помогало снаряжением, обрабатывало земельные наделы пострадавших семей

Внутренние изменения в казачьем быту начались после того, как они в 1671 ( Алексей Михайлович) году принесли присягу на службу московскому царю, чем поставили себя в определенную зависимость от Москвы ( реестровые казаки). ( Речь идет о Донских казаках, Яицких и Сибирских. Независимая Запорожская Сечь будет уничтожена только через сто лет при Екатерине Великой. И тогда же возникнет Кубанское войско

Со времен Петра Великого старые казачьи льготы стали урезаться. Так была запрещена прямая выборность казачьих войсковых атаманов, а посылались три кандидатуры из которых один утверждался государем.
В царствование Николая Павловича главным атаманом казачьих войск стал назначаться наследник престола, а на местах ставились наказные атаманы. Урезание казачьих льгот привело к нескольким крупным казачьим бунтам

Коренным отличием казачества от жителей центральной России являлось отсутствие в казачьих землях крепостного права, угнетения человека человеком, дух свободолюбия и независимости, вооруженность казачьих поселений. В казачьих землях не было анархии , но была военная дисциплина. Служению государю, и отечеству было главной задачей казачьих поселений.

Сущность казачества составляла:
- собственность на землю;
- самоуправление;
- военизированность поселений.
Именно эти основы казачества и были уничтожены советами после переворота 1917 г.
Принципами казачества были:
«Свобода, равенство, братство».
Позже: « За веру , Царя и Отечество».
Сегодня: «Все казаки- братья». «Честь, семья, Отечество».

Казаки в истории России.

Во времена князя Владимира и крещения Руси за Хазарским каганатом приходят на Русь орды половцев и печенегов. О них идет речь в летописях об Илье Муромце. Тогда же появляются и первые орды татар из-за Волги.
В 1224 г. Объединенное войско русских князей и половцев потерпело поражение на Калке от татаро- монгол, которые потом ушли на несколько лет ( до нашествия Батыя ( 1237 г.). С нашествием войск Батыя степные просторы ниже современной Рязани, называемые «Диким полем», где селились казаки, оказываются в тылу Золотой Орды. Многие свободные воины примыкают к войскам Золотой Орды, участвуют в совместных походах. В Золотой Орде казаки переняли тактику боя, кочевой быт. В составе Золотой Орды свободные люди выполняли служивые функции связных, почты и пр. Но не смотря на это они не ассимилировались полностью и оставались своеобразным этносом смешанных кровей. Поселения русских казаков в составе Золотой Орды поставлены были в условия, которые должны были отвечать требованиям подготовки к военным действиям и несению военной службы, к порядкам, существовавшим в кочевом быту монгол.
Главными средствами существования были скотоводство. Коневодство, охота и рыболовство. Военные походы, добыча от которых составляла одно из главных средств существования кочевников.

Земледелие, как отвлекающее от главной цели, и требующее непрерывного труда на земле, было запрещено. Казаки-скотоводы и коневоды. Тесно связанные со степными просторами, большую часть времени проводила на пастбищах скота и табунов лошадей, были постоянно на коне и имели меткий глаз для стрельбы. Казаки были поставлены в условия, при которых вырабатывался хороший наездник и стрелок,- те качества, которые составляли главные свойства бойца полевой конницы кочевников.

Поселения казаков в Диком поле существовали и до Батыя и с приходом татаро- монгол вольные люди зачастую были на службе в Золотой Орде. И не случайно в войсках Золотой Орды были казачьи соединения. И только с распадом Золотой Орды русские князья стали привлекать казаков для охраны своих рубежей и других служивых функций , требующих смелости, отваги, выживания в тяжёлых условиях Дикого поля. В войсках Ивана Грозного при взятии Казани уже были более 10000 казаков). На определенном этапе своего развития, казаки переходят на оседлый образ жизни, становятся хлеборобами, не оставляя основного занятия- ратного дела.

Служение русскому государству по охране границ неизбежно требовало определённого «притирания» , трансформации казачьих обычаев, традиций, законов и принципов жизни под законы русского государства. Русские государи, решающие свои стратегические задачи, зачастую насильно навязывали свои «правила игры» казакам, не имевшим таких стратегических государственных интересов. (Петр I, Екатерина Великая и др.). Это зачасчтую приводило к бунтам и военным конфликтам ( Булавин, Степан Разин, Пугачёв и др.). Иначе говоря, процесс становления казачества в рамках государства российского был чрезвычайно сложным и неоднозначным. И хотя казаки всегда служили своему отечеству, привязанность к собственной земле вносила свои коррективы. Именно местечковые интересы зачастую становились причиной несогласованности действий отдельных казачьих войск ( например в период гражданской войны 1918-1920 г.), что в конечном итоге привело к поражению Белой армии.

Разобщенность казачества наблюдается и в настоящее время, в период начала возрождения казачества. Эта разобщенность ( реестровые, не реестровые и пр.) исходит не от казаков, а от властей, что надо понимать. Для казаков не должно иметь никакого значения то, какая аббревиатура стоит на его шевроне. Все казаки- братья и служат своему отечеству- это главное. И счастье казака всегда состояло в служении своему отечеству , а если потребуется- вкусить смерть за свободу отечества.

Роль казаков в становлении Российской империи.

Как показывает история государства российского, казачьими сёдлами и казачьей кровью Московская Русь выросла в Российскую Империю.

С 1579 г. по 1585 г. донской казак Ермак Тимофеевич со товарищами присоединяет к русскому царству- Сибирское царство.

В пору правления Михаила Фёдоровича в дальние восточные земли отправился казачий отряд Василия Пояркова (1643-45), который по Амуру вышел в Даурию.

После вступления на престол его сына-Алексея Михайловича, весной 1647 г. отряд казаков под предводительством Семена Шелковникова явился на реке Улье, впадающей в Охотское море. С устья Ульи казаки переправились к устью реки Охоты. Но Охоту взять им надобно было с большого бою, разбить тунгусов, которые собрались числом больше 1000 человек. Казаки поставили острожек в устье р. Охоты, а морю дали имя Охотское.

В это же самое время (1648 г.) в дальние восточные земли двигались и другие казачьи отряды. Отряд С.И. Дежнева в тяжелейших трудах, муках и лишениях достиг крайней точки азиатского континента, разделенной от американского континента проливом. Этот пролив назван именем казака Дежнева С. И. Нам надлежит помнить в веках наших великих предков-героев.

Другой русский землепроходец Ерофей Хабаров, снарядив экспедицию за свой счёт, с отрядом казаков присоединяет приамурские земли к России.( 1649-530. Хабарову пришлось вести борьбу не только с воинственными местными племенами, но и с отрядами китайского багдыхана, имеющего своё влияние в этих землях.

По следам Семена Дежнева (1695-1697) на Камчатку высаживается казачий отряд под руководством Атласова Владимира Степановича. Казаки открывают Авачинскую бухту и закладывают город Петропавловск- Камчатский. Местные малочисленные жители камчатки -коряки встретили казаков не дружелюбно, но казаки нашли с ними общий язык и дружбу

Царь Петр I хорошо понимал необходимость выхода России к южным морям, Азовскому и далее Черному. Но после известного оставления Азова казаками и его разрушения ( 1642 г. При Фёдоре Михайловиче), Азов вновь был занят Турками и восстановлен как крепость, закрывающая выход в Азовское море. В 1695 г. Петр решает начать войну с Турцией за Крым и Азов иначе говоря, решать те самые задачи, которые давно решали Донские днепровские казаки и которые не поддерживались прежними правителями России. И Азов был взят и присоединен к России.

Но при ПетреI было введено наибольшее количество ограничений вольности казаков. Он упразднил систематичность Войсковых Кругов, заменив их собранием выборных, ввел новый порядок снаряжения на службу по очередям, При гетмане днепровских казаков была учреждена коллегия надзора за его деятельностью ( из-за недоверия), что вызвало возмущение казаков.

На Дону тоже были изменения. Так Донская епархия упразднялась и была подчинена воронежскому митрополиту. В ведение воронежского митрополита были переданы и донские монастыри, построенные на средства казаков. Донское войско из Посольского приказа переводилось в ведение Сената. С другой стороны Петр призвал казаков к земледелию, Разведению садов и виноградников, чего до этих пор тан не было. В этом деле он организовал государственную помощь, привезя из Франции мастеров виноградарства и виноделия.

В 1725-1730 г. первая экспедиция Витуса Беринга пытается найти пролив между Россией и Америкой. (Дежнев достиг мыса, но не переходил через пролив). Однако первый раз В.Беринг не смог открыть американский берег. Он обследовал Курилы и открыл острова, названные в его честь Командорами. В1733-1741 вторая экспедиция Витуса Беринга и Чирикова с отрядом казаков. Витус Беринг , как и многие казаки, умирает на одном из командорских островов. Но отныне эти земли принадлежат России

Созданные указом Екатерины Великой (1792 г.) из донских и приднестровских казаков Кубанское и Терское казачьи войска явилось плацдармом присоединения Кавказа к России. В непрерывных войнах и схватках с кавказскими народами закалялось Кубанское и Терское казачьи войска. Многие сотни геройских подвигов помнит Кубанская и Терская земля.

Казаки на Тереке появились еще со времен Тмутараканского княжества ( X-XIIв.) как смесь сарматских племен и гуннов. В 15 в. К ним присоединились бежавшие на Кавказ « сторожевые казаки» Великого княжества Рязанского. После завоевания Астраханского ханства воеводы Ивана Грозного заключили с терскими и гребенскими казаками, говорящими на русском языке, союз о взаимопомощи против татар. Они жили в районе реки Аргун и Сунжи по гребням ( склонам) Терского хребта.

Русское правительство еще с тех времен снабжало терских и гребенских казаков вооружением, припасами и использовало их для борьбы против крымских и ногайских татар и горских князьков. Но в 1653 г. персидское войско и их союзники разорили большинство казачьих поселений, уничтожив их население или уведя в рабство. ( «Кызылбашинское разорение»). В 1685 г. терские казаки были временно оттеснены с гор, а в 1707 г. большинство их поселений было уничтожено султаном Каибом , уцелевшие ушли вниз по Тереку. В 1722 году во время персидского похода Петра I была заложена крепость Кизляр и далее Моздок.

Еще при Елизавете Петровне с крепости Святой Крест( на р. Сулак) был послан отряд казаков на земли народа Нахчи привести их к порядку за нападения на заставы казаков. В 1732 г. у аула Чечень произошло столкновение племен Нахчи с русскими, после чего эти племена стали называть Чеченцами. А небольшая группа племен чеченов- Галган, заключив союз с Россией выделились в отдельный этнос - Ингуши. В 1817 г Генерал Ермолов заложил на р. Сунже крепость Назрань куда переселил часть Галган- ингушей от набегов чеченцев. В 1818 Ермоловым была заложена крепость Грозный. Казачьими седлами прирастает Россия на Западе и Востоке, севере и Юге. Именно Кубанцы, Донцы и другие ратные люди России своею кровью присоединяют к России Кавказ.

Казачество в XX в .

Двадцатое столетие в истории казачества стало наиболее трагичным.Героически пройдя через мясорубку Первой мировой войны, в которой казаки вписали множество славных страниц, они оказались в ещё более страшной реалии- гражданской войне, развязанной в России теми, для кого Россия была всего лишь «плацдармом мировой революции» , а не отечеством. Злым силам через ложь и коварство удалось противопоставить не только большую часть русского народа против казачества, но и внести раскол в казачью среду.

В этой страшной братоубийственной войне русские люди стали убивать друг друга, а власть в конечном итоге была захвачена иноверцами. После окончания гражданской войны и поражения Белой армии новая власть начала тотальное уничтожение казачества, которой вошло в историю под проектом «расказачивания».

В СССР вступает в силу выполнение указания от 24 января 1919 г. подписанного Я.Свердловым о « расказачивании». в ряде последующих указав Л.Троцкого задача уточнялась- искоренить казачество как народ, как этнос так как именно казаки являются потенциальной угрозой новой власти, имея оружие , собственную землю, и самоуправление. Формируются карательные отряды преимущественно из нерусей и иноверцев, которые посылаются на Дон и Кубань : латышских стрелков, чехов, китайцев и др. Руководит карательными акциями преданный Сталину Лазарь Каганович. На Кавказе власти открыто раздают оружие местным жителям, натравляют их на казачьи селения, одновременно разоружая казаков. Поводом для репрессий служат невыполнения завышенных государственных заказов, которые оставляли без семян и еды самих хлеборобов. На Дону и Кубани создаются списки провинившихся станиц- «Черные доски», жители которых в назидание другим должны быть полностью уничтожены. Таких станиц на Кубани определено 13, а на Дону две станицы. Уничтожение станиц проводилось по плану. Станицу окружали каратели, отрезали от реки, чтобы жители не могли ловить рыбу. Изымали все продовольствие и скот, расстреливали все мужское население , молодых женщин угоняли в Сибирь на каторжные работы, а детей и стариков обрекали на медленную голодную смерть. И когда вся станица вымирала, каратели собирали трупы в повозки и закапывали в общие ямы.

Запомните названия этих казачьих станиц.

Донские: Мешковская, Боковская и 13 кубанских: Стародеревянковская и Новодеревянковская, Новорождественская, Темиргоевская, Медведовская, Полтавская, Незамаевская, Уманская, Ладожская, Урупская, Старокорсунская, Старощербиновская и Платнировская.
Из воспоминаний казаков.

Выжил - кто выжил. Кто сумел приспособиться к людоедской власти. В 20-30-х годах за хранение дедовской черкески, кинжала, старых фотографий можно было запросто лишиться жизни - потому и мало что сохранилось по станицам. Старики завещали хоронить себя со снимками близких на груди. А выжившие молчали долгие годы. Чудом, едва не в последний миг оказалась пробужденной народная память. Но нужна ли она новым поколениям? Молодые с трудом верят во все это. Такое просто не укладывается в голове. Но это - было!

Кровожадный член Донского ревкома Исаак Исаевич Рейнгольд (тоже «жертва сталинизма») деловито рапортовал своим соплеменникам в ЦК РКП (б):
«…Почувствовав себя победителями, мы бросили вызов казакам, начав их массовое физическое истребление. Бесспорно принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правилен. Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически…». («Родина», 1998, №3, с.77)

После окончания Гражданской войны Орджоникидзе смело продолжил мероприятие начатое им в 1918 году: выселение казачьих станиц…» (Разгон И. «Орджоникидзе и Киров, и борьба за власть Советов на Северном Кавказе 1917-1920 г.г. - М., 1941, с.323). Он заявил: «Мы определённо решили выселить 18 станиц с 60-тысячным населением по ту сторону Терека…». В результате «станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам - ингушам и чеченцам». (Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи, т.1. - М., 1956, с. 76. 131, 193)

Но вернемся пока на Дон. 3 февраля 1919 г. появился секретный приказ председателя РВС Республики Троцкого, 5 февраля - приказ N 171 РВС Южного фронта "О расказачивании". Тогда же директива Донбюро РКП(б) прямо предписывала -

а) физическое истребление по крайней мере 100 тысяч казаков, способных носить оружие, т.е. от 18 до 50 лет;

б) физическое уничтожение так называемых "верхов" станицы (атаманов, судей, учителей, священников), хотя бы и не принимающих участия в контрреволюционных действиях

в) выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области;

г) переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц…

8 апреля 1919 г. - очередная директива Донбюро: "Насущная задача - полное, быстрое и решительное уничтожение казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, распыление и обезвреживание рядового казачества…" На очередном своем заседании, 22 апреля, Оргбюро ЦК приняло новые "предложения т. Сырцова", суть которых сводилась все к тому же: "По отношению к южному контрреволюционному казачеству проводить террор; заселять казачьи хутора выходцами из Центральной России; - мобилизовать, вооружив крестьян. Всё это было, помните об этом люди! Подробнее о зверствах расказачивания можно прочесть в книге «Без срока давности» ( М:, 2007) Черникова В.В., подхорунжего ст. Тайнинской г. Мытищи Московской обл. , в казачьем журнале «Станица», других источниках.

О возрождении Казачества.

Сегодня наблюдается процесс возрождения казачества, трудный и неоднозначный. Казачество, его традиции, обычаи, культура , ментальность формировались на протяжение длительного времени, в непрерывно изменяющейся среде. Изменялись отношения между государствами, менялись государственные границы и типы власти, менялись вооружения армий, менялась экономическая и информационная среда. Изменялось и казачество. Из кочевников казаки стали оседлыми, приобщились к сельскому хозяйству. Вступая в те или иные отношения с государством, казаки вынуждены были изменять внутренние уставы казачьей жизни. И это естественный процесс развития человеческого общества.
Однако оставалась неизменным их главная задача- охрана рубежей России . Именно эта главная задача и определяла те самые преференции Московского государства- собственность на землю, демократическое самоуправление и особенности того самого быта казаков - военизированность их поселений. Вокруг этих трёх начал и формировались все бытовые, культурные, экономические, правовые и прочие отношения.

Около 80-ти лет назад в СССР были уничтожены все эти основания. Под корень были вырублены собственность на землю, основы демократического самоуправления и военизированность казачьих поселений. Физически были уничтожены казаки -носители казачьей ментальности, культуры, обычаев, традиций, быта. За прошедшие 80 лет значительно изменилась социально -экономическая среда.

После «демократической « революции 1991 г. Были продекларированы новые отношения к казачеству, в частности возможность подать судебный иск за экспроприированные после 1917 г. земли и хозяйство. Правда для этого надо было представить в МВД все документы на землю, на хозяйство , на расстрелянных родственников. Конечно, таких документов никто из случайно выживших представить не мог, поскольку советская власть не выдавала расстрельные документы невинно убиенным казакам.

Но не смотря ни на что, оставшиеся в живых начинают медленно и осторожно возрождать хоть какие –то начала казачества. Проще всего конечно, одеть казачью форму, учредить казачью организацию, написать устав , избрать атамана, начать посещать православный храм, и пр... С одной стороны- это не есть казачество. А с другой стороны- с чего то надо начинать. По всей стране начинают возникать казачьи «станицы», «хутора», «курени» и прочие объединения не только в исконно казачьих краях, но и там, где казаков отродясь не было. В казачьи общины начинают объединяться потомки казаков, расселившиеся по всей России, зачастую имеющие к казачеству отдаленное отношение, а то и вовсе никакого. Активность процесса возрождения насторожило власти. И чтобы процесс не стал неуправляемым, в верхах принимается решение процесс взять под контроль. Старая мудрость гласит: «Если не можешь остановить процесс- возглавь его и веди куда надо тебе». И вот уже возникаю войсковые структуры, управленческие пирамиды с Верховным командующим и представителем при президентской администрации. Возникают так называемые реестровые казаки , т.е стоящие на учёте в государственной пирамиде управления казачеством и не реестровые, объединяемые как общественные организации.

Реестровые казаки, находясь под «крышей» правительства, получают преференции в виде возможности организовывать бизнес структуры, покупать земли , получать различные квоты (как во времена КПСС). Все это незамедлительно породило борьбу за «доступ к телу» власти. Разгораются шекспировские страсти вокруг заполучения должностей, званий, наград и пр. Появляются «названные атаманы» и «атаманчики» из «своих людей», которые зачастую под казачьими флагами формируют личные коммерческие структуры, ЧОПы и пр., и в которых властвуют не законы казачества, а законы бизнеса, а сами «атаманчики» превращаются в маленьких «наполеончиков», с собственной гвардией, для собственного пиара и решения своих задач. Казацкие принципы, задачи и пр. уходят на десятый план. Да и откуда взяться прежним задачам, если в современном российском социуме полностью изменилась структура армии. Появились специализированные пограничные войска, наличие которых снимает необходимость казачьих пограничных поселений, дозоров , разъездов.

Да их и не осталось после расказачивания. Не осталось у казаков и земли, на которой они всей семьёй работали. Наличие земли требовало рабочих рук и семьи казаков всегда были многодетные и дружные. Все занимались одним делом, все семьи в станицах знали друг друга и атаманов выбирали по делам и военным заслугам. Сегодня даже на исконно казачьих землях живет много иногородних, все занимаются разным трудом, не говоря уже о крупных городах. Всё это не способствует возрождению бытовых традиций, поскольку быт казаков их культура, традиции, обычаи ментальность были привязаны к работе на земле, к военной службе. Исчезновение основ всех начал делает бессмысленными многие прежние старые обычаи, традиции , ментальность. Сегодня всё реже можно встретить казачку, сидящую дома с десятком детей. Как правило ,большинство женщин вынуждены работать в различных учреждениях. Современные казаки давно уже не ездят на лошадях , а гоняют на мощных автомобилях, управляются с мощными тракторами комбайнами в сотни лошадиных сил и для связи используют не «дымы» или конных, а мобильные телефоны и пр. Большинство из потомков казаков не знает, как подойти к лошади. А «зануздать уздою» смогут единицы.
Но самое главное- казаки утратили свои охранные функции и лишены возможности работать на земле. Без этих начал всё остальное не имеет смысла. Следовательно процесс возрождение казачества должен быть направлен на возвращение прежних основ- общинного землепользования и самоуправления. Возвращение миллионов молодых людей к земле, сидящих сегодня охранниками в больших городах , позволило бы решить и проблему продовольственной безопасности, и проблему демографии, которая
возникла в России после расказачивания.

Место казачества в современной России.

Сегодня можно говорить о том, что казачество пусть медленно , но все же определяет свое место в современной России. Было бы ошибочно полагать, что в абсолютно новой социально –экономической среде можно возродить все без исключения старые казачьи традиции, обычаи, быт и пр. Но именно такие ошибки чаще всего и допускаются во вновь создаваемых казачьих общинах.

Второй серьёзной ошибкой является поспешное встраивание своих общин в пирамиду власти, ни чем не отличающуюся от прежней структуры партии большевиков.

Конечно, в современном социуме, где каждый шаг человека строго регламентированы массой «законов» ( зачастую противоречащих законам природы, справедливости и здравого смысла), казаку с его свободолюбивой натурой все меньше остаётся сфер для реализации своей сущности. И это зачастую порождает пессимизм. Кроме того, в сформировавшейся среде «чёрного капитализма», казацкий дух многие принципы этой среды не воспринимает своим нутром, протестует и борется, как может.
Сегодня в России через СМИ усиленно насаждаются стандарты и принципы Западного образа жизни: «деньги правят миром», « деньги не пахнут», « всё можно купить», «родина там где тебе сытно живётся», « Россия-это место для накопления капиталов, а не для жизни», «лучшие друзья девушек -бриллианты» ( ни семья , ни дети, а по сути - безделицы), «обогащайтесь любым путём», и .т.д
Казачьи принципы « За Веру, царя и Отечество», « Свобода, Равенство, Братство» у многих людей, чьи души пронизаны «Западными» принципами, вызывают недоумение. Некоторые казаки, поддавшись соблазну вещизма, не могут его преодолеть. Посещая храмы, они молятся, жертвуют, пытаются таким образом получить индульгенцию за свои не благостные дела. Но православие тем и отличается от католичества, что не допускает откупа за дела грешные. Грехи не надо брать на душу, особенно , когда дело касается своего народа и Отечества. Наши великие предки на том стояли и нам завещали. Сегодня, в очередном хаосе учиненном на нашей земле, существует много разных сил, желающих разорвать Россию на части, растворить ее в бездуховности, космополитизме, мракобесии

вещизме, пошлости, бесчеловечности, прикрываясь фиговыми листками «толерантности», «свободы слова», «прав человека», «общемировых ценностей» и прочих дьявольских «дурилок». И в этом море лжи и мракобесия, обрушившегося на нашу страну, казаки, как и во многие века, должны стать факелом надежды на избавление, на очищение России от скверны. Дело это трудное и опасное. Но когда Отечество в опасности, казаки первыми шли в бой, умирали, но Россию отстояли и нам передали.

При всех трудностях, сегодня накоплен скромный опыт возрождения казачьих общин на селе ( Ростовская область, Омская область, Брянская и др.) Но в целом казаки пока к земле не привязаны. Однако, «возрождение казачества» все чаще используется как красивый брэнд, которые можно выгодно использовать.

Наши великие предки, сражавшиеся за Веру , царя и Отечество такой «мышиной возни» не допускали и изгоняли таких казаков из своих рядов. Возня в верхах неизбежно порождает склоки и в низовых структурах, что приводит к распаду организаций. Но большинство рядовых казаков все же занимаются полезными делами: Занимаются с молодёжью, ведут просветительскую работу, организовывают поисковые отряды, помогают органам правопорядка, реконструируют исторические сражения, сохраняют старые казачьи песни, восстанавливают храмы и пр..
В ряде районов России, там где трудно обеспечить непроницаемость границы для контрабандистов ( граница с Казахстаном и др.) вновь возвращаются к использованию казачьих патрулей из местных казаков. Наблюдается и постепенный поворот к Земле в казачьей среде.

Однако , казаки не должны брать на себя функции органов правопорядка, поскольку эта деятельность требует особых юридических прав. А такие попытки « перекладывания» без делегирования соответствующих прав, со стороны государственных структур предпринимаются. Это может привести к конфликту между казаками и населением и дискредитировать саму идею возрождения казачества. Современный казак должен быть хорошо образован, юридически грамотен, энергичен и нести бога в душе и сердце. Это позволит избегать соблазнов, разрушающих душу и сердце.

Не поддаваясь на соблазны «вещизма», конечно нельзя забывать, что реальная жизнь требует определённой материальной базы и для содержания семьи, и для благих дел. Лишившись земли, казаки вынуждены изыскивать пути создания материальной базы. И на этом гребне, разделяющем необходимость и беспредельное накопительство существует опасность «сваливания». И только с богом в душе и сердце можно идти вперёд.