"Наверное в детстве его звали Шендер?.."

На модерации Отложенный


Виктор Шендерович: Что вижу, то и пишу
Шендерович в России известен как оппозиционер, критик официальной власти. Разговор с корреспондентом «Крестьянина» начался с политики...

- Виктор Анатольевич, вы - писатель, автор сценариев, телеведущий... Политика вам - зачем? То в Комитете-2008 активничаете, то в Думу избираетесь…
- Знаете, два месяца, проведенные мной в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, очень расширили мои представления о России. Как выяснилось, политика для писателя - замечательная и очень плодородная среда для творчества. На самом деле попадание во власть не является предметом моих мечтаний. Я прекрасно живу без этого. Просто в 201-м Московском округе не оказалось ни одного кандидата-демократа, и я пошел, отдавая себе отчет в том, что в этой Думе совершенно неважно, кого выберут - меня, Говорухина или цирковую собачку. Все равно большинство будет у «Единой России», а они проголосуют как надо. Демократия - это процедура, инструмент. Я воспользовался им и считаю: результат неплохой. У меня 17 процентов, у конкурента-«единоросса» Станислава Говорухина - 38 процентов.
- Говорят, вы написали о своей выборной эпопее книгу?
- Написал. Она называется «Недодумец». Это документальная вещь, где подробно описан весь процесс. Как угрожали моей семье, как я пришел с заявлением в милицию и как все сошло на «нет». Мне сказали: идите и договаривайтесь, выговаривайте безопасность своей семье. Такой вот пример…
- Вы считаете, что любое событие из жизни писателя может быть поводом для написания книги?
- Почему бы и нет? Стоит ли усложнять писательское ремесло? Будем проще и уподобимся чукче-певцу, который «что видит, то и поет». А я «что вижу, то и пишу». Живу - и фиксирую жизнь на бумаге.
- А если бы вы победили и попали в Госдуму? Что было бы? Кроме книги, конечно, с названием «Думец»…
- Если бы я победил… Знаете, мой коллега, Сережа Пархоменко, сформулировал замечательно: «Есть ярко выраженные вторичные депутатские признаки». В смысле, у меня есть. Первичные - это нажимать на кнопки, изображать бурную деятельность в зале заседания, стоять перед телекамерами и говорить что-то пустое, но умное. Вторичные же признаки - это депутатский запрос, расширение общественного влияния. По штату мне полагалось бы 25 общественных помощников. В этом числе был бы, к примеру, комитет солдатских матерей. Мы бы заходили в любую воинскую часть, и никто не мог бы нас остановить. Это значит, мы бы спасли какое-то количество ребят. Как депутат я бы имел право прийти на телевидение и получить эфирное время для освещения важных вопросов. Этой возможностью нельзя не воспользоваться. А я бы пользовался любыми возможностями!
- Вы сказали, «демократия - это инструмент, им надо пользоваться». Но у большинства россиян само слово «демократия» вызывает неприятные ассоциации. Даже Уинстон Черчилль говорил, что демократия - отвратительная штука, просто ничего лучшего, к сожалению, не придумали…
- У меня есть любимый пример, как работает демократия именно на родине Черчилля. Утром Тони Блэр, премьер-министр Великобритании, попал в автомобильную пробку. Что он сделал? Вышел из машины и отправился в метро. И приехал на работу без опоздания. Причем сам ехал бесплатно, у него льгота, а за 8 человек охраны заплатил из собственного кармана. Почему же Тони Блэр не перекрыл Лондон? Почему, как белый человек, не поехал по Даунинг-стрит по встречной полосе с мигалкой? Он что, хуже наших?
- Не думаю...
- Согласен. Но в Англии уже восемь веков «стригут» начальство, как газоны.

Иногда чересчур коротко, как Кромвель Карла «постриг». И выработался механизм ограничения. Как он действует? Допустим, Тони Блэр сошел с ума и решил перекрыть Лондон. Он приезжает на работу, а через час под его окнами стоит толпа англичан, представителей общественных организаций, контролирующих власть. Идет акция протеста. О поступке премьера сообщается в СМИ. Может ли акцию запретить муниципалитет? Нет. Могут ли демонстрацию разогнать полицейские? Нет. Покажут ли ее телекомпании? Все до одной. А что будет с той, которая не покажет? Она потеряет доверие публики, рейтинг, деньги и в конце концов разорится. На нее будут показывать пальцем, мол, это проправительственная телекомпания, не выполняющая свой долг перед обществом. Назавтра собственная партия отправит Тони Блэра в отставку. А если не отправит, то на выборах победит оппозиционная партия, которая скажет: «Он за ваши деньги перекрывает Лондон. А мы хорошие, мы будем вести себя прилично!» И ее выберут…
- Но ведь Гитлер пришел к власти с помощью демократии. Буша американцы избрали демократическим путем, а теперь сами не знают, что с ним делать.
- Ну, что же, может быть, Буш и ошибка американского избирателя, но только она, как ни странно, является лучшим доказательством торжества демократии. Потому что даже при Буше, на редкость неадекватном президенте, конгресс работает независимо, суды работают независимо, оппозиционная пресса не ликвидируется. Билл Гейтс, который финансировал соперников, демократическую партию, на свободе, не на Аляске, его никто не посадил, не уничтожил его бизнес. Майкл Мур, создавший антибушевский фильм «Фаренгейт 9-11», тоже не пострадал. Что касается Гитлера, то там был страшен не сам его приход. Катастрофа наступила, когда немецкий народ, ослепленный демагогией, идеологией торжества нации над миром, позволил демонтировать такие институты, как независимый суд, независимый парламент, независимую прессу, права народа на собрания и митинги. Чем немцы и русские, да и вся Европа, заплатили за этот демонтаж, мы знаем.
- То есть в демократическом обществе народ может выбрать и войну?
- Захочет - выберет войну. Поэтому людей надо учить пользоваться демократией. Иначе - беда. В Германии после Гитлера научились. А в России… На выборах, в которых я участвовал, четвертое место занял кандидат, за которого проголосовало 12 тысяч человек, семь с половиной процентов. Это отличный результат. Но данный кандидат - мошенник. Современный Остап Бендер. Числится в розыске с 1999 года. Поскольку он в бегах, решения суда нет. Этот кандидат поместил у себя портрет патриарха Алексия. По версии его имиджмейкеров, он - христианин, промышленник, демократ. Никто из 7,5 процента голосовавших ничего про него не узнал, не залез в интернет, где есть вся информация. Люди увидели: это демократ, за него - патриарх. И проголосовали. За мошенника.
Шендерович о роли прессы
- Отчего вымерли динозавры? Очень маленькая голова при большом теле. Чрезвычайно медленно идет сигнал из-за несовершенной нервной системы. У динозавра саблезубые тигры отъедали хвост, он истекал кровью, а голова еще жевала листики. Когда боль доходила до головы, гиганту становилось больно, но было поздно, к этому моменту его уже съедали.
Пресса - это та самая нервная система. Иголкой уколол, тут же стало больно, и принимаются меры. Пресса для этого и нужна. Боль - очень полезная вещь. Если ты положишь руку на огонь и не почувствуешь боли, то сгоришь. А если отдернешь руку, то будешь знать, что в огонь ее класть не нужно…
Газета Крестьянин №24
Автор: Евгений Николаев
Рубрики: Культура Персона