Антропологическая война

На модерации Отложенный

Автор: Виталий Даренский

 

Геополитические процессы в современном мире в конечном счете являются производными от духовных процессов противостояния Христа и антихриста. В современном глобальном мире наблюдается процесс тотальной апостасии – отхода человечества не только от Христа, но и вообще от основополагающих духовных понятий о человеке как существе с бессмертной душой, созданном по образу и подобию Божию. На его место приходит миф о человеке как о биосоциальном механизме, который во многом можно заменить новейшими технологиями. Отмена духовных и нравственных понятий, основанных на библейском Откровении о человеке, лежит в основе современного радикального феномена антихристианской псевдокультуры, которое получило название сancel culture (культура отмены).

Современная цивилизация основана на техногенном образе человека как «биоавтомата». Когда техника впервые стала менять мир человека, то мыслителями было введено понятие «органопроекции» – то есть считалось, что техника просто «продляет» и усиливает естественные органы человека, и не более того. Ничего принципиально нового она в мир человеком не вносит. Так думали еще сто лет назад. Однако в последние десятилетия ситуация радикально изменилась, и теперь пришло время ввести понятие «обратной органопроекции», которое обозначает новый феномен формирования самого человека и его модели поведения по образу технического устройства. Свойствами этой новой реальности, формирующей и соответствующий образ человека, являются примитивность, манипулятивность, виртуальность и эгоцентризм. Однако этим объективным факторам можно эффективно противостоять с помощью альтернативных культурных и социальных практик – включенности человека в глубинную культурную традицию, сохраняющую в себе образ мира и человека, основанный на Священном Писании.

Если культура всегда производна от культа, то секулярные культуры являются производными уже не от религиозного культа, а от культивирования новой квазирелигиозной ценности – человеческого Ego, т.е. от эголатрии как основы и истока всякой секулярности как таковой. Эголатрия, в свою очередь, происходит от лукавой подмены высшей ценности бессмертной человеческой души псевдоценностью нашего смертного Ego, одержимого бесовскими энергиями. Эта подмена возникла в результате длительного процесса разложения западного христианства, начавшись с «гуманизма», открывшего затем путь к секуляризации всех сторон жизни. «Гуманизм» в своей сути является поклонением смертной, непреображенной природе человека. Наиболее точное его название – «человекобожие» (Ф.М. Достоевский)

«Гуманизм» представляет собой «ниспадение» с высших уровней сущности человека на низшие: с понимания человека как «образа Божия» с бессмертной душой – к пониманию человека сначала как «естественного существа», которое лишь стремится к удовольствиям в этой жизни; а уже в наше время – к пониманию человека как «сконструированного субъекта». Такой человек уже даже не является естественным, а конструируется манипуляторами и техническими средствами. Сначала конструируется только на уровне сознания, становясь полностью манипулируемым существом, но уже начинает конструироваться уже и на телесном уровне (смена пола, вживление чипов и т.д.). Если для «естественного» человека жизнь была лишь совокупностью страстей, то для «сконструированного» человека уже и сами страсти являются теперь заданными извне.

Человек на своем низшем уровне бытия, культивируемым современной цивилизацией, теряет свою суверенность и становится пассивной игрушкой манипулятивных технологий во всех сферах жизни – от труда и потребления до интеллектуальных интересов.

Это противостояние имеет уже предельный, эсхатологический характер. Оно в конечном счете и определяет дальнейшую судьбу человечества. Как известно из библейского Откровения, земная история закончится катастрофой – полной, а также хотя и временной, но победой инфернальных сил. Это станет возможным только после того, как человеческое сознание станет полностью «шизоидным», то есть полностью из вне управляемым манипуляциями разного рода. Смысл истории всегда состоял (но в наше время это стало уже очевидно) в её максимальном замедлении и отдалении её конца – Апокалипсиса.

В этой ситуации Россия, пытающаяся сохранять традиционные библейские смыслы и ценности как основу своего национального бытия, уже самым очевидным образом проявляет свою всемирно-историческую миссию как «удерживающего» – Катехона. В наше время национальная и цивилизационная идеология России и русского мира в целом может быть определена термином «хранительство». Понятие «традиционные ценности» в наше время, как правило, используется как простой перечень: начиная от веры в Бога как основы духовной и нравственной жизни человека – до институтов семьи, армии и т. д., которые являются универсальными историческими формами служения человека другим людям и тем самым проявления им своих нравственных качеств. Можно также сформулировать и чисто прагматический критерий «традиционных ценностей»: это все то, что обеспечивает просто физическое выживание социума, которое невозможно без определенного минимума нравственных качеств, необходимых для существования семьи. Поскольку российский социум сейчас вымирает, это означает отсутствие такого минимума. Провозглашение «традиционных ценностей» национальной идеологией, которое произошло в последние годы, является совершенно естественной реакцией на эту ситуацию.

С прагматической точки зрения традиционные ценности – это всё то, что обеспечивает выживание социума, препятствует его моральной деградации и, как следствие, физическому вымиранию. Однако наивно думать, что достаточно лишь провозгласить традиционные ценности национальной идеологией и заняться их пропагандой. Само по себе это никакого результата дать не может. Традиционные ценности производны от моральных заповедей христианства и других традиционных религий. Возрождение традиционных ценностей возможно только на основе религиозного возрождения, на основе реальной рехристианизации народа. Все остальное – лишь мечтания.

Поэтому в прагматическом определении отсутствует очень важный критерий различения разных смыслов одних и тех же ценностей, поскольку под одним и тем же именем разные мировоззрения подразумевают разный смысл. Основным различительным признаком между подлинными традиционными ценностями и их секулярной трактовкой, подменяющей их исконный религиозный смысл, состоит в следующем: традиционное понимание состоит в том, что высшей ценностью полагается бессмертная человеческая душа, а не земная жизнь. Таков строгий смысл понятия «традиционные ценности». Это принципиальное отличие точного смысла понятия и его секулярной подмены нужно четко осознавать.