Чем выше зарплата, тем меньше врачей
На модерации
Отложенный
Несмотря на официальные заявления властей о повышении зарплат медработникам, врачи и медсёстры всё чаще выражают своё недовольство.
Что за странные процессы происходят в нашем здравоохранении? С одной стороны, власти постоянно сообщают о повышении зарплат медработникам. Так, с 1 апреля этого года они начали получать повышенный оклад, при этом, по заверению властей, все дополнительные выплаты сохранятся. Напомним, что, согласно официальным данным, средняя зарплата врача в прошлом году объявлена в целых 106 тыс. рублей.
С другой стороны, тот же минздрав РФ информирует о таком катастрофическом сокращении численности врачей и ещё большей среднего медперсонала, что нынче уже невозможно обойтись без привлечения на работу в наши больницы и поликлиники квалифицированных гастарбайтеров. Крупнейший портал поиска работы сообщает о том, что количество вакансий для медицинских работников увеличилось в России с начала 2023 года на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля недовольных медиков достигла уже 84%, при этом 29% пожаловались даже на сокращение зарплаты в 2023 году. Самое серьёзное падение зарплатных предложений произошло в вакансиях врачей скорой помощи: среднее предложение сократилось со 110 тыс. до 70 тыс. рублей. Заметное падение зарплаты зафиксировано также у гематологов (на 24 тыс. рублей), диетологов (на 17,5 тыс. рублей), нефрологов (на 14,7 тыс. рублей), аллергологов (на 13,8 тыс. рублей) и эпидемиологов (на 13,2 тыс. рублей). В среднем зарплата узкого специалиста, например в петербургских медицинских учреждениях, находится в диапазоне от 50 тыс. до 90 тыс. рублей.
А что говорят сами врачи? А врачи по большей части молчат и «голосуют ногами», уходя из профессии или как минимум из бюджетной медицины. Но некоторые, по-видимому, уже на грани отчаяния, решаются донести свою боль до людей и до властей. И тогда по интернету начинают кочевать их отчаянные ролики с призывом о помощи.
Одно из последних — обращение фельдшеров скорой медицинской помощи Нерехтской ЦРБ (Костромской области). Они жалуются на то, что их зарплаты в 30—32 тысячи (оклад 23—25 тыс. рублей + федеральные выплаты 7 тыс. рублей) едва хватает для выживания. Чтобы заработать больше, фельдшерам приходится брать настолько много подработок, что они вынуждены буквально жить в отделении скорой помощи. Некоторые подрабатывают в других населённых пунктах. Кто может, уезжают в крупные города, где зарплата в разы выше. В итоге в районе дефицит фельдшеров, а на оставшихся распределяется всё возрастающая нагрузка. Зачастую по этой причине бригады скорой медицинской помощи состоят на линии лишь из фельдшера и водителя, хотя в неё должны входить врач и фельдшер или два фельдшера.
«При работе в COVID-19 мы были на передовой и получали достойные федеральные выплаты. Почему же наш труд обесценился сейчас?» — недоумевают медики. Последняя капля истощила их терпение, когда они по непонятной причине были лишены обещанной постановлением правительства №343 от 20 марта 2024 года ежемесячной выплаты в 30 тыс. рублей (врачам — 50 тыс. рублей), на которую они так рассчитывали. Ясно, что в ситуации должны разбираться юристы и ответственные за здравоохранение чиновники, но нельзя же так издеваться над людьми, которые к тому же ежедневно спасают жизни своих соотечественников.
Медиков разочаровывает не только низкая зарплата, но в большой степени — несправедливость и непредсказуемость распределения доходов.
Не секрет, что во многих регионах их оклад составляет лишь 30—40% от зарплаты, чем охотно пользуются главврачи, наказывая сокращением стимулирующих выплат не столько нерадивых, сколько неугодных. По информации профсоюза работников здравоохранения, только в шести регионах доля оклада превышает 50%. Так что при руководителе-самодуре медработнику, чтобы получить на руки все 100 процентов зарплаты, зачастую приходится больше думать о том, как выслужиться перед начальством, и далеко не всегда это начальство ценит профессионализм выше подобострастия.
Неудивительно, что во всё увеличивающемся оттоке кадров львиную долю занимают именно высококвалифицированные специалисты, чьё единственное желание — не смотреть в рот начальству, а честно работать и иметь возможность профессионально самосовершенствоваться.
Интернет-порталы по поиску работы отмечают, что с начала этого года врачи возглавили список профессий с наибольшим числом вакансий: на одного соискателя приходится 19 предложений. «Это в шесть раз выше среднего числа вакансий во всех сферах для специалистов с высшим образованием», — обеспокоилась этим фактом даже вице-премьер Татьяна Голикова. Чуть лучше обстоят дела с вакансиями для среднего и младшего медицинского персонала — 12,3 вакансий на одного соискателя, но и это также почти в четыре раза выше, чем в среднем по сектору специалистов со средним уровнем квалификации.
При катастрофическом дефиците кадров неудивительно, что врачи возглавили и ещё один негативный рейтинг — по частоте переработок. Сверхурочно работают 62% медработников. Причём этот показатель, как и показатель сверхурочных рабочих часов, стремительно растёт, что опять же способствует оттоку кадров. И круг замыкается.
Этот замкнутый круг руководство здравоохранения хитроумно пытается разомкнуть, забив кадровые бреши специалистами из стран СНГ. Результат этого решения мы все можем наглядно наблюдать при посещении поликлиник. Вполне может быть, что приехавшие медики являются неплохими специалистами, но иногда это бывает трудно понять из-за языкового барьера.
Конечно, все — от руководства здравоохранением до простого пациента — понимают, что это тупиковый путь. Без заинтересованности в работе прежде всего отечественных медиков проблему дефицита кадров не решить. Тем более что и приезжие, осмотревшись, разобравшись, тоже могут найти себе более привлекательные для них условия работы. Ведь напомним, что медики — одни из самых востребованных работников во всём мире. И если в Эфиопии, не говоря уже об арабских странах и Европе, им создаются более благоприятные условия, то высококвалифицированных специалистов трудно заставить оставаться в непривлекательных для них местах.
Парадоксальным образом в то же самое время идёт активный рост конкурса абитуриентов во все медвузы страны. Так, в этом учебном году, по информации министра здравоохранения Михаила Мурашко, документы для поступления на учёбу по различным медспециальностям подали свыше 310 тыс. выпускников (из всего 1,5 миллиона, то есть каждый пятый!). По его данным, конкурс составил почти 12 человек на место — это на 14% больше, чем в прошлом году. Медицинские профессии у абитуриентов 2023/24 учебного года заняли второе место после IT.
И это даёт нам некоторый проблеск надежды. Главное, не лишить себя шанса и не упустить ещё одно поколение медиков.
Мария ПАНОВА.
Комментарии
Вообще-то, такие темы - дело внутренних сайтов России, точнее специализированных сайтов. Нет, можно и здесь выкладывать, не возбраняется, только здешние обсуждения по любому будут никчёмные. Здесь ведь большинство юзеров имеет отношение к России только относительным знанием русского языка. Так что - обсуждайте.
Комментарий удален модератором
Сегодня к терапевту сидел с 9 до 13. Пролез таки, считай повезло...
slavaor2010, Так плохи дела?
Ван , В нашей районной поликлинике - да. Все врачи и медсёстры разбежались...
потому что их зп падают, а не повышаются. и только болтун из кремля не в курсе
Как один из вариантов решения вопроса, это закрытие всех платных медицинских центров до полного укомплектования всех поликлиник, больниц, скорых помощей и ФАПов.
В подтверждение этого один из опросов : " можно ли назвать медика шарлатаном ?" Ответ : " безусловно. Если он работает одновременно в медицинском гос.учреждении и в платном медицинском центре."
Нина Грушина, "работает одновременно" -- по личному впечатлению, они практически все так делают.
Александр Втюрин, очень плохо.
Нина Грушина, за это в 91-м и боролись.
"не упустить ещё одно поколение медиков" -- напрасно беспокоитесь. Сейчас выпускники медвузов идут, в основном, либо в платную медицину, либо в околомедицинские административные структуры. Там с зарплатами все в порядке.