Такой вот культур-мультур
На модерации
Отложенный
Незадолго до крушения СССР в отделе межнациональных отношений тогдашнего ЦК КПСС частенько собирался народ – «просто поговорить». На эти посиделки приглашали не только народных депутатов, этнологов и этнополитологов, но и журналистов. А разговор в основном шел по профильной теме отдела: что же такое происходит в союзных республиках? И все, в общем, понимали, что происходит: рост национального самосознания, национальной самоидентификации, стремление к возрождению собственной культуры, несколько «задвинутой» на задний план советскими реалиями.
С тех пор минуло более двадцати лет. Не берусь с полной уверенностью утверждать, что те или иные потрясения (если они, конечно, имели место) в бывших братских республиках действительно были как-то связаны с возрождением национального самосознания. Примеров, когда одна политическая элита выдавливала другую или просто, не боясь уже назначений из Москвы, устраивала жизнь на свой манер – воз и маленькая тележка. Какое уж там возвращение к «культурным истокам», если не считать таковым перевод делопроизводства на национальные языки или, например, деления собственных граждан на сорта? В любом случае кардинального переворота в умах не произошло – и это особенно ощущается в поведении тех, кто нынче приезжает в Россию в качестве гостей.
Почему «особенно»? Наверное, потому, что гость – всегда на виду. Не всякий, конечно. А тот, который безобразничает. Да так безобразничает, как он не стал бы безобразничать у себя дома.
Ну, смотрите: не так давно прошла информация, что избит очередной журналист – тоже, кстати, гость, приехавший в Москву из Варшавы. На пешеходном переходе его едва не сбила иномарка. Успевший отпрыгнуть в сторону наш польский гость, конечно, что-то прокричал в сердцах удаляющейся машине. И что же? Водитель дал по тормозам, из машины вышли три горных орла, и журналист угодил в больницу с переломом челюсти и сотрясением мозга.
Наверняка это граничило бы с дикостью, если б не скидка на южный темперамент, к которому, как это и должно быть, наше законодательство глухо. Интересно другое: а повели бы подобным образом эти орлы у себя, понимая, что у пешехода могут быть мстительные родственники и не менее горячий темперамент? Думаю, нет. А в гостях, оказывается, можно.
Как-то на одном из московских рынков, где наших гостей особенно много, я развернулся к группе торговцев из Узбекистана, откровенно изучавших со спины мою жену, и спросил:
- Сиз Куконда аёлларга худди шунингдек курияпсиз?*
Парни смутились, конечно, – как пойманные за руку на месте преступления.
Разумеется, у себя в Коканде так откровенно они женщин не рассматривают. Это не принято, потому что неприлично, не говоря уже о том, что и на орехи может перепасть. В гостях же, оказывается, можно. «Культур-мультур», внезапно оказывается в дефиците. Или напротив, коль уж это «культур-мультур», – распускается махровым цветом. Ведь чего только не увидишь и не услышишь в торговых рядах, особенно если знаком с языком Фирдоуси и Низами, Руставели и Бабура, хотя, думаю, они испытали бы великий стыд за своих соотечественников, позволяющих себе сквернословить так, как никогда не сквернословят дома!
Еще пример (а у всякого читающего эти строки найдется, уверен, с десяток собственных примеров). Мой сосед, недавно перебравшийся из Еревана и купивший квартиру в нашем подъезде, постоянно ставит машину так, что ни проехать, ни пройти. Наконец, я ему говорю:
- Сурен, ты же мешаешь другим, паркуя таким образом автомобиль!
- Разве? – отвечает он. – Но мне всегда можно посигналить или покричать: «Сурен, убери машину!», и я уберу.
Думаю, только суровые реалии, вроде эвакуатора или порезанного колеса дадут моему соседу понять, что московский двор существенно отличается от ереванского – не только теснотой, но и ментальностью. Тем более что речь не о национальной ментальности, тонкости которой можно не знать и к этому незнанию обычно проявляют сдержанное отношение. Ибо человеку, влившемуся в иную национальную среду, всегда можно подсказать, что сморкаться за столом в этой среде не принято, что куски разломанной лепешки переворачивать донышком вверх не принято, что отщипывать виноград по ягодке или оставлять свою ложку в общем блюде тоже не принято. Но что (и как) можно подсказать по части элементарного поведения в обществе?
Между тем вопрос этот не так прост, чтобы от него отмахнуться или, подобно страусу, сунуть голову в песок. Ни для кого не секрет, что, во всяком случае, на бытовом уровне, «тема» поведения отдельно взятых наших гостей (о хозяевах пока говорить не будем) – довольно напряженная. Более того - зачастую переходящая в плоскость национальную. А это уже не тот случай, когда можно говорить, что всё само по себе устаканится и пройдет.
_________________________________
* - Вы у себя в Коканде тоже так на женщин смотрите? (узб.)
Комментарии
Тут нужны усилия. И даже наказания.....
http://pravoslav-voin.info/polko/print:page,1,361-ya-rodilsya-i-vyros-v-chechne.html
Теперь судите сами, что можно ожидать от них и кто мы сами?
Нередко приходится иметь дело с людьми разных национальностей. И нельзя сделать однозначных выводов ни об одной - одна культурная, другая - менее. Есть что-то общее, скорее это - чистоплотность и порядочность. И эту чистоту ничем, нигде, ни в каких условиях не вытравить.
Думаю, что те, кто "аёлларга худди шунингдек курияпсиз" - то же самое делают и у себя в "Коканде", может разве, побаиваясь стариков, менее нагло и откровенно. Снято родовое табу. А воспитания - не было.
То же и у русских, и у других народов.
Культура - единственная война, ведущая всегда к победе, причем обеих сторон.
С Уважением Сурен.
С Суреном как утряслось, Марат?