Братания на фронте в годы Первой мировой войны
На модерации
Отложенный
До отречения Государя (2 марта 1917 года) "братания" на фронте были большой редкостью, зафиксировано только два более-менее массовых братания - на Пасху 1915 и на Пасху 1916 г. А.И.Деникин писал: «Братание ... имело даже традиционный характер в дни Святой Пасхи; но вызывалось оно исключительно беспросветно-нудным стоянием в окопах, любопытством, просто чувством человечности даже в отношении к врагу — чувством, проявлявшимся со стороны русского солдата не раз и на полях Бородино, и на бастионах Севастополя, и в Балканских горах. Братание случалось редко, преследовалось начальством и не носило опасной тенденции». Генерал от инфантерии Ю.Н. Данилов, бывший тогда командиром 25-го армейского корпуса, также не видел серьезной опасности в «этой тенденции». Весьма снисходительно он описывает сцену братания в своих очерках: «На нейтральной полосе между окопами завязывается оригинальное знакомство. Сблизившиеся люди пожимают друг другу руки, обмениваются непонятными словами, газетами, папиросами, а иногда и бутылкою спирта или другого напитка. С нашей стороны наиболее смелые, влекомые все тем же любопытством, заглядывают в чужие окопы и рассказывают потом чудеса о житье-бытье немецких солдат".
![](https://cdn.newsland.com/uploads/2024/06/4e84824f163d19cdb3bbed041131f3d3488ef3b9.jpeg)
Как известно, в армиях Германии и особенно Австро-Венгрии служило огромное количество солдат славянского происхождения — поляки, чехи, словаки, украинцы и другие. В своей массе они не видели в русских солдатах врагов. Нередки были среди солдат-славян и массовые сдачи в русский плен. Такие настроения подогревало и то, что царское правительство одной из главных целей Первой мировой войны провозгласило освобождение славянских народов от австро-венгерского и германского порабощения. Что же касается религиозного фактора, то всплеск братания в годы войны приходился именно на Пасхальные дни, когда солдаты-христиане, а таких было абсолютное большинство, отмечали один из самых великих своих праздников. Этой причиной объясняется то, что на Кавказском фронте не было братаний русских солдат с турецкими. Так, главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от кавалерии А.А. Брусилов в приказе № 643 от 18 апреля 1916 г. не только сделал упор на том, что братание является наиболее злостной формой нарушения воинской дисциплины, но и указал на, так сказать, нерыцарское поведение со стороны командования противника. В приказе особо обращалось внимание на то, что «враг еще раз, как и следовало ожидать, проявил присущее ему вероломство, а в поведении некоторых, к сожалению, наших офицеров и стрелков сказалась недопустимая праздничная распущенность и проглянули славянская незлобивость, беспечность и добродушие, совершенно неуместное в боевой обстановке... Некоторые прапорщики, лишенные должного руководства, растерялись, допустили ряд крупных упущений, чем дали возможность противнику безнаказанно увести наших пленных». Любопытно, что в том же приказе говорилось, что «командующему 4-й стрелковой дивизией, генерал-майору Деникину за отсутствие должного руководства и требовательности объявляю выговор».
![](https://cdn.newsland.com/uploads/2024/06/a430a19fd20bb66b3460b4f716693fa6f861cd84.jpeg)
Весьма показательно, что в мемуарах многих русских военачальников вообще отсутствуют какие-либо упоминания о братаниях периода 1915—1916 гг. Это, безусловно, свидетельствует о том, что в те годы они не придавали этому явлению особого значения. Если представители русского командования в стихийных и редких братаниях 1915—1916 гг. видели лишь нарушение воинской дисциплины, вызванное простым «любопытством», не носившем «опасной тенденции», то германское руководство решило его использовать в своих интересах. Как уже отмечалось, противник иногда брал во время братания наших солдат в плен С наступлением для Германии трудных времен, — писал генерал Ю.Н. Данилов, — правительство императора Вильгельма озаботилось созданием в различных пунктах страны особых отделений для пропаганды идей, способных облегчить германскому народу продолжение и благополучное окончание войны». Летом 1916 г. по инициативе германского верховного командования (прежде всего, генерала Э. Людендорфа) деятельность этих отделений была объединена в одну организацию. Пропаганда распространялась всевозможными путями, но особое значение придавалось словесной передаче обработанных в нужном смысле сведений. «Мысль существует, — говорил Э. Людендорф по поводу этого способа, — а откуда она взялась — неизвестно». Здесь следует отметить, что пропаганда в соответствующих направлениях велась не только на территории Германии и ее сателлитов, не только в нейтральных странах, но в основном направлялась широким потоком в государства, находившиеся с Германским блоком в состоянии войны. «Шла она туда двумя путями, — писал далее Ю.Н. Данилов, — с фронта и через тыл, но имела одну цель: угасить в народах и войсках этих государств дух войны и подорвать в них внутреннюю дисциплину... Именно такое явление Первой мировой войны, как братание, подходило для такой пропаганды как нельзя лучше.
Братания (англо-немецкие) на западном фронте
Следует отметить, что и на немецко-английском направлении в то время было несколько крупных братаний: широко было известно о "рождественском перемирии" на западном фронте в 1914 г. Английские и немецкие солдаты прекратили военные действия, предали земле трупы, лежавшие на ничейной земле, ходили друг к другу в гости, обменивались подарками и угощениями. К ним присоединились французы и бельгийцы. Состоялся даже легендарный футбольный матч между окопами. Германские, английские, французские генералы были в ярости. Последовали наказания, и в последующие годы западный фронт не знал братания такого масштаба. В.И. Ленин считал, что с помощью братания можно осуществить лозунги большевистской партии, представив это явление как «инициативу самих солдатских масс». На Конференции заграничных секций РСДРП, проходившей в Берне (Швейцария), он призывал к поддержке «братанья солдат воюющих наций в траншеях и на театре войны вообще», видя в этом стихийном явлении «первые шаги по пути превращения современной империалистской войны в гражданскую».(ПСС т.26 стр. 164) Только после победы Февральской революции братание стало быстро принимать лавинообразный характер.
Именно после победы Февральской революции, когда в войсках стремительно стала падать воинская дисциплина (Приказ Петросовета №1), братание явилось одним из главных лозунгов партии большевиков на фронте.
![](https://cdn.newsland.com/uploads/2024/06/aedd893b184d74305ea2a4c82b08d383193e4c8e.jpeg)
28 апреля «Правда» вновь обращается к вопросу братания — печатается статья В.И. Ленина «Значение братанья». В ней подчеркивалось, что братание «начинает ломать проклятую дисциплину ... подчинения солдат “своим” офицерам и генералам, своим капиталистам (ибо офицеры и генералы большей частью либо принадлежат к классу капиталистов, либо отстаивают его интересы)». Отсюда ясно, что братание есть «одно из звеньев в цепи шагов к социалистической пролетарской революции». Далее отмечалось: «чтобы братанье возможно легче, вернее, быстрее шло к нашей цели, мы обязаны заботиться о наибольшей организованности и о ясной политической программе его». В связи с этим В.И. Ленин требовал от армейских большевиков активизировать свою деятельность так, «чтобы солдаты переходили теперь к такому братанью, во время которого обсуждалась бы ясная политическая программа», а солдат призывал обсуждать «эту программу в своей среде и вместе с немецкими солдатами. Такое обсуждение поможет вам найти верный, наиболее организованный, наиболее близкий путь к прекращению войны и к свержению ига капитала». Следует подчеркнуть, что во всех статьях, посвященных братанию, В.И. Ленин стремился придать этому явлению не столько антивоенный, сколько политический характер Как уже отмечалось, в 1915—1916 гг. братание не было массовым и частым явлением, и только после победы Февральской революции оно стало быстро принимать лавинообразный характер. Почему так произошло? «Недоверие к Верховному командованию, — рассуждал в своих мемуарах А.Ф. Керенский, — которое неудержимо нарастало в нижнем эшелоне в те несколько месяцев, которые предшествовали катастрофе, в первые недели после революции вырвалось наружу и привело к взрыву, подорвав саму основу дисциплины — доверие солдат к офицерам». И далее он отметил, что в первые недели после Февральской революции «вся страна прошла через кризис, но именно на фронте этот кризис приобрел глубокие и опасные черты. Ведь с потерей дисциплины армия неизбежно разлагается и теряет свою боеспособность» В Апрельских тезисах В.И. Ленин отмечал необходимость усиленной пропаганды братания. В проекте резолюции о войне Петроградской общегородской конференции партии большевиков, написанном В.И. Лениным в апреле 1917 г., заявлялось, что братание является одним из наиболее действенных средств. Под братанием, подчеркивал В.И. Ленин, большевики понимают, во-первых, издание воззваний на русском языке с переводом на немецкий для распространения их на фронте; во-вторых, устройство митингов русских и немецких солдат, через переводчиков, без присутствия офицеров. В таких воззваниях и на таких митингах должны разъясняться взгляды большевистской партии на войну, должно указываться на то, что если в России и Германии власть перейдет в руки трудящихся, то тогда будет обеспечен быстрый конец войны и демократический мир между всеми воюющими государствами. Та же ленинская мысль о превращении братания «в сознательное и возможно более организованное движение к переходу всей государственной власти во всех воюющих странах в руки революционного пролетариата» прозвучала и на Седьмой (Апрельской) всероссийской конференции партии большевиков. 21 апреля в «Правде» было опубликовано «Воззвание к солдатам всех воюющих стран», также написанное В.И. Лениным. Как писал в своих мемуарах А.Ф. Керенский, «делегаты Совета, действуя от имени рабочих и крестьян, стали быстро набирать в армии силу — именно им доверили выступать в качестве комиссаров, ответственных за всю деятельность созданных комитетов ... воспользовавшись сложившейся ситуацией, большевистские агенты под личиной делегатов и комиссаров внедрялись в армию; такое нетрудно было осуществить в первые дни революции, когда “комиссарские мандаты” выдавали всем без исключения, не удосуживаясь проверить, с какой целью претендент на мандат отправляется на фронт.
Цели Ленина и немцев совпадали:
Весной 1917 г., после февральской революции, германское военное руководство приняло важное политическое решение. Оно организовало братание в дни Пасхи. Об этом заранее оповещали листовки на русском языке, их перебрасывали с помощью воздушных шаров и специальных "пропагандистских мин". Создавались специальные "братальные команды", в которые включались переводчики, пропагандисты, разведчики и специально отобранные солдаты - остальным немецким военнослужащим брататься запрещалось. Уже во времена Временного Правительства и разнузданной большевистской пропаганды по поводу братания, после выхода Приказа №1, восточный фронт представлял собой странную картину. Российские солдаты общались с немцами и австрийцами, вместе удили рыбу, ходили в гости, митинговали. И, разумеется, выпивали: германское и австро-венгерское командование заготовило изрядные запасы спиртного. (в Российской Империи в 1914 году были введены ограничения на торговлю спиртными напитками, так называемый "сухой закон"), Пропагандисты и разведчики противника делали, разумеется, свое дело. Кстати, после Февральской революции даже Англия, Франция и США требовали прекратить братание русских солдат, развращенных пропагандой, с противником. С первых же дней образования Временного правительства Ленин начал организовывать подрывную деятельность, теперь уже против Керенского и русской армии Судите сами, 2 марта было создано Временное правительство, а 6 марта он отправляет телеграмму из Швейцарии в Стокгольм, в адрес шведского социал-демократа Лундстрема, для большевиков, отъезжающих из Стокгольма, и Христиании в Россию следующего содержания: “Наша тактика: полное недоверие, никакой поддержки новому правительству; Керенского особенно подозреваем; вооружение пролетариата — единственная гарантия; немедленные выборы в Петроградскую думу; никакого сближения с другими партиями. Телеграфируйте это в Петроград. Ульянов” После революции, тиражи большевистских газет увеличились в сотни тысяч экземпляров, притом они были отпечатаны на хорошей бумаге и за немецкие деньги. Поделиться…
Комментарии
Так Пасха вроде как в разное время
А генералы не предпринимали никаких мер по наведению дисциплины, с улыбкой наблюдая как армия превращается в толпу... Из-за чего и пришлось заключать Брестский мир - некому было воевать.... Но во всём виноваты конечно же клятыбольшевики, да-да)))))
. Ленин, как известно, призывал не только к поражению России в войне с внешним врагом, но и к началу во время этой войны войны внутренней — гражданской. Более полного воплощения государственной измены трудно себе представить, даже если бы Ленин никогда не получал немецких денег (теперь, впрочем, уже достаточно широко известно, что получал — как именно и сколько). При этом призывы Ленина к поражению России не оставались только призывами. Большевики под его руководством вели и практическую работу по разложению русской армии, а как только представилась первая возможность (после февральской революции), их агентура в стране приступила и к практической реализации «войны гражданской» — натравливанию солдат на офицеров и убийствам последних. Естественно, что главными врагами большевиков были те, кто вел Россию к победе, после которой о планах «революционного переустройства» пришлось бы надолго, если не навсегда, забыть.
Жестокий парадокс: Россия — важнейший член Антанты — одержавшей победу коалиции, столько для этой победы сделавшая и не раз спасавшая своих союзников, — была не только лишена ее плодов, но и исчезла как государство, раскроена на «национальные» части и превращена в площадку для экспорта «мирового пожара».
Россия не проигрывала той войны. Она просто не дожила до победы, перестав существовать, уничтоженная внутренней смутой. Между тем, к 1917 г. русский фронт был совершенно благополучен, дела на нем обстояли никак не хуже, чем на западе и не существовало ни малейших оснований ни чисто военного, ни экономического порядка к тому, чтобы Россия не продержалась бы до конца войны (тем более, что не будь Россия выведена из войны, война бы кончилась гораздо раньше).
Олег Модестов, как известно РИ в октябре 1917 г. ещё раз переформатировалась и заключила в 1918 г. с Германией сепаратный("похабный") мир.
Олег Модестов,
так оно всегда так. Гитлер тоже до победы не дожил, а то бы!
У Вас обострение шизофрении? Вроде, до полнолуния ещё далеко, чёт эт с Вами?
Евгений Лилитко, Россия не Гитлер. Вы не видите разницы? "Похабный мир" вполне мог заключить с Германией Власов . В 1944-м. Отдать немцам те же территории и заплатить контрибуции. В случае его победы. Полный аналог.
Дмитрий Сидоров, Не РИ. Коллаборанты большевики. Предатели рядом с которыми Андрей Власов истинный патриот.
Олег Модестов, может просто новая РИ?
Олег Модестов, "Нашего дракона победить может только он сам. Да он и не таких побеждал, как он."
Евгений Лилитко, у мудестова шизофрения в стадии яркого обострения уже давно! Бедный чепушок даже не понимает, что только лечение может остановить его дуроизвержение!
Олег Модестов, я вижу оруэлловский шизофренический бред типа "поражение - это победа", "мир - это война" и т.д. Больше я в Вашем посте не вижу ничего.
Олег Модестов, Это ещё радуйтесь, что необольшевики не пишут в коментах, что "царь проиграл войну"! Да, как это ни странно, такое от них звучало. Ну что тут скажешь, большевики они и есть большевики...
Александр Беликов, Мне они пишут регулярно, что "николашка все просрал".
Евгений Лилитко, Именно так большевики и рассуждали. И продолжают рассуждать. Наипозорнейшую капитуляцию перед разгромленным врагом объявляли и объявляют победой. Предательство патриотизмом.
Дмитрий Сидоров, Нет.
Олег Модестов, а чего "нет"? Меня, например, вполне устраивает.
Олег Модестов, пока я вижу, что поражение в войне победой (которой чуть-чуть не дождались) объявляют не большевики, а Олег Модестов. Не знал, что Вы большевик, буду знать.
Олег Модестов, Большевизм - это даже и не идеология, а скорее религия. А фанатикам что-то объяснять бесполезно.
Александр Беликов, Квази религия.
Евгений Лилитко, Ленин сохранил Россию я пишу?
Укротитель моржей,
Олег Модестов, сами читайте, что Вы пишете.
Народ! Вы все еще спорите с Модестовым? Вам явно нечего делать.
спорите с модестовым..))) не-е,не с Модестовым.С Западом! Ведь цели Модестова и Запада совпадают.
Николай Стулёв, Маркс и Энгельс это Восток? "Похабный мир" Ленин с кем заключал?
Олег Модестов, а Байден и Трамп это Восток?
Николай Стулёв, Ёся Байдин точно твой соплеменник. Как и Антошка Блинкин
Олег Модестов, у тебя с ними полное взаимопонимание.Хотя может быть и раньше ты активно претворял в жизнь план А.Даллеса,угодливо изгибаясь перед Советской властью.
Николай Стулёв, Это моя фамилия Срулёв?
Николай Стулёв, Модестов как и Байден это манекен на колесиках. Неужели вы будете вступать в спор с тем же телевизором?
В статье всё правда. Жалкие потуги необольшевиков её отрицать вызывают только усмешку.
Александр Беликов, Может и правда. Не спорю. Но обвал фронта вызвала вовсе не столько пропаганда большевиков. Влияние большевиков вообще в событиях февраля сильно преувеличивают. Небезызвестный приказ №1 Керенского после февраля (типичный либерал ) о создании Советов в войсках. В результате армия и флот впали в классическую анархию. Тихий Дон и Хождение по мукам повнимательнее почитайте. Крестьяне в серых шинелях массово ломанулись с фронта, когда упала дисциплина потому что наступил период общинного передела земли в стране. Вся беда пропагандонов в том что либеральная интеллигенция вообще не представляет структуру и образ жизни с ее влиянием на общественную жизнь крестьянской общины (в том числе старообрядческой) в царской России. Модестов всего лишь чересчур выпячивает одну единственную сторону причины обвала фронта и передергивает факты. То есть впадает в классическую ересь без понимания взаимоувязки всех составляющих исторической последовательности.
marcus svarga, Может, он несколько и выпячивает роль большевиков, любой сложный процесс всегда многоплановый, но в основном прав. Большевики сами признавали, что царскую армию надо разложить. иначе "революция не будет иметь успеха". Временное правительство было категорически против общинного раздела земли - но эту идею вкинули в массы те же большевики. они же на фронте внушали солдадам - "На что тебе тот Царьград? Картошку туда на продажу повезёшь? Пока ты паришься в окопах, дома крестьяне землю делят. Бросай войну, возвращайся домой, иначе без земли останешься".
Только факт: до марта 1917 года дезертиров из армии было МЕНЬШЕ, чем из Красной Армии за 1941-1944 годы! А потом в армии поработали большевистские агитаторы.
А совет прочесть, да ещё и внимательно, Тихий Дон и Хождение по мукам - рассмешил. 1) Я не выпускник ЕГЭ. 2) Нет смысла ссылаться на художественную литературу, когда речь идёт о серьёзных исторических проблемах.