А был ли «украинец»? Малороссия и русскость
На модерации
Отложенный
В российском патриотическом экспертном сообществе среди тех, кто регулярно вещает на ТВ и в прочих СМИ, среди писателей, историков и политиков почему-то укоренилась некая генеральная, «официальная» линия, в рамках которой обязательно признаётся существование отдельной украинской национальности. Обратная точка зрения на этот вопрос по сей день фактически считается маргинальной. И это несмотря на третий год СВО, несмотря на то что «украиньска нация» предметно и научно развенчана в фундаментальных трудах Андрея Ваджры, несмотря на то, что наш президент неоднократно говорил про единый народ, как бы завуалированно и политкорректно намекая на отсутствие каких-то там отдельных и особенных «украинцев».
Всё равно наша интеллигенция продолжает упорно «уважать» «этническую самостоятельность» жителей Юго-Западного края Руси. Для аргументации писатели и историки, видимо, взращенные на академических доктринах, обращаются к литературным источникам. Мол, как это нет никаких «украинцев»?! Посмотрите, вон они и у Шолохова, и у Вересаева, и у других авторов встречаются на страницах их книг!
Что ж, возразим на это следующее: в текстах Шолохова, Вересаева и прочих русских писателей засвидетельствованы не «украинцы», а «хохлы». А между этими понятиями большая разница. Это знают даже на незалэжной: буквально на днях комбат украинских формирований пожаловался в интервью на засилье хохлов-хатаскрайников и совсем малое количество настоящих щирых «украинцев», готовых сражаться за нэньку.
А теперь серьёзно. Ареал расселения русского народа просто необъятен! Разумеется, территориальные и природно-климатические особенности местности накладывали в старину определённый отпечаток на своих обитателей. Да, донские казаки в «Тихом Доне» Шолохова обозначают разницу между собой и жителями соседних малороссийских губерний, но они таким же образом обособляли себя и от «русского мужика», то есть от крестьян центральных губерний и Поволжья. Что, конечно же, не делает донцов какой-то отдельной этнической группой или нацией.
Вспомним хотя бы поморов, которых порой называют «особой этнографической группой» русского народа. Уж не знаем, какая там группа, но очевидно, что Север не просто так назван Русским. Хотя, разумеется, это не отменяет факта особенностей быта и культуры у жителей Поморья: древние традиции кораблестроения и мореплавания, потрясающая деревянная архитектура, интересная кухня, в которой особое место занимают блюда из рыбы, и т. д. Но это же всё равно русские люди!
Точно так же ношение соломенной шляпы, кулинарная любовь к цибуле, салу и кавуну, использование неповоротливых волов вместо нормальных лошадей не делают из южнорусского крестьянина некоего «украинца». И мы даже не говорим про диалекты. Даже в маленькой Германии десятки диалектных разновидностей немецкого языка! Что и говорить про огромную Российскую империю. Поэтому, если человек гэкает и шокает, использует словечки типа «хиба» и «оцэ», это ещё не означает, что он представитель отдельной древней национальности. Скорее всего, он просто деревенщина (в самом нейтральном и безобидном значении этого слова).
Но будем более предметны и обратимся, по примеру защитников «украинской национальности», к многочисленным источникам.
В прошлый раз мы говорили о книге А. С. Макаренко «Педагогическая поэма», в которой чётко прослеживается грань не между «украинцами» и русскими, а между малограмотным хутором и городскими жителями. Чтобы более подробно раскрыть эту мысль, обратимся к книге воспоминаний «Мой брат Антон Семёнович», написанной братом А. С. Макаренко — Виталием Макаренко. В этом небольшом произведении очень хорошо отражена малороссийская среда начала ХХ века, дающая определённые представления об интересующем нас вопросе.
Значительная часть текста посвящена посёлку Крюкову, тогдашнему пригороду Кременчуга, расположенному на берегу Днепра. Для начала социальная структура: купечество и мещанство в основном русское (что выражается в фамилиях и упоминании старообрядческого вероисповедания у половины из них), рабочие (нет сомнений в их русскости, примером служит сам отец братьев Макаренко), небольшая административная прослойка дворянского происхождения. Очевидно, что всё малороссийское с кавуном и цибулей вынесено самой жизнью за скобки городского бытия.
К примеру, мать Макаренко, урождённая Дергачёва, происходила из дворян Орловской губернии. Её отец служил в Крюковском интендантстве. Мы уже писали в своё время о том, что Центральная Россия служила для Малороссии демографическим и интеллектуальным донором. Поэтому можно легко смоделировать ситуацию, в которой орловский дворянин Дергачёв оказывается на берегах Днепра. Итак, царское правительство запускает процессы урбанизации на землях Юго-Запада, в местечках и посёлках появляются различные службы, администрации, военные структуры. Всем этим должен кто-то управлять, а этой работой в те времена занимались только дворяне. И так как про «украинское» дворянство никто ничего не слышал, администрировать в Малороссию отправляли чиновников из Большой России.
Рабочее сословие тоже было носителем русской культуры. Достаточно посмотреть, какие издания читали в семье рабочего железнодорожных мастерских Семёна Макаренко. «Отец читал и писал совершенно свободно и даже почти без ошибок. Он постоянно выписывал газеты и журнал "Нива", которые прочитывал. Приложения к этому иллюстрированному журналу все были переплетены и находились в полном порядке. Здесь были полные собрания сочинений А. Чехова, Данилевского, Короленко, Куприна, а из иностранных писателей помню Бьернстерне Бьернсона, С. Лагерлефа, Мопасана, Сервантеса и др.» А вот что, по свидетельству брата, читал юный Антон Семёнович: «А. выписывал толстый журнал "Русское богатство", московскую газету "Русское слово" и петербургский сатирический журнал "Сатирикон", кроме того, он покупал роскошные иллюстрированные журналы "Столица и усадьба" и "Мир искусства", издаваемый С. Дягилевым».
Понятно, почему в такой семье выросли офицер Русской армии и выдающийся русский педагог и писатель. Ни Днепр, ни вся Полтавская губерния не смогли напитать этих юношей украинством.
В то же время любопытные свидетельства обратного характера содержатся в автобиографической книге «Моя жизнь», написанной противоречивым политиком, но, отдадим должное, блестящим писателем Львом Троцким. Отец Троцкого был фермером еврейского происхождения родом из Полтавской губернии. Он приобрёл хутор Яновка и землю в Херсонской губернии, где и провёл детство будущий революционер. Вот что он писал о своём родителе: «Он говорил неправильно, на смеси русского и украинского языков, с преобладанием украинского». Пример неправильной речи: «Я грошей не люблю, — говорил он мне позже, как бы оправдывая свою прижимистость, — но я не люблю, когда их нема. Беда, когда грошей треба, а их нема». Такое «украинское» обстоятельство объясняется весьма просто, оказывается, «отец научился разбирать по складам уже стариком, чтобы иметь возможность читать хотя бы заглавия моих книг».
Как видим, всё очень просто. Неграмотный хутор говорит на забавном суржике, который потом назовут украинскою мовою, а малороссийский город выписывает «Русское богатство» и ходит в театр на пьесы Чехова.
Но двинемся дальше. В правобережном «украинском» городе Житомире появился на свет и провёл своё детство ещё один замечательный русский писатель — Владимир Галактионович Короленко. Родился он в «украинско-польской» семье. Оставим за скобками «казацкое» происхождение его отца, но мать будущего литератора действительно была полячкой. Более того, в раннем детстве Короленко воспитывался в польском пансионе. Поляки окружали его повсеместно, а мать даже водила мальчугана в католический костёл. И куда же отправился Владимир Галактионович после окончания школы? Правильно! В столицу империи — блистательный Санкт-Петербург. Впрочем, впоследствии Короленко вернётся в Малороссию и на несколько десятилетий поселится в Полтаве. Именно там будет написана его великолепная книга — классика автобиографической русской литературы — «История моего современника». Написана на русском языке, разумеется.
И что же получается? Ни правобережный, сильно полонизированный (фактически западенский) Житомир, ни «украинско-польское» происхождение, ни походы с матерью в польский католический костёл, ни последние почти 20 лет жизни в Полтаве так и не сделали из Короленко «украинца»!
С другим знаменитым уроженцем Житомира с похожей фамилией всё обстоит несколько проще. Сергей Павлович Королёв, легендарный русский конструктор-ракетостроитель, родился в семье учителя русского языка Павла Яковлевича Королёва. Впрочем, очень скоро их семья перебирается в Киев, поэтому о возможном влиянии правобережного Житомира на будущего отца отечественной космонавтики говорить не приходится. Куда интереснее здесь проследить судьбу Павла Яковлевича, родителя будущего учёного.
Павел Яковлевич Королёв родился в Могилёве в семье унтер-офицера и крестьянки. Окончил Могилёвскую духовную семинарию и, выбрав светскую карьеру, в конечном счёте оказался в Житомире в должности учителя местной гимназии. Помните про демографическое донорство?
Впрочем, вы правы, примеры обратного характера тоже существуют. Очень давно, в 1788 году, появился на свет мальчик в селе Войтовцы ныне Винницкой области так называемой Украины, а ранее Подольской губернии Российской империи, а ещё раньше, в год рождения мальчугана, Подольского воеводства Речи Посполитой. Мальчишку звали Михаилом, он родился в семье униатского священника Андрея. Что характерно, когда вскорости Подольское воеводство превратилось в Подольскую губернию (это произошло в 1790-е годы), священник Андрей, отец нашего героя, очень быстро из униатского превратился в православного.
Когда мальчишка подрос и стал юношей, его отправили учиться в местную Подольскую семинарию. Умному и прилежному семинаристу посчастливилось: царская комиссия выбирала лучших учеников для обучения на казённый счёт в Московское отделение Медико-хирургической академии — стране были нужны военные врачи. Так Михаил, сын сельского священника, оказался в Москве.
Он построил хорошую карьеру: после службы военным медиком был назначен в московскую Мариинскую больницу для бедных, дослужился до потомственного дворянства, имел многочисленные награды. В 1820 году женился на представительнице старинного купеческого рода — Марии Нечаевой.
Ах да, мы совсем забыли сказать: фамилия Михаила Андреевича была Достоевский. Он был отцом выдающегося русского писателя, мыслителя и патриота Фёдора Михайловича Достоевского. «Я происходил из семейства русского и благочестивого», — вспоминал впоследствии Ф. М. Достоевский. Как видим, во всём этом уравнении не хватает только одного — «украинского» элемента. Он отсутствует. Совсем.
И раз уж мы заговорили о Виннице, то как не вспомнить легендарного русского хирурга, педагога и учёного Николая Ивановича Пирогова. Ведь именно в Виннице он погребён, там же располагалась его усадьба (ныне музей). Всем хорошо известно, что значительная часть жизни Пирогова связана с Малороссией и Новороссией. Но думается также, что все прекрасно знают: Н. И. Пирогов — коренной москвич и медицинское образование получил в Московском университете.
Упоминали мы однажды и о Михаиле Афанасьевиче Булгакове, которого украинская «Википедия» одарила титулом «украинофоба и русофила» (прекрасное звание, на наш взгляд). Мы уже писали, что оба его родителя перебрались в Киев из Орловской губернии. Его отец, Афанасий Иванович, не только преподавал в различных киевских учебных заведениях, но и был богословом-публицистом.
Разумеется, это далеко не все примеры, но их достаточно, чтобы понять, что население дореволюционной Малороссии (пока большевики не наделили его статусом украинской национальности) осознавало себя русским. И если в хуторах и сёлах ещё можно было выделить некий «особый этнографический элемент», который, впрочем, никак не отменял православной и русской природы южнороссийского крестьянства, то в городах, даже маленьких посадах типа рабочего Крюкова, полностью царила русская жизнь и русская культура.
Сергей Газетный
Комментарии
А был ли «украинец»?
-------------------------------------
Не правды ради, а истины для? На мой взгляд это ничего не меняет. А может послужить лишь поводом для беспредметного спора.
Сергей Ольховский, вот это и есть "настоящий хохол" :-)
Сергей Ольховский, Украинец - это не национальность, а диагноз. Вот дядька по отцу женился на хохлушке (он военный был, много где мотался). Так она три семьи развалили - свою и двух детей. Теперь сидит в дурке со старческой деменцией, слюни пускает...
А по каким критериям можно определять настоящего русского? По лампасам, по бурке или по многочисленным орденам от главшпана? Пока что по верноподданичеству лицам кремлёвской национальности…
А по каким критериям можно определять настоящего русского... Пока что по верноподданичеству лицам кремлёвской национальности…
-------------------------
Николай Тимофеев, здорово! А давайте определим настоящего европейца по мастерству лизания задницы заокеанского хозяина?
Николай Тимофеев, есть тест первого уровня. Надо правильно ответить на один простой вопрос. Ты готов?
Сергей Ольховский, Что европейцы, что американцы внешней политикой мало интересуются. Разве только на пенсии, по мере вступления в маразм. Во всяком случае по умению лизать вышестоящие задницы им до русских как до Луны.
slavaor2010, глупость! При чем тут интересуются - не интересуются? Хозяин указал - взяли под козырек! Рот не там открыл, или не понравился хозяину - поймали на изнасиловании проституток в отеле. Вот и вынуждены услуживать. Причем. не на бытовом, а на государственном уровне. Об этом речь.
Сергей Ольховский,
Европеец, также как и ленинградец, москваляндец, австралиец и далее везде это не национальность, а ареал обитания…
Каждый вправе назваться хоть марсианином…
Статья 26 Конституции РФ 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Народный Дружинник,
Прошла зима, настало лето, спасибо Путину за это… А я ещё больше люблю господина Пэже, Куу!
Николай Тимофеев, не вы ли определили русского по "верноподданичеству лицам кремлёвской национальности"? Комедия с вами!
Сергей Ольховский,
Я задался вопросом "как определить…"Определяет свою национальную принадлежность каждый себе сам… А вот чем мотивирует…
Николай Тимофеев, не не не . интересует меня Крым - чей?
Народный Дружинник,
Только не мой…
Николай Тимофеев, потому шо ты - СВИДОМ.
а раз свидом - иди скакай.
вопросов бiльше не имею
Народный Дружинник,
Я знаю только два вида собственности - моё и не моё…На чужое не посягаю…
Николай Тимофеев, свидомый лепит отмазы. забавно. тя куда послали? скакать. так и продолжай скакать
Народный Дружинник,
Меня никто ни куда не посылает… Я сам свободно передвигаюсь, выбираю себе место пребывания и жительства в пределах РФ в силу ч.1 ст.27 Конституции РФ
Николай Тимофеев, гы. ты СВИДОМ. живи с этим.
а свидомых трэба лечить
Конечно, был, только назывался по-другому. Украинцев в том виде как они есть сейчас, в конце 19-го века сочинили.
Если не ошибаюсь только в Московском княжестве было 27 Украин. Была Тульская, Псковская, Окская Украина.
В “Росписи городов” 1652 г. упоминаются “украинские” города Тула, Кашира, Калуга, Коломна, Переславль, Рязанский Ярославец и другие, всего 37 городов (“Полное собрание законов Российской империи”, т.I, собр.1, с 1649 по 12 декабря 1825 г., с.278-279). В этом же томе: “Калуга и др. украинские города” (с.487).
1674 г. “Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в украинные городы” (с.973).
Последняя выдержка из документа говорит о том, что “украин” было по всей Московии очень много. В отношении к слову “Украина” были разные суждения. Украина называлась Малой Россией, а сама Россия - Великороссийской украиной (“Сочинения и переводы, издаваемые Российскою Академиею” СПб, 1808 г., ч.III, с.56).
Свидомость как и гидность не национальность. Цэ болезнь. Заразная. Передаётся от особи к особи на мойданах и прочих поскакушках.
Казимир Валишевский в книге “Первые Романовы” (М., “Квадрат”, 1993 г.) говорит о Польской Украине (с.99), Московской украине с Воронежем и Ельцом (с.101). У Валишевского же можно прочитать в названной книге (ч.II, гл.8, разд.I, с.171) https://ukraine-russia.livejournal.com/5867242.html
Если признать верность определения что:
- Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.
Тогда на территории, которая как государство образовалось только после распада СССР из республики, границу которой определили при Ленине, назвать "сложившейся общностью людей" крайне проблематично.
Какие "развитые экономические связи" были у этих земель? С Российской империей, Турцией или с Польшей?
Да, были культурные отличия Левобережной, Правобережной и Западной Украиной. Но "этнического самосознания" так и не было выработано. Откуда и насильственная укронизация, выдуманная история...
Игорь Нехорошев,
Традиционное в историографии наименование выводов Особого совещания, подписанных императором Александром II, 30 мая 1876 года в германском городе Бад-Эмс. Направлен на ограничение использования украинского языка в Российской империи. Запрещал печать на территории Российской империи и ввозить из-за границы книги, напечатанные на украинском языке, постановку украиноязычных театральных представлений и концертов, газету «Киевский Телеграф», а также предписывал финансово поддержать галицкую русофильскую газету «Слово».
в 1720 году царь Пётр I издал указ, запрещавший печатать книги на украинском языке
закрепощение вручивших свою судьбу русским украинцев Екатериной II в 1783 году
360 лет назад, 18 января 1654 года, Украина присоединилась к Русскому царству.Полковник Войска Запорожского, гетман Богдан Хмельницкий в начале 1649 г. отправил своего представителя к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под власть России.
Николай Тимофеев, какими источниками Вы пользовались?
«Запрет украинского языка» в России Александром II в 1876 году и «закрепощение» русскими «украинцев» Екатериной II в 1783 году – два русофобских исторических мифа.
Императрица лишь легализовала де-факто существовавшее в Южной Руси крепостное право. Оно появилось, когда Малороссией после падения польской власти управляли заделавшиеся помещиками запорожцы, во времена гетманства.
Заодно она ликвидировала гетманство, что принесло облегчение на Южной Руси.
А император, рассматривавший «малорусское наречие» как пример силы и многообразия исконной Руси, также действовал фактически в интересах южнорусского населения, недовольного тем, что их колоритное наречие революционеры и поляки-сепаратисты пытаются превратить в непонятную народу «мову».
Разрешалось печатать на «малороссийском наречии».только такие произведения, которые «принадлежат к области изящной литературы».
Этот циркуляр появился в разгар польского восстания 1863-1864 годов, которое едва не привело к войне половины европейских стран против России. В самом документе честно признаётся, что эту меры диктуют «обстоятельства сугубо политические», поскольку «под предлогом распространения грамотности и просвещения» имеет место попытка осуществления «сепаратистских замыслов». Тем более что особый малороссийский язык не нужен, его «не было, нет и быть не может, а наречие, употребляемое простонародьем, есть тот же русский язык, испорченный влиянием на него Польши…».
Игорь Нехорошев,
А я проживаю в Орске, здесь отбывал каторгу Т.Г. Шевченко за нарушение запрета пользоваться украинским языком, українськой мовой, в его музее много материалов…
Николай Тимофеев, тогда Вы должны знать что в Орске после длительной реконструкции открылся культурно-музейный центр «Старый город». На его месте ранее располагался музей им. Тараса Шевченко.
А в музее «Т.Г. Шевченко в Орской крепости» воспроизведен интерьер солдатской казармы и гауптвахты XIX века.
Шевченко был арестован в 1847 и, пройдя каземат Третьего отделения, за революционные стихи в сборнике "Три года", найденные при аресте, был сослан в солдаты в Орскую крепость с приговором Николая 1: "Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать".
Но Шевченко продолжал тайно писать стихи, пряча их: поэмы "Варнак" и "Марина" (1848), цикл "Цари" и целая серия лирических стихов, выразивших горячую любовь к Украине, написаны в крепости.
---
Поэтому не путайте запрет на революционную пропаганду и запрет на украинский язык.
Игорь Нехорошев,
На русском ему не запрещали, за русские прокламации не наказывали…
Игорь Нехорошев,
Памятник Т.Г. Шевченко ещё стоит в Орске на площади Шевченко…
Николай Тимофеев, насколько я понимаю "с запрещением писать и рисовать" без указания на язык прокломаций.
Шевченко поддерживал революционеров, как и большевики - цель была одна, разрушить "царскую деспотию", конечно "муссировали" тогда и национальный вопрос.
А дальше к чему привела "революционность" в Малороссии:
- Вот до какого позора додремались мы: в Киеве, на лоне «матери городов русских», раздались крики: «Долой Россию!». В Киеве, где народ русский принял крещение и откуда, вместе с Новгородом, пошла наша государственность, сложилась змеиная измена, преступной низости которой нет предела. Есть, впрочем, нечто еще более возмутительное и бессовестное, чем этот подлый бунт, - сентиментальное с разных сторон потворство ему. /М.О.Меньшиков (1859-1918). Могильщикам России. 27 февраля 1914 г./
Игорь Нехорошев,
Так и в Украине ограничения на русский язык пятой колонне сепаратистов…
Николай Тимофеев, оспаривать Ваше утверждение не буду, всё равно бессмысленно вести полемику "для промывания мозгов".
Выбранный курс после захвата власти в 2014 году на "насильственную укранизацию" по примеру мононациональной Польши (о зверствах польских ультранационалистов в 1945 году не говорили и не писали в СССР - страна "социалистического лагеря").
Просто подумайте - до событий на евромайдане, "похода" на Крым, когда поезд остановили с молодчиками ульнтас-бандеровцами, потом в Одессе ... были какие-то попытки регионов выступить против центральной власти?
И Росиия 8 лет не признавала ДЛНР - полагали что можно сохранить Украину как федерацию или конфедерацию.
Теперь станет вопрос о западных областях Украины. Венгры, поляки и румыны ждут своего часа.
Игорь Нехорошев,
Хищники стервятники всегда готовы растерзать ослабшего…
Николай Тимофеев, если Вы начали аллегорически сравнивать Украину с "ослабшим животным", ну что ж, это Ваше право.
Для меня сравнение с Табаки, который подзуживал Шерхана, думая что он начнёт за него воевать...
Просто (если уж так произошло) упустили шанс сохранить Украину как государство заключив Договор о мире в Стамбуле.
Сейчас бы приняли в ЕС, да и со временем бы восстановились экономические связи с РФ.
Игорь Нехорошев,
Чтобы сохранить Украину как государство заключили Будапешский Меморандум 1994 г. и по лживым обязательствам России сохранять территориальной целостности Украина отдала свой ядерный щит России…
Какой смысл заключать новые договора с Россией, если по прежним ложным обязательствам Украина разоружена, стала беспомощной и её территория захвачена Россией?
Николай Тимофеев, в нынешних реалиях, если придерживаться меморандума, Россия не может примененять ядерное оружие, но вступление в конфликт ещё какой-то страны НАТО делает применение ядерного оружия Россией правомерным.
5 марта 2014 года в Париже было совместное заявление глав 3-х стран, где стороны подтвердили, что никаких обязательств защищать Украину у Вашингтона с Лондоном нет. И это при том, что в меморандуме осуждается Россия, которая «избрала путь односторонних и военных действий».
Тогда же посол в Киеве Джеффри Пайетт: «Будапештский меморандум не был договором о предоставлении гарантий безопасности».
В 2020 году президент Украины В. Зеленский предложил украинцам ответить на «5 важных вопросов». Среди прочих оказался такой: «Нужно ли Украине на международном уровне поднять вопрос об использовании гарантий безопасности, определённых Будапештским меморандумом?»
(каких "гарантий"?)
Референдум как таковой не состоялся — его проведением не занималась ЦИК, а результаты опроса, проводившегося у избирательных участков, даже не были опубликованы.
---
После того, как власти Украинв начали АТО против Донбасса, Россия была вправе отреагировать (как США в Югославии) на геноцид русскоязычного народа в областях бывшей УССР.
Путин же сказал что Украину придумали большевики))))))
РАЗРЯДНАЯ КНИГА
1475—1605 гг.
Украины не было. Украинская ночь была. И язык. Мы и сегодня, с огромным уважением относимся к украинскому народу и к украинской культуре, к украинском языку, к литературе. В.В. Путин написал статью на украинском.
Это политическая "нация", причем раздробленная, не имеющая единства. И строилась не на любви и уважении, а на ненависти всего и вся.
яне брал,
Толи дело единство русской нации, "построенной" на любви и уважении, а не на ненависти при насильственной коллективизации, раскулачивании и расказачивании, голодоморе и депортациях…
Николай Тимофеев, хохол, ты мне еще покажи фотки западенщины при "голодоморе".
А единство проявляется в годы испытаний. Показать тебе как галичане относятся к центральным и восточным окраинцам, как три шкуры с них дерут и что говорят про беженцев? Испанский стыд! Вот и умолкни, единоукраинец.
яне брал,
Толи дело геноцид советских людей в колымских концлагерях…