«Колокол», в который звонили Ротшильды

На модерации Отложенный



22 июня 1857 года в Лондоне (ну а где же ещё?) выходит первый номер русской оппозиционной газеты «Колокол», издателями которой являлись А.И. Герцен и Н.П. Огарев.

Сегодняшних российских оппозиционеров обвиняют в том, что их финансируют из-за рубежа. Кто из нас не знает устойчивый мем «печеньки Госдепа». Можно сказать, что это давняя и устойчивая традиция — брать деньги у откровенных недоброжелателей (если не сказать врагов) России в «благородном деле» борьбы с отечественной властью. И традицию эту заложил не кто иной, как Александр Иванович Герцен. Пламенный революционер был довольно опытным и умелым коммерсантом и отлично знал цену деньгам. К деньгам, однако, он относился чисто платонически, они были необходимы ему как инструмент в борьбе с «проклятым» царизмом. Об этом он неустанно убеждал доверчивую аудиторию, в том числе и в своём знаменитом произведении «Былое и думы». Будучи состоятельным и более чем бережливым (если не сказать скаредным) человеком, Герцен деньги на ветер не разбрасывал. Но, живя в благословенной «загранице», вел активную политическую деятельность, что называется, на широкую ногу, выпуская целый ряд политических изданий. А ещё содержал в Париже салон (не подумайте чего неприличного), в котором шли политические дискуссии и который навещали такие «гиганты» тогдашней общественной мысли, как Прудон, Энгельс, Маркс, Гарибальди. До поры до времени деньги на эти политические забавы Герцен получал из России.

20 сентября 1850 года русский консул в Ницце передал Герцену императорский приказ о возвращении. Спустя три дня, после непродолжительного раздумья и консультаций с друзьями и близкими (с кем конкретно?), Герцен письменно отказывается вернуться. Ввиду этого высокий суд в Санкт-Петербурге принимает решение о навечном изгнании Герцена из России и конфискации капиталов — его и его матери.

Тем не менее Герцен не переходит в разряд бомжей (или на зарубежный манер — клошаров) и не начинает просить подаяние. Напротив, заводит весьма близкие деловые отношения (следует читать и понимать: становится на довольствие) с бароном Джеймсом Ротшильдом, который отныне налаживает регулярное постоянное сношение с писателем и публицистом, помогая (щедро) тому деньгами в необходимых объемах.

Речь шла о действительно существенных суммах как наличными, так и в ценных бумагах — десятки и сотни тысяч франков, флоринов и долларов.

Так что Александр Иванович быстро все скалькулировал и не прогадал: фактически Ротшильды стали финансовыми агентами Герцена, осуществляя довольно крупные операции в его интересах, но, понятно, не забывая и о своих. Есть обширная переписка между Герценом и Джеймсом Ротшильдом, вскрывающая истинную (не бескорыстную и отнюдь не идеалистическую) подоплеку их финансовых взаимоотношений. До самой своей смерти свободно и ни в чем себе не отказывая, Герцен путешествовал по Европе, неизменно пользуясь услугами Ротшильдов. Эта история довольно подробно описана самим Герценом в «Былом и думах», в разделе «Император Джеймс Ротшильд и банкир Николай Романов».

Со времен наполеоновских войн Ротшильды бдительно стояли на страже интересов Великобритании и своих собственных в борьбе с Российской Империей как альтернативным центром силы. Именно с этой целью им была жизненно необходима кампания черного пиара против России. Это являлось действенным средством давления на Императорский двор с помощью постоянных угроз и шантажа в срыве очередного размещения государственных бумаг в европейских банках (прообраз нынешних санкций) Российской Империи, если та выступит против интересов Ротшильдов и их контрагента Британской Империи.

К концу 1857 года газета «Колокол» начинает выходить огромным тиражом — порядка 2500 экземпляров. По тем временам такой объем издания фактически покрывал большую часть читающего и живущего активной общественной жизнью населения России. И хотя газета издавалась в Лондоне, спустя десять дней все желающие, включая Императора, уже читали её в Росси. Издание публиковало в том числе секретные документы по чувствительной тематике.

Один номер стоил 6 пенсов, но в России распространялся бесплатно. Все издержки, включая доставку, покрывали Ротшильды. Начиная с 1859 года газета начала выходить еженедельно.

Илья Рябцев