Преподобный Серафим Вырицкий - молитвенник за Русь в годы войны

На модерации Отложенный

Что дало мужество и пламенную веру великому русскому подвижнику в годы войны? Вся его жизнь стала подготовкой к подвигу. А подвиг свой он совершал в годы оккупации в Вырице.




Вот как кратко описывает Вырицу Л. А. Ильюнина в своей книге "Благословенная Вырица": "Вырица, дачный пригород Санкт-Петербурга, была перед революцией, благодаря своей близости к столице (60 км), густо заселена. А после переезда туда старца она стала, можно сказать, одним из «молитвенных форпостов» России. Сюда съезжались монахи и монахини закрытых монастырей. Действовали две тайные монашеские общины, которые во время войны обрели статус монастырей. До конца 1930-х годов были открыты церкви – Казанская и Петропавловская. Слава о старце Серафиме скоро разлетелась по всей Вырице и ее окрестностям – люди, как и в Лавре, потекли нескончаемым потоком к старцу. Приезжали, конечно, и те, кто прежде знал старца".

Я побывал во всех странах.
Лучше нашей страны я не нашёл
и лучше нашей веры я не видел.
Наша вера - выше всех.
Это вера православная, истинная.
Из всех известных вероучений только она
одна принесена на землю
вочеловечившимся Сыном Божиим.
(преподобный Серафим Вырицкий)

Сохранились воспоминания о том, как принимал духовных чад старец Серафим. Из дневника Веры Константиновны Берхман: "С волнением, с каким-то новым чувством трепета вошла я в его келлию. И келлия была для меня тоже будто новая. Отец Серафим лежал справа в полной схиме. Я подошла к кровати и встала перед ним на колени. На его тонком, бледном лице светилась улыбка. Он благословил меня, сказал ласково: «Увиделись наконец-то. Жива! Слава Тебе, Боже!» Затем спросил: надолго ли? С трудом ли достала пропуск? И затем утешительно так: «Теперь к нам скоро можно будет ездить почаще. Путь откроется. Матушку-то нашу повидала? Каково? Теперь и она – мать Серафима!» – улыбнулся, говоря про нее. «Бедный, бедный Петербург!.. – просто сказал он после двух-трех моих слов о зиме 41/42 годов. – Мученики... да-да, это мученики..." «А знаете ли Вы, Вера Константиновна, для чего мы остались жить? Чтобы их “догнать”. Как теперь говорят: “догнать и перегнать”. Ну, а мы-то – хоть вдогонку – не вперегонку?, так ведь!» Он смеялся своим добрым полусмехом, полуулыбкой. Он словно знал все, и совсем уж не о чем было рассказывать. Родилось такое впечатление, что здесь я была всего два-три дня назад. Те же образа, лампадочки, тот же отец Серафим передо мною, а главное, что тут не надо было ничего тормошить и много рассказывать. Встречу с матушкой Серафимой пережила я вчера совсем по-другому. Надо было бурно и глубинно ее прочувствовать. В тихой келлии старца – завершение всего. Мирно дышали стены, ласково светились его голубые глаза" (по книге В.П. Филимонов, Л.П. Кудряшова "К преподобному Серафиму в Вырицу).





Начало духовного подвига

Кратко вспомним основные жизненные вехи сурового и трудного пути Преподобного. Тяжелые испытания начались у будущего старца уже в детстве. Он происходил из простой крестьянской семьи Ярославской губернии и в 10 лет потерял отца. Мать, болезненная и слабая, не могла прокормить семью. Василию Муравьеву пришлось с благочестивым односельчанином отправиться на заработки в Петербург, где тот устроил мальчика посыльным в лавку. С отроческих лет Василий усердно трудится, посещает храмы, Невскую Лавру и начинает ездит в Сергиев Посад под Москву в Троице- Сергеву Лавру к старцу Варнаве Гефсиманскому. Почти весь заработок он отправляет матери. В 17 лет Василий становится уже старшим приказчиком. А в 26 лет он открывает собственное дело. Он женился, родились сын и дочь. Дело его, торговля пушниной, процветало, он стал купцом второй гильдии. Но Василий оставался таким же милосердным и благочестивым. По праздникам в свой богатый дом он приглашал нищих и убогих и кормил их обедом. Он закончил Высшие коммерческие курсы, получив экономическое образование.

В 1917 году Василий Николаевич Муравьев пожертвовал своё огромное состояние на монастыри и храмы и по договорённости с супругой (которая приняла постриг с именем Христины в Новодевичьей обители) стал подвизаться в Троицкой Александро- Невской Лавре. Там он принял монашеский постриг, был возведено в сан диакона, затем в сан священника. Отец Серафим с полным послушанием принял курс законного местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского). К старцу Серафиму обращались не только миряне, но и священники, и даже архиереи. В конце 1927 г. архиепископ Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией, приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он находился в смятении, так как очень опасался очередного ареста и гонений за свое дворянское происхождение. "Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?" - вопросил архиерей. "Владыка! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам ее пасти!" - последовал ответ старца. - "Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу Вас..." Владыка Алексий тотчас же успокоился и навсегда оставил мысли об отъезде за границу. Так о. Серафим предсказал владыке Алексию его будущее служение за 18 лет до избрания на патриаршество. Указал лаврский схимник будущему Патриарху и срок его первосвятительского служения - 25 лет. Таким же образом неоднократно подавал он неоценимые советы и другим своим духовным чадам. В Лавре он безропотно нес самые разные послушания, особенно тяжёлым оказалось послушание исповедника. По многу часов, стоя на промерзшем каменном полу в холодном храме, подвижник принимал исповеди, к старцу тянулась длинная очередь людей, желающих очистить и душу и примириться с Богом. С тех пор на всю жизнь он получил тяжёлое хроническое заболевание - страшно болели ноги. Священноначалие по причине болезни благословило отца Серафима перебраться за город в Вырицу. Нехотя он переехал. Но и там продолжал молитвенный подвиг. По причине закрытия Новодевичьего монастыря к нему перебралась его спутница жизни, в прошлом жена, а теперь - монахиня Христина. Случилось так, что дочь, Николая Васильевича Муравьева, сына старца, Маргарита, ещё ребёнком осталась без попечения родителей. Её взяла бабушка сначала в Новодевичий монастырь, а потом и в Вырицу.

Вскоре начался ужасный для Ленинграда 1932 год. Город накрыла волна репрессий. Вскоре по Петроградской епархии, как и по всей стране, прокатилась волна еще более жестоких репрессий. Воистину Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 г. В народе ее так и назвали - святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков. Со словами: "Да будет воля Твоя!" - вступали на путь страданий бесчисленные сонмы верующих.

К ноябрю 1933 г. число действующих храмов в Петербурге сократилось с 495 до 61. Монастыри и подворья были полностью разгромлены и разграблены. Даже колокольный звон к тому времени был запрещен. Подражая своему небесному учителю святому Серафиму Саровскому, Вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Господа и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Для него всякий человек был творением и созданием Божиим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы...

Молитвенное стояние за Русь

С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Рассказывают родные подвижника: ... В 1941 г. дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг - ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка - это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: "Один молитвенник за страну может спасти все города и веси..." Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг.Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет... И достигали Престола Божия молитвы незабвенного старца - Любовь отзывалась на любовь! Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что они незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий (официальный сайт Казанского храма в посёлке Вырица http://serafim.com.ru/site/nstr_1.html).

В память вечную будет праведник



Накануне его кончины ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Сообщив об этом родным, подвижник объявил: "Сегодня принять никого не смогу, будем молиться", - и благословил послать за о. Алексием Кибардиным. С благоговением были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, свт. Николаю Чудотворцу и прп. Серафиму Саровскому. После того как о. Алексий причастил старца Святых Христовых Таин, о. Серафим благословил читать Псалтирь и Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его в кресло и стал молиться. При этом он иногда справлялся о времени. Около двух часов ночи о. Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами: "Спаси, Господи, и помилуй весь мир" отошел к вечным обителям. Отпевание о. Серафима отличалось редкой торжественностью. Пели три хора - вырицких Казанской и Петропавловской церквей и хор Духовных Академии и Семинарии, где по благословению митрополита Григория в день погребения вырицкого подвижника были отменены занятия.

Одним из четырех воспитанников Духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был будущий Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила старца Серафима Вырицкого к лику святых. В Вырице прославление в лике Св. Преподобного Серафима Вырицкого, происходило после Божественной Литургии и торжественного молебна перед часовней над мощами преподобного Серафима, отслуженными Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в сослужении Архиепископа Ульяновского и Мелекесского Прокла, с явлением образа прп.Серафима Вырицкого на иконе, для всенародного почитания. Это были светлые торжества с большим стечением верующих, и тех, кто сохранил память о нем со слов своих родителей, и тех, кто вник слову проповеди о прп.Серафиме Вырицком. В 2009 году Россия торжественно отметила 60- летие кончины преподобного Серафима Вырицкого. Как пишет в своей книге "Благословенная Вырица" Л. А. Ильюнина, в Вырицу на торжества приехал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Далее Илюнина рассказывает: "Обращаясь к народу, Первосвятитель сказал, что что все самые важные события в его семье происходили «именно по благословению преподобного Серафима». Патриарх признался, что молился ему «в особо трудные моменты своей жизни», в том числе после избрания его Местоблюстителем патриаршего престола, в преддверии Поместного Собора. «Я молился преподобному Серафиму и знаю, что он слышал мои молитвы и поддерживал меня в трудные минуты». В подтверждение своих слов Патриарх рассказал, во время избрания 16-го Патриарха Московского и всея Руси, в силу того, что даже в святое дело человек привносит самого себя, свои положительные и отрицательные качества, вокруг было много проявлений человеческих слабостей и душевных недугов. И именно в это тяжелое время одной из верующих приснился сон, в котором преподобный Серафим Вырицкий просил передать будущему Патриарху совет. «Передай Кириллу, чтобы всем, кто особенно волнуется по поводу избрания Патриарха и привносит свою человеческую страсть, он отвечал: будет не так, как ты хочешь, а как хочет Бог». Патриарх Кирилл добавил, что, оградившись этими словами, он и подготавливал Поместный Собор. Господь через Первосвятителя руководит Церковью Своею, а значит, прп. Серафим Вырицкий ныне особенно печется о всех нас. Болезнует о наших трудностях и молится за всех" (Благословенная Вырица. Л. А. Ильюнина. М. 2011, с.75).

Галина Сиротинская