Установление монархического принципа
На модерации
Отложенный
Автор: Михаил Смолин
Творец создал человека самовластным, со свободной волей, способностью самостоятельно выбирать, следовать ему в своей жизни добру или злу. Сотворённый по образу и по подобию Божию, человек — существо уникальное.
Личность может осознанно подчиняться властной иерархии и отстраивать величайшие имперские сообщества, а может совершать мятежи против установленного порядка, во имя своего эгоизма и разрушать любые социальные связи доводя их до полной атомизации. Но сколько бы люди ни стремились революционно проредить общество и уничтожить в нём взаимодействие власти и подчинения, естественные социальные взаимоотношения, как скошенная трава, будут вновь прорастать через искусственно положенный «асфальт» тоталитаризма. Человек существо общественное, а не одинокое, но одновременно созданное для личного спасения и долго не способно выносить искусственно созданных рамок социальных утопий.
Другой вопрос, что выбирая зло, люди способны создавать общества тоталитарные, с совершенно разбойнической властью, отказавшейся от большинства нравственных норм и основанной лишь на страхе смерти. Но такие антисообщества живут недолго, не способны улучшаться, и при любом удобном случае люди стремятся сбросить со своих плеч их социальные оковы…
Власть в православном понимании
В Библии слово «власть» употребляется много раз (специалисты говорят, что 94 раза). И чаще всего «власть» употребляется с глаголами «дана», «имел» и «отнята», относящимися либо к Богу, либо к земным правителям.
Власть первична по отношению к государству. И прежде чем появиться государству, необходимо было сформироваться общественным отношениям, которые властно регулировались бы некими общими для всех нравственными нормами. В библейской традиции самой древней общественной нормой является заповедь времён завета Творца с Ноем, которая гласила: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9, 6).
Человек — творение Божие, и Его власть над своим созданием является властью абсолютной, властью Творца. В этой заповеди Создатель предоставляет человеческому обществу власть над жизнью и смертью тех, кто будет преступать эту охранительную для человека заповедь во имя общего ограждения человеческой жизни. Здесь не имеется в виду кровная месть, которая бы разрешала родственникам убитого, в свою очередь, убивать виновного. Здесь речь идёт об учреждении особой Власти в человеческом роде, которой поручается преследовать человекоубийц.
Собственно, учреждением этой Верховной власти в человеческом обществе и благословлялось исполнение этой заповеди.
Что же такое власть и для чего она создана на Земле?
Как формулировал один из ярчайших русских богословов архиепископ Амвросий (Ключарёв) (1820–1901): «Власть, по разуму апостольскому, есть богодарованное, сопровождаемое силою, право защищать, возбуждать и приводить к порядку и благоустройству жизнь и деятельность как частных лиц, так и целых обществ и народов» (О долге и обязанностях верноподданных, 1887).
Итак, Власть и как политическое следствие её государство проистекают из самого установления Божия — для исполнения нравственной заповеди ограждать само существование человеческой жизни на Земле как достояния и творения Божия.
Было ли установление Царской власти «отмщением за неверие»?
Однако, несмотря на такое сравнительно несложное и прозрачное по смыслу православное представление о появлении власти, дальнейшее её развитие — дарование Царской власти — некоторыми трактуется как некое «отмщение за неверие». В лучшем случае без церковного толкования этим людям кажется, что одни места Ветхого Завета противоположны другим. В одних Бог говорит о том, что Он поставит в Израиле Царя, в других, что Он дал Царя «во гневе» как бы не по своей воле.
Вот эти «смущающие» места из Священного Писания: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам: так поступают они и с тобою» (1 Цар. 8:7–8); «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: царя поставь над ними» (1 Цар. 10:19); «Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: “нет, царь пусть царствует над нами”, тогда как Господь, Бог ваш, — царь ваш» (1 Цар. 12:12); «Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя» (1 Цар.
12:17); «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом, Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя» (1 Цар. 12:20); «И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял — в негодовании Моем» (Осии 13:11).
Как правило, люди «смущающиеся» этими ветхозаветными словами и смущающие других не помнят более ранних обещаний Бога Аврааму и Иакову в награду за их непоколебимую веру, что от них произойдут Цари.
Аврааму: «и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя (Быт. 17:6).
Иакову: «И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих» (Быт. 35:11).
Были и другие предсказания о царях. Например, патриарх Иаков предсказывал своему четвёртому сыну Иуде, что в его потомстве царская власть не прекратится до прихода Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов» (Бытия 49:10).
Таким образом, видно, что в самом факте поставления Израилю царей нет ничего противного Божьему Промыслу. Значит гнев Божий, имел другие причины.
На что же гневался Творец?
Можно говорить о двух причинах этого гнева.
1. В первой Книге Царств израильтяне просили Бога поставить им царя из-за неправосудия сыновей Самуила (8:3–5), а также из-за опасения нашествия Нааса, царя Аммонитского (12:12). Эти просьбы показывали надежду израильтян более на свои силы, нежели на Бога. Есть слова пророка Осии, подтверждающие эту причину гнева Бога: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне — опора твоя! Где царь твой теперь? Пусть он спасает тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: “дай нам царя и начальников”? И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял – в негодовании Моем» (13:9–11).
2. Второй причиной гнева была несвоевременность этой просьбы и нежелание ждать обещанного царя без роптания.
Православный апологет А.А. Сапожников (1860–после 1916) писал по этому поводу следующее: «Ввиду возможности увлечения и злоупотребления огромной власти царя, весьма важно было, чтобы первым царем был человек исключительных добродетелей, склонный во всем исполнять волю Господа, который не стал бы пользоваться властью для угнетения народа, — словом такой человек, который во всем мог бы служить образцом для последующих царей. Между тем в то время, как видно из примера Саула, в среде израильтян еще не было такого человека, «мужа по сердцу Божию», достойного быть вождем народа Господня (1 Цар. 13:14).
Вряд ли можно сомневаться в том, что Давид был бы свободен от многих своих недостатков, если бы сделался царем прямо из пастуха овец, а не привык при дворе Саула видеть произвол царя и раболепство придворных. Может быть, он был бы тогда царем, вполне соответствующим библейскому идеалу; а тогда и все последующие израильские цари менее походили бы на восточных владык. Все отношения царя к подданным могли бы быть гораздо более близкими и простыми.
Что просьба израильтян была действительно несвоевременна, это видно из пророчества Иакова, по которому царская власть должна была принадлежать колену Иудину; между тем нетерпеливость израильтян заставила Бога поставить царя из колена Вениаминова» (Сапожников А.А. О Царской власти с Библейской точки зрения. СПб., 1899. С. 8).
Другой знаменитый православный богослов, Святитель Серафим (Соболев) (1881–1950), писал: «Из Библии ясно видно, что поставление царя Израилю было предусмотрено законом, данным от Бога Моисею, и за четыреста лет до своего осуществления уже получило для себя Божественное благословение. «Аще же, — говорил Господь народу израильскому чрез Моисея, — внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, и приими ю, и вселишися на ней, и речеши: поставлю князя над собою, якоже и прочии языцы, иже окрест мене: поставляя, да поставиши над собою князя, его же изберет Господь Бог твой» (Втор. 17:14–15)… установленная в Израиле царская власть представляется в Библии фактом положительным, учрежденным от Бога для спасения израильского народа от врагов его, как об этом свидетельствуют слова Господа Самуилу: «и да помажеши его (Саула) царя над людьми Моими, Израилем, и спасет люди Моя от руки иноплеменничи: яко призрех на смирение людей Моих, яко взыде вопль их ко Мне» (1 Цар. 9:16) (Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании // Архиепископ Серафим (Соболев). Статьи и проповеди. СПб., 1994. С. 31).
Таким образом, мы видим, что учреждение Царской власти было в планах Домостроительства Божия задолго до непосредственного учреждения института Царской власти и было наградой за праведность древних ветхозаветных патриархов.
И Сам Господь, Царь царей по своей человеческой ипостаси, промыслительно происходил от царских кровей и распят был с обвинением, что именовал себя Царём.
Комментарии
Какая белиберда....этого дурака в окопы бы, туда на Донбасс или под обстрелы на Белгородчину, а Оно пасётся на иврейском канале НТВ, в иврейской прогаммке иврейца Норкина "место встречи".....
Геннадий Фёдоров, Лучше тебя в еврейскую партию большевиков. Там тебе самое место.
Геннадий Фёдоров, Забыл спросить, когда это ты видел Даренского на ТВ?
Олег Модестов,
Да ты то что тискаешь не читаешь автор этой белиберды Мишка Смолин, а ты ещё одного придурка вспомнил.....
18.06.2024 13:33Установление монархического принципа
Автор: Михаил Смолин
Геннадий Фёдоров, Зачем обсуждать статью? Надо обсуждать ее автора!!!! Это по-вашему, по-большевистски. Я отвечу так, Ленин идиот, Сталин козел а Маркс вообще лоботонавт и обсуждать тут нечего.
Что примечательно, все монархисты хотят быть дворянами, а вот крепостными никто из них себя не рассматривает.
Dmitry Yakovlev, Откуда вы знаете чего хотят монархисты? Равны все юди должны быть перед законом. Другое равенство невозможно.
Dmitry Yakovlev, По природе своей люди не равны, достичь равенства можно лишь насилием, причём это всегда будет выравнивание "по нижнему уровню".
Урaвнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство.
Урaвнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу.
Урaвнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток.
Общество всеобщего равенства — это общество бедных, слабых и глупых, основанное на насилии.
Олег Модестов, А сословное общество на насилии не основано? Неужели?
Должны быть равные стартовые условия для всех, дальше пусть личный талант решает. Я сторонник технократии. Власть - специалистам.
Олег Модестов, Ну вы и фантазёр. Какое равенство перед законом в феодальном обществе?
Dmitry Yakovlev, В феодальном никакого. Тем более в коммунистическом. Номенклатура всегда была равнее других.
Общество всеобщего равенства — это общество бедных, слабых и глупых, основанное на насилии. Это про советский социализм. Коммунизма не было и не будет.
Dmitry Yakovlev, Каким специалистам? Таким как академик Лысенко или Вавилов?
"Все люди должны быть равны, свободны, и у каждого должно быть не меньше пяти рабов." .
Dmitry Yakovlev, чего мелочиться? обращать в рабство так всю страну.