Элита в фонтане. Или что за праздник без мордобоя!

На модерации Отложенный

Существует единственный день в году, когда я искренне горжусь московским ОМОНом. 2 августа, в День Военно-воздушных войск РФ, бойцы московского ОМОНа, крупные суровые дядьки, невозмутимо стоят на всех оживленных столичных перекрестках и у станций метро и прямо-таки олицетворяют безопасность. А пьяные в дым уже с утра ветераны «крылатой пехоты» в лихо сдвинутых на затылок голубых беретах – наоборот, опасность.

Считается, что так положено веселиться элите российских вооруженных сил: бухать прямо с утра и до поздней ночи, лезть в фонтаны в парке Горького (и во всех других местах, где есть фонтаны), орать свои речовки, привязываться к прохожим, а под конец напасть на каких-нибудь торговцев неславянского вида и устроить с ними массовую драку. 2 августа этого года в Москве День ВДВ был заявлен как безалкогольный: в парк Горького, традиционное место сбора ветеранов ВДВ, привезли арбузы, видимо, в надежде, что «арбузники» в остальных частях города не пострадают.

Все оказалось тщетно: прямо у входа на территорию безалкогольного праздника голубые береты разных лет демобилизации с утра демонстративно пили водку. А вечером напали на торговцев цветами у Киевского вокзала. Очевидцы говорят, что торговцы побежали спасаться в торговый центр «Европейский», куда их впустили, а десантников нет. В течение довольно длительного времени охрана торгового центра была стянута к входам со стороны площади и в буквальном смысле готовилась отражать штурм.

Российские новости вечером 2 августа напоминали сводки с фронтов: в Астрахани произошла массовая драка на рынке Большие Исады: днем десяток десантников решил пройти через рынок торжественным маршем (больше-то, понятно, маршировать негде), сцепились с торговцами и завязали драку, но были вынуждены отступить из-за численного превосходства противника. Естественно, они вернулись с подкреплением, громили палатки и бросали камни и палки в мечеть. В Казани примерно такая же ситуация сложилась на рынке в Новосавинском районе: по итогу массовой драки 40 десантников задержаны. Вне контекста 2 августа каждое из этих событий оказалось бы в центре внимания, как Кондопога, Сагра или Манежная площадь.

Массовые драки, да еще с явным этническим подтекстом, да еще сейчас, когда уже и первые лица страны признали, что с межнациональной дружбой есть большие проблемы и что ни день призывают к терпимости и взаимному уважению. Но 2 августа на факты нетерпимости и взаимного неуважения обращает внимание только ОМОН. В этот день год за годом люди в черных беретах оказываются вынуждены практически воевать с людьми в беретах голубых, хотя вроде бы считается, что они служат одному государству.

Более того, люди в голубых беретах, видимо, уверены, что своими бесчинствами 2 августа выражают этому государству лояльность, преданность и безграничную любовь. Само собой, государству приятно, и оно в основном (кроме ОМОНа) закрывает глаза на праздничные издержки.

К сожалению, ни торговцам на рынках, ни обыкновенным прохожим, ни просто жителям российских городов, под окнами которых до глубокой ночи орут «крылатые пехотинцы», устоявшие до столь позднего часа под натиском алкоголя, закрыть глаза не удается. Власти ничего не могут, да и не хотят делать с этим ежегодно повторяющимся, абсолютно прогнозируемым разгулом массового хулиганства. Не хотят, потому что гуляют в этот день «социально близкие», надежда и опора. И не могут. Кто их послушает, если даже сам главнокомандующий выйдет и скажет: ребята, хватит -- 2 августа следующего года мы устроим парад частей ВДВ, но дебоши в парках и на рынках отныне запрещаются?

Кроме российских десантников, в мире есть много военных, считающих себя элитой национальных вооруженных сил. Например, Корпус морской пехоты Соединенных Штатов. Вы можете себе представить, чтобы американские морпехи разных годов службы собрались в Вашингтоне перед мемориалом Линкольна, напились бы до потери человеческого облика, в массовом порядке влезли в расположенный перед ним пруд, а потом отправились бы громить кого-нибудь в неблагополучные районы, куда в обычные дни стесняется заезжать полиция? Нет, в Корпусе морской пехоты иные представления о корпоративной чести и гордости. Если бы хотя бы один бывший или действующий морпех один-единственный раз повел бы себя подобным образом, это стало бы позором для соединения, для всех вооруженных сил и в конечном счете для страны в целом. У нас же поведение голубых беретов 2 августа – «краса и гордость». Наоборот, видеть в этом проблему уже чуть ли не предательство. А по-моему, предательство – это как раз все эти пьяные фонтаны с последующими погромами.

Раз в четыре года, когда случается високосный февраль, Россия вспоминает, как 29 февраля 2000 года шестая рота 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии под командованием гвардии подполковника Евтюхина приняла свой смертный бой на высоте 776 у чеченского села Улус-Керт. 90 десантников сутки стояли насмерть против нескольких сотен боевиков. Возможно, это была не самая понятная война. Но это был героический бой, который навсегда войдет в историю русского оружия. Погибли 84 человека из 90. Через несколько дней в холодном Пскове на пронзительном мартовском ветру проходили строгие военные похороны, которые не забудет никто из тех, кто на них был. Впереди еще были годы войны, в которой «крылатая пехота», без сомнения, играла ключевую роль, и был не один эпизод, о котором мы, гражданские, можем даже не знать, но имеем основания гордиться. Уверен, есть бойцы ВДВ, для которых честь знамени никак не связана с количеством выпитых по случаю профессионального праздника бутылок водки, с купанием в фонтанах и погромом цветочного рынка.