О ценности России или о любви к Родине
На модерации
Отложенный
В сердцах и умах современных сограждан ценность России отображается по-разному. Я говорю о цивилизационной ценности страны, позволяющей нам нравственно ею дорожить или хотя бы отдавать требуемое государственными законами.
У одних ощущение ценности Родины может достигать необыкновенной яркости и глубокой осознанности, — полновесного чувства своей неразрывной сопричастности, доходящей до размеров жертвенной любви, способности отдать своё имущество, свои силы и саму жизнь за её благополучие, за её дальнейшее существование.
В других же это чувство может едва теплиться, пребывать в туманном и не отрефлексированном состоянии, находясь как бы в забвении и небрежении.
Для третьих ощущение ценности страны, в которой они родились, может падать до отрицательных величин, до полного безразличия и даже доходить до ненависти к своему Отечеству.
Гражданское качество и аристократия духа
Совершенно понятно, что гражданское качество столь неодинаковых соотечественников совершенно разное. К несчастью для страны, республиканский демократизм, слишком много заботится о формальном равенстве, малоспособен отличать жертвенность от теплохладности, ненависть от лояльности, талант от бездарности и не может производить в обществе качественный отбор.
Все формально числящиеся у нас согражданами, будь то таджик, вчера купивший российский паспорт, отпрыск ли славной аристократической семьи, служившей России сотни лет, или потомок русского крестьянского рода, честно работавшего на неё сорок поколений, для республики совершенно одинаковы. Как на выборах, так и для демократического законодательства это абсолютно равно заслуженные и равноправные граждане. Один гражданин — один голос.
Пагубное пристрастие республики к формальному количеству и правовому равенству совершенно уничтожает аристократическое качество в нашем обществе.
Нам говорят демократия это универсальная система власти, результат долгой эволюции развития человеческих обществ. А значит, нужно ещё больше демократии: главным образом усредняющего и понижающего качество равенства, всесмешивающего интернационализма и всевозможной толерантности.
Это какой-то обществоведческий морок. Демократия вовсе не является универсальной системой применимой везде и всюду. Свобода общественного творчества вовсе не огранивается утлыми формами навязываемой западной демократии. Как правило, республиками реально управляют самые жадные, хитрые и беспринципные, то есть самые антиобщественные элементы.
На этом пути можно только разрушать государства и общества. Отрицательный, антиаристократический отбор неизбежно приведёт к государственному краху, к торжеству эгоистического, ничем не смиряемого (монархии, как третейского судьи, ведь у нас нет) торжества частного интереса.
Я употребляю здесь слово «аристократизм» вовсе без обязательной привязки к понятиям знатности или привилегированности. Представители аристократических родов без службы могут вырождаться в совершенно бесполезные общественные элементы. Аристократизм берётся мною как наличие некоторой суммы гражданских добродетелей и их качества.
Демократия как политическая система власти не способна создавать аристократов духа. В ней не существует общественных институтов, в которых происходит качественный отбор лучших. Демократическое общество, напротив, всячески боится крупных людей. В каждом из них она видит либо потенциальных диктаторов, либо ненужное усложнение человеческой натуры потребителя. Только столкнувшись с войнами или другими крупными историческими испытаниями, республика начинает ощущать резкую нехватку людей аристократического калибра во всех областях.
Воспитание сильных и цельных человеческих натур — вот чего мы постепенно лишились за последнее демократическое столетие. Стало значительно меньше крупнокалиберных работников, создававших величие нашей цивилизации. Аскетические молитвенники, мудрые правители, умелые воины, гениальные учёные, великие писатели становятся всё больше уходящей натурой в нашем обществе. Их заменяет офисный планктон, жители интернета, вороватая бюрократия, жадный бизнес. Общество, культивирующее в своей среде либо серую посредственность, либо неутолимый частный интерес перестаёт быть способно на великие дела. Со временем оно даже не может эффективно защищать себя от агрессивных соседей или инородных пришельцев…
В молодых ли проблема?
Довольно часто можно услышать рассуждения, что молодых надо учить патриотизму, что, мол, именно они подвержены влиянию вражеских интернет ресурсов и т.д. В чём-то это верно. Скепсиса в молодых людях хоть отбавляй, но это далеко не вся правда. И проговорить её откровенно мы не хотим.
Когда предлагают старшее поколение в качестве передатчика светлых идеалов патриотизма для молодых разве в этом нет чего-то весьма формального и отчасти даже фальшивого?
То, что реально наличествует у современных старших поколений, не имеет ли существенных ядовитых примесей, идеологической накипи, которые при передаче могут напрочь «потравить» нашу молодёжь?
А ведь если положить руку на сердце, разве старшие поколения сами разобрались с теми общественными идеалами, в которые они попеременно верили? То сталинизм, то шестидесятничество, то застой, то перестройка, то либеральные свободы. Разве многолетнее блуждание по этим мировоззренческим утопиям не замутнило, не засорило общественную оптику старших поколений?
Безусловно, засорило. Да ещё как.
У многих навсегда исказив представления о гражданских добродетелях.
Да, у молодых поколений существует проблема в том, что они могут мало ценить Россию, в силу своего поверхностного образования или восприятия ходячих западнических мнений. Всё это есть. Молодёжь разная, но у неё есть неоспоримый плюс. Её путешествия по мировоззренческим помойкам значительно короче, чем у старших поколений. Они не зациклены ни на коммунизме, ни на либерализме столь основательно, как некоторые из их отцов или дедов. Просто потому что сегодня не существует той масштабной и всепроникающей идеологической машины, которая в ежедневном режиме канифолила мозги старшего поколения жившего в СССР, начиная от детского садика и до гробовой доски.
Мозги молодых менее идеологически замусорены, хотя конечно одновременно и не сильно обременены положительными знаниями.
У людей же возрастных несколько другая, но не менее серьёзная проблема. Они часто ценят в России то, что не является ни традиционным, ни ценным. Все эти бесконечные западнические коммунизмы, социализмы, либерализмы. Слишком тяжёлым и антинациональным был у нас ХХ век…
На самом деле русская государственность вовсе не является мыслимым конструктором, который можно произвольно разбирать и собирать, как кому вздумается. Россия является религиозно-государственной, исторически сложившейся общностью русского народа, к которой затем были присоединены или добровольно присоединились другие народы.
Опробованные в XX веке, либеральные и социалистические системы не сработали эффективно на русской почве. Это лишний раз подчёркивает, что органическое целое — Россия отторгает чуждое и пытаться прививать инородные конструкции не только не нужно, но и вредно.
Идеологический потенциал православия
На чём же тогда строить гражданскую идеологию современной России?
От людей внерелигиозных можно услышать, что это точно не может быть Православие. Мол, «в Церковь никто не ходит», воцерковлённых православных людей всего 2—3%. Из столь недоброкачественной посылки делается вывод вселенского масштаба и такой же глупости: на православном мировоззрении, мол, нельзя построить массовую политическую идеологию России?!
Такого рода вывод с точки зрения логики носит абсолютно анекдотический характер. Предлагается оценивать потенцию мировоззрения только по количеству ходящих на партсобрания и состоящих членами в партиях.
Это очень странно, так как на выборах за партии часто голосуют не только не члены этих партий, не посещающие партсобрания, но даже те, кто не считает себя исповедующими партийные убеждения.
Здесь я сошлюсь на примечательный общественный опрос «Демократия, социализм и рыночные реформы» выпущенный «Левада-центром» (иноагент) (https://www.levada.ru/…/demokratiya-sotsializm-i…/print/).
Оказывается, что из проголосовавших за КПРФ на предыдущих выборах — 30% скорее не считают себя левыми и ещё 19% определённо не считают себя левыми; а у справедливороссов эти цифры ещё больше — 34% и 34% соответственно.
То есть от 49% до 68% голосовавших за эти левые партии сами себя левыми и социалистами не считают и голосовали за них лишь из своих собственных соображений, в которые вполне могли укладываться лишь отдельные партийные постулаты.
Сторонников же рыночных преобразований у левых партий (КПРФ 34%, Справедливая Россия 41%) оказалось даже больше, чем у «Единой России (33%).
Совершенно очевидно, что подавляющая часть проголосовавших не является партийными активистами и не собирается посещать официальные собрания.
Ни в коем случае не сравнивая Православную Церковь с партиями, всё же можно констатировать, что в вопросе мировоззренческой самоидентификации надо смотреть на количество заявляющих себя православными на соцопросах и на количество крещёных граждан России, а вовсе не на цифры регулярно ходящих на службы. Массовое крещение детей является более значимым фактом православной идентификации для подавляющего большинства населения РФ. К тому же по разным соцопросам не менее 75—85% населения РФ самоидентифицируют себя как православных людей.
Какая другая мировоззренческая общность в нашей стране приближается к этим цифрам? Правильно — никакая.
Конечно, выход православных людей на политическое поприще отстаивания своих интересов беспокоит многих врагов нашего Отечества, и они делают всё от них возможное, чтобы дискредитировать православную веру и консервативное мировоззрение.
Именно Православие сформировало русскую нацию, её представление о жизненных ценностях и поведенческие психологические стереотипы.
Настоящие ценности России вовсе не в сотнях миллионов добытых тонн нефти или многих миллиардах кубометров газа. Было бы странно любить свою страну только как огромную добывающую энергетическую компанию.
Ценность в России в том, что Бог думает в своём великом замысле о нашей Родине в этом земном мире. Её ценность в кровнородственности каждому из нас, в тех громадных исторических усилиях, которые русские люди положили в построения этого своего Имперского Дома.
Россия — это целый самостоятельный мир, в котором мы можем свободно жить той жизнью, которая соответствует нашему внутреннему миру, верить и славить Бога, как завещали нам наши предки, говорить на русском языке, рожать и растить детей, свободно творить нашу жизнь, бороться за свою независимость и, говоря о Родине, повторять вслед за Фёдором Тютчевым:
«Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
……………………………………..
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…
Комментарии