Россия сдвигается вправо
На модерации
Отложенный
Этническая напряженность растет. Неонацистские организации вооружаются. Демографическая ситуация обостряет эту проблему Прежде всего на юге страны постоянно происходят кровавые столкновения между различными этническими группами В ближайшие годы, как ожидается, в Россию приедут десять миллионов мигрантов
Нападавшие приехали на автомобилях в отдаленную деревню Сагра на Урале, и их было, судя по всему, не менее 60 человек. Все они - этнические азербайджанцы. В руках у них были цепи, ножи и огнестрельное оружие. По дороге они встретили пару подростков, которых они стали оскорблять, а затем избивать. Жители деревни спрятались в своих домах. Никто не знал, что будет дальше. В конечном итоге дорогу им преградила горстка смелых русских мужчин. «Что нам оставалось делать? Мы должны были защищать свою деревню», - скажут они позже при составлении полицейского протокола. Началась массовая драка, и жителям деревни удается отбросить нападавших. В России любят подобного рода истории о героической борьбе против агрессивных непрошенных гостей, и сообщения об этом случае опубликовали все российские газеты. Уже в школе детям рассказывают истории о том, как в свое время московские князья защищали христианский Запад от монголов, о том, как царь Александр изгнал Наполеона, а Красная Армия – гитлеровских палачей. Все это часть российского самосознания – в конце побеждают хорошие люди, то есть мы.
Но кто был здесь на самом деле хорошим? Столкновения в Сагре произошли после того, как жители деревни с применением силы изгнали одного азербайджанца. Говорят, он торговал наркотиками, однако позднее полиция это не подтвердила. В адрес других азербайджанцев в деревне звучали расистские оскорбления. Потасовка закончилась тем, что «защищавшиеся» жители деревни застрелили одного из нападавших. Этот убитый стал в этом году в России 15 жертвой с расистской подоплекой. Тем не менее географ из американского Рэдфордского университета Григорий Иоффе, изучающий российское миграционное общество, считает: «Произошедшие беспорядки являются всего лишь предвестниками того, что будет происходить в будущем».
В настоящее время в России проживают 12 миллионов иммигрантов – больше их только в Соединенных Штатах. В основном это выходцы из бывших советских республик Средней Азии и Кавказа. Против этих приезжих и направлена ненависть местного населения. При этом часто не делается никакого различия между собственно мигрантами и представителями различных этнических меньшинств Российской Федерации.
Проведенные опросы показывают, что более половины россиян охотно поддержали бы выдворение определенных этнических меньшинств из страны. Расистские оскорбления на улице стали уже привычным делом. «В школе меня часто называли иностранцем или черным», - так говорит 24-летний армянин Артур Карапетян о своем детстве в России. Многие россияне считают, что иностранцы отнимают у них рабочие места. Если прогуляться по улицам Москвы, то нетрудно будет заметить, насколько непропорционально сотрудники полиции проверяют людей с нерусской внешностью. Неправительственная организация «Сова», выступающая в защиту прав мигрантов, приводит в качестве примера показательный случай. В прошлом году армянин, на которого напали четверо русских хулиганов, использовал для защиты разбитую бутылку. Кода появились представители полиции, они отпустили русских и задержали армянина.
Когда во время футбольных матчей мяч попадает к чернокожему игроку, из рядов болельщиков раздается такой вой, что не слышно даже свистка судьи. Бразильская суперзвезда Роберто Карлос недавно покинул футбольное поле, качая головой, после того как уже не в первый раз рядом с ним оказался брошенный кем-то из болельщиков банан. Есть также примеры того, как руководство страны использует в своих интересах существующие в народе расистские настроения и иногда даже их провоцирует. В начале 2009 года, когда Россия со всей силой почувствовала последствия финансового кризиса, премьер-министр Владимир Путин переложил часть вины на незаконных мигрантов.
В прошлом десятилетии насилие на расовой почве стало составной частью российской жизни. В 2008 году ежемесячно в России в результате расистских нападений погибали девять человек. Правые радикалы сформировали военизированные группировки, они носят форму и проводят в подмосковных лесах занятия по стрельбе. «Праворадикальные идеи пользуются особой популярностью среди молодых людей, - считает руководитель «Совы» Александр Верховский. Основная масса российских неонацистов – это школьники и студенты.
Два года назад президент Дмитрий Медведев объявил о начале борьбы против правого радикализма.
Некоторые неонацисты были арестованы, праворадикальные организациями запрещены. С того времени количество насильственных действий на расистской почве постоянно уменьшается. В других сферах также отмечаются положительные сдвиги. В прошлом году в селе Новозавидово в поселковый совет был избран Жан Грегуар Сагбо (Jean Gregoire Sagbo), и он стал первым уроженцем Африки на такого рода официальной должности.
Однако эти успехи носят поверхностный характер, поскольку сокращение насилия на почве расизма не является выражением изменения настроений среди населения страны. «Меньше насилия стало просто потому, что большинство праворадикальных преступников оказалось за решеткой», - считает Верховский. По его словам, Москва ничего не смогла изменить в ситуации, связанной с проявлениями расизма. Медведев недавно заявил, что принятых мер недостаточно, и нужно бороться против причин возникновения расизма. Однако пока в этом отношении ничего не сделано.
Недавно премьер-министр Путин встретился с представителями различных меньшинств и сообщил им о том, что он создаст специальное ведомство по разрешению национальных конфликтов. Однако его полезность вызывает сомнение. «Правительство не в состоянии решить эту проблему», - подчеркивает Верховский. Слишком глубоко, по его мнению, укоренились в российском обществе ксенофобские настроения.
Советский Союз пытался использовать в этих целях идею «дружбы народов». Но она перестала существовать вместе с коммунизмом. Новая Россия продолжает оставаться многонациональным государством, но все больше рассматривает себя как национальное государство русского народа. Война против исламско-кавказских чеченцев в республике, расположенной в юго-западной части страны, только усилила эти настроения. В школах историю России преподают исключительно как историю русского народа. А такие меньшинства как татары или башкиры предстают в учебниках как враги. Очень характерной была реакция в прошлом российского руководства на проявления расистских настроений – призывов к терпимости не было, а была программа по укреплению однородной русской доминирующей культуры.
При этом агрессивная национальная гордость уже давно представляет собой угрозу для внутренней безопасности. Несмотря на все меры правительства в декабре 2010 года состоялась крупнейшая расистская манифестация в истории страны. В течение многих часов примерно 6000 неонацистов терроризировали центр города и избивали иностранцев. Поводом для этого послужило убийство русского футбольного болельщика бандитами с Северного Кавказа. Недавно в Москве начался судебный процесс по этому делу. Если приговор не устроит правых радикалов, дальнейшие беспорядки гарантированы. В настоящее время кровавые столкновения регулярно происходят в кавказской провинции Дагестан. «Этническая напряженность в России уже сейчас достигла такого уровня, как это было в Югославии в 90-е годы», - утверждает исследователь проблем мигрантов Григорий Иоффе.
Потенциал напряженности будет, скорее всего, увеличиваться в результате влияния демографических факторов. Русское население сокращается с пугающей быстротой. Уже сейчас русских стало на 7 миллионов меньше, чем в 1992 году. Причина этого – низкий уровень рождаемости. К 2026 году работоспособное население страны сократится на 17 миллионов человек, то есть на 25%. Иоффе считает, что в этот же период времени в страну приедут около 10 миллионов новых мигрантов. «Нехватка рабочей силы будет притягивать их как магнит», - отмечает он. Находящейся в сложном положении российской экономике необходим приток мигрантов, однако никто не знает, каким образом на это будет реагировать местное население. На юге страны русские во многих местах уже составляют меньшинство. Исследователь Иоффе наблюдал, как в Ставропольском крае русские начинают уезжать, как только они становятся меньшинством. «Многие открыто говорят о том, что их беспокоит судьба страны», - подчеркивает этот эксперт. И между представителями различных меньшинств также растет напряженность.
Вариант решения этой дилеммы пока не просматривается. Правозащитник Верховский советует провести реформу учебных планов и признать многокультурный характер истории России. Расизму можно было бы также противопоставить более эффективный закон, направленный против дискриминации. Но Верховский далек от оптимизма. Эксперт в области миграции Иоффе также не видит возможного варианта решения. «Может быть, насилие должно прежде достичь определенного уровня для того, чтобы люди осознали, что они делают», - считает он. На вопрос о том, что это за уровень, он ответа не дает.
Комментарии