Кадровые ленточки: о чем говорит поворот карьеры главного функционера «Единой России»

На модерации Отложенный

Андрей Турчак переведен с большой федеральной должности на руководство Горным Алтаем. Получилось одно из самых неожиданных кадровых решений 2024 года. Журналист Глеб Черкасов считает, что это следствие трудностей при смене поколений в российской политике

Время для версий

Отправку Андрея Турчака, до самого последнего момента главного функционера «Единой России», на работу в дальний регион, проще всего связать со своеобразными итогами праймериз, проходившими совсем недавно. Участники «спецоперации»*, которых Владимир Путин называл новой элитой и для которых должна была быть запущена карьерная программа «Время героев», выступили на них довольно неудачно. То есть получилось, что партия, считающая себя главной опорой президента (чтобы там не думали все остальные), не поддержала своего лидера по очень важному для него вопросу. У каждой ошибки есть имя, и, судя по конспирологии последних дней, оно уже названо в связи с переменами в руководстве Республики Алтай. 

Это не единственная версия, которая появилась в связи с переводом Андрея Турчака. Практика показывает, что о пагубных непорядках на любом участке работы начинают говорить в двух случаях.    

Во втором случае отставка уже состоялась, а нового назначения еще нет или оно выглядит как понижение, выясняется, что проблем и косяков за уволенным предостаточно. Например, осенью 2012 года, после свержения Анатолия Сердюкова, предметом публичного обсуждения стали всякие непорядки в Министерстве обороны. 

В случае с Андреем Турчаком найти недочеты просто — хотя бы потому, что он отвечал за участок работы, успех на котором всегда относителен. Главный критерий успешности партии — победа на выборах любого уровня. У «Единой России» это получалось с 2003 года, и успех никогда напрямую не связывался с деятельностью функционеров. Контролировать всю региональную бюрократию, которой раздают партбилеты «Единой России» при поступлении на работу, из партийного офиса также довольно трудно. Это и у администрации президента не всегда получается. В целом управление повседневной деятельностью партии можно признавать и успешным, и не слишком удачным в зависимости от текущих раскладов.   

Но доподлинно известно только то, что месяц назад увольнение Андрея Турчака с нынешних должностей казалось таким же невозможным, как назначение статусного экономиста министром обороны. 

Напротив, Турчак считался очень перспективным молодым политиком, для которого посты первого вице-спикера Совета Федерации и секретаря генсовета «Единой России» выглядели промежуточной станцией по дороге вверх. Собственно, и сейчас нельзя с полной уверенностью утверждать, что его карьера пошла под уклон. Разные бывали эпизоды за последние 24 года. Да хоть бы Дмитрий Козак может подтвердить, что переход с поста главы аппарата правительства на постпредство в федеральном округе вовсе не служебный тупик, а только начало очередного карьерного витка.  

Все равно Турчак остается молодым и перспективным политиком. Возможно, именно это ему несколько мешало. Причем гораздо больше, чем упоминания его имени во время расследования покушения на журналиста Олега Кашина (признан Минюстом иноагентом). 

Но доподлинно известно только то, что месяц назад увольнение Андрея Турчака с нынешних должностей казалось таким же невозможным, как назначение статусного экономиста министром обороны. 

Напротив, Турчак считался очень перспективным молодым политиком, для которого посты первого вице-спикера Совета Федерации и секретаря генсовета «Единой России» выглядели промежуточной станцией по дороге вверх. Собственно, и сейчас нельзя с полной уверенностью утверждать, что его карьера пошла под уклон.

Разные бывали эпизоды за последние 24 года. Да хоть бы Дмитрий Козак может подтвердить, что переход с поста главы аппарата правительства на постпредство в федеральном округе вовсе не служебный тупик, а только начало очередного карьерного витка.  

Все равно Турчак остается молодым и перспективным политиком. Возможно, именно это ему несколько мешало. Причем гораздо больше, чем упоминания его имени во время расследования покушения на журналиста Олега Кашина (признан Минюстом иноагентом). 


Слишком долго ждали

В перестроечном фильме «ЧП районного масштаба» перспективный первый секретарь райкома ВЛКСМ, возвращаясь поутру из бани, просит водителя остановить машину около стенда с портретами членов Политбюро. И долго смотрит на один из них, видя там самого себя — постаревшего, поседевшего, но все такого же охочего до руководства. Никакой мистики, но практически с этого момента у героя фильма начинаются очень серьезные проблемы. Дело происходит в 1981 году, как раз накануне «гонки на лафетах». 

Через 10 лет все перевернулось. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в политике и не только в ней настало время молодых.  Егор Гайдар возглавил правительство, когда ему было 35 лет. Олег Румянцев стал секретарем конституционной комиссии Съезда народных депутатов в 28 лет. Второй премьер-министр постсоветской России Виктор Черномырдин казался в момент назначения довольно пожилым, а ему тогда было 54 года — молодой человек по нынешним аппаратным временам. Большая часть молодых перестроечного и постперестроечного призыва довольно быстро выпала из высшей лиги. Но те, кто остался, задержались надолго и взрослели вместе с системой власти. Она пополнялась, в руководство, особенно на региональном уровне, приходили более опытные кадры, появлялись и совсем «тинейджеры». 

Сегодня руководящее ядро можно назвать довольно опытным. Это люди, карьера которых началась до перестройки, а начало взлета пришлось на начало нулевых. Смена поколений является проблемой для любого коллектива, особенно если он сложился, сработался и многое испытал. Чем слаженней коллектив, тем сложнее в него встроить не просто нового человека, но целую генерацию. Слишком многое в этом случае приходится менять. Поэтому к молодым и перспективным особый спрос.

Не то чтобы современная отечественная аппаратно-политическая практика предполагает, что «молодым здесь не место». Среди губернаторов и министров хватает тех, кому еще нет 45. Молодым как раз место есть, но только оно плотненько завешано ленточками, за которые хода нет. Их не очень допускают до больших участков работы, на которых можно доказать свое право на высшую лигу. Единственное исключение — глава администрации президента Антон Вайно.

На фоне карьерного поворота Андрея Турчака померкла новость об уходе губернатора Самарской области Дмитрия Азарова — одного из первенцев «технократической волны», запущенной в 2017 году Сергеем Кириенко. Это не единственный  кадровый проект, который был начат в последние годы для пополнения корпуса руководящих кадров. Ни один из них не может считаться однозначно удачным или провальным. И не один не отвечает на вопрос: как дотянуть лифты до самого верха? Особенно с учетом того, что на самом главном этаже не определились, кто именно должен приехать и, главное, на каких условиях.Нет пока ответа на вопрос: как включить в систему людей, слишком долго ждавших своего часа и, возможно, потерявших способность к принятию самостоятельных решений? Или, наоборот, несколько пересидевших на вторых ролях и желающих компенсировать потерянное время.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора