Использование длинных мыслей – предформирование на практике


СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ СВЕТА

1.16 Самонаблюдение и самосознание

1 Тесная связь между направленным вниманием, или намеренностью, самонаблюдением и самосознанием должна быть ясно осознана. Направленное внимание (намеренность) может возникать и действительно возникает в бесчисленных связях, также вне эзотерического изучения и работы.

Самонаблюдение в эзотерическом смысле – это упражнение, которое должно основываться, во-первых, на знании природы человека (строения и разделений), таких как различие между монадой и ее оболочками, наблюдающим я (сознанием монады) и мнимыми я (функциями сознания физической, эмоциональной и ментальной оболочек); и, во-вторых, на понимании цели упражнения.

Самонаблюдение – это особое применение направленного внимания, а именно его применение к мнимым я. Выражаясь иначе: направленное внимание может происходить – и на самом деле происходит чаще, чем нет – без самонаблюдения, но самонаблюдение не может происходить без направленного внимания.

2 Самонаблюдение касается улучшения орудий, то есть мнимых я, функций сознания. Первый шаг – это намеренный выбор правильного орудия для данного случая или поставленной задачи, так же, как умелый ремесленник всегда знает, как выбрать правильное орудие.

Затем следует процесс постепенного улучшения, совершенствования самих орудий труда, обмена орудий труда более низшего качества на другие, более высшего качества; например, мышления более низшего вида (47:7 и 47:6) на мышления более высшего вида (47:5 и 47:4).

3 Условием улучшения орудий, обмена более низших на более высшие, является неотождествление с ними. Ибо искусный ремесленник не настолько влюблен в свои рабочие орудия, чтобы не уметь отделиться от них ради еще лучших. И условием неотождествления является осознание: я не являюсь этими орудиями, но я временно использую эти орудия.

Это осознание близко к самосознанию.

4 Всегда переходите от внимания, направленного с осознанием, к самосознанию! Это требует дополнительного качественного усилия, «правильного усилия» согласно благородному восьмеричному пути. Позвольте своему бессловесному осознанию «я существую» проникнуть во все свое существо! Это не вне вашей досягаемости.

Ну сделайте это! Много раз в день! Что вам мешает? Только забвение, сон.

5 Воображение о том, чтобы обладать интуицией, не является интуицией, не более, чем воображение о том, чтобы обладать знанием, является знанием. Вера в то, что воображение равно способности, знанию и т. д., может возникнуть только там, где нет правильного самонаблюдения.

6 Нет воображения (ложного представления) настолько абсурдного, чтобы его не могли принять за истину те, кто не наблюдает себя правильно. Нет такого воображения, каким бы правильным оно ни казалось, каким бы привлекательным для самоуважения оно ни было, которое не могут видеть насквозь те, кто способен наблюдать себя правильно.

Выражаясь иначе: когда правильное самонаблюдение осуществляется систематически, оно гасит самомнение индивида о том, что он обладает особыми способностями, принадлежит к «избранным», находится недалеко от цели и т. д.

7Цель самонаблюдения состоит в том, чтобы показать, как мало мы «дома», как мало присутствует я, аспект сознания монады, в какой большой степени оболочки управляют и в какой маленькой степени монада управляет с самодеятельностью, самонаблюдением, самосознанием; в какой большой степени мы отождествлены со своими оболочками.

Только имея это понимание, мы имеем достаточную мотивацию для того, чтобы приложить те огромные усилия изнутри своего существа, которые мы должны сделать, чтобы восходить по-настоящему.

8Таким образом, это учение основано на знании, бытии, понимании, в отличие от такого учения, которое основано на воображении, фантазии, принятии желаемого за действительное.

1.17 Использование длинных мыслей – это предформирование на практике

1 Метод использования длинных мыслей является примером предформирования на практике. При условии, что все отдельные мысли (называемые элементами), составляющие длинную мысль, истинны, являются идеями реальности, рассматриваемую длинную мысль можно использовать как последовательное представление каузальной интуиции, каузальной идеи. Что же тогда подразумевается под «последовательным представлением»?

2 Во-первых, «представление» означает, что это не настоящая вещь, а всегда неполное воспроизведение; в этом случае ментальное мышление не является каузальной интуицией.

Но когда ментальное мышление занимается исключительно истинами, идеями реальности, оно имеет благодаря этому существенное сходство с каузальной интуицией; выражаясь иначе: ментальное мышление является тогда в этом отношении уменьшением по измерению каузальной интуиции или (обычно) лишь ее части.

Каузальная интуиция, то есть восприятие каузальных идей, значит точное восприятие реальности без возможности искажения, фикции или иллюзии. Поэтому, в этом отношении можно сказать, что ментальное мышление, когда оно определяется исключительно идеями реальности, отражает каузальную интуицию. Но отражение никогда не передает реальность в точности.

3 Во-вторых, «последовательный» означает, что множество мыслей (элементов), составляющих длинную мысль, обдумываются ментальным сознанием по одной за раз, в последовательности, тогда как каузальная интуиция воспринимает мгновенно и одновременно все части, или элементы, реальности, входящие в интуицию, и так же мгновенно и одновременно видит их взаимные отношения причины и эффекта, как они взаимно устроены в функциях управления, подчинения и координации.

Каузальное видение (47:3) можно сравнить с восприятием посредством озарения в мгновение целого пейзажа понятий с одновременным восприятием всего этого в целом и каждой детали в ее отношении ко всем другим деталям. Фк 2.33.4,5 Даже наивысшее ментальное мышление (47:4) не способно на это иначе, как в виде слабого, неудовлетворительного соответствия: гораздо более ограниченного по своему размеру и, прежде всего, без гарантии против закравшихся в него фикций.

Тем не менее высшая ментальность (даже перспективное мышление в 47:5) способна, опираясь на факты и понятия гилозоики, начать понимать определенные выражения способов восприятия, используемых каузальной интуицией. Чем лучше и глубже это ментальное понимание, тем чаще индивид поднимается к нему, и чем дольше он останавливается на нем, тем больше он приближается к самой каузальной интуиции.

4 Таким образом, ментальному мышлению не хватает способности каузального сознания устранять фикции, заблуждения, а также способности мгновенно воспринимать все имеющиеся отношения. Поскольку ментальному мышлению не хватает последней способности, оно должно вместо этого пользоваться последовательным представлением, то есть вместо того, чтобы воспринимать все элементы одновременно, воспринимать их в длинной последовательности.

5 Качественное различие между каузальным и ментальным восприятием в этом отношении можно сделать постижимым аналогией, взятой из информационной технологии, относительно различия между восприятием человеком конкретного предмета в физическом мире, скажем кофейной чашки, и записью того же предмета компьютером.

Человек воспринимает такой предмет мгновенно как единое целое, трехмерную чашу, с ее отношениями в пространстве и т. д., в то время как компьютер может записать его только одномерно в виде последовательности знаков в двоичном коде – например, 1101 1010 0111 0010 и т. д. – последовательность знаков, которые с помощью подходящего программного обеспечения могут быть представлены в виде маленьких цветных квадратов (пикселей), составляющих в совокупности и в большом количестве двумерное изображение рассматриваемого предмета.

Реальность высшего измерения представляется наблюдающему я мгновенно, как бы освещенная вспышкой, и живая во многих измерениях, но может быть представлена в форме, обеспечиваемой низшим измерением, только как одномерная последовательность.

6При работе над длинной мыслью это не может быть сделано лишь как повторение в собственном мышлении ряда ключевых слов; такая процедура лишь механична и поэтому бесполезна для развития сознания. Напротив, к каждому из этих ключевых слов следует приложить свое понимание, пусть даже слабое, идеи, выраженной и сформулированной в тексте этого элемента длинной мысли, а затем работать над расширением и углублением своего понимания этой идеи.

В начале своего эзотерического изучения человек не может вкладывать много в каждое ключевое слово или в каждый элемент; выражаясь по-разному: его собственное понятие ключевого слова тогда относительно скудно. Но со временем, по мере того как знание и понимание будут возрастать и углубляться, человек сможет вкладывать больше в каждое ключевое слово, то есть его собственное понятие этого будет иметь более широкий и более глубокий смысл.

7«Более широкий и более глубокий смысл» означает, между прочим, что человек понимает все больше отношений, связей, между многими реальными вещами, качествами, существами, процессами и т. д., к которым относится каждое ключевое слово или каждый элемент в отдельности, а также все больше отношений, существующих между всеми реальностями, обозначенными длинной мыслью в целом.

Только эта способность воспринимать отношения на двух шкалах – между элементами реальности, относящимися к каждому ключевому слову, и затем между реальностями ключевых слов, каждая из которых воспринимаемая как целое, – приводит к системному мышлению более высокого порядка. Иными словами, речь идет, во-первых, о восприятии понятийного содержания каждого элемента как системы отношений, целостности отношений; и, во-вторых, о восприятии отношений между этими элементами, системами или целостностями, отношений внутри длительного мышления в целом.

8 Только что описанная процедура может быть проиллюстрирована примером, взятым из текста «Длинная мысль световой технологии, часть первая». Элемент № 1 этой длинной мысли гласит: «В световой технологии все начинается с понимания. Понимание – это союз, совместное действие знания и бытие ».

Понять отношения на первой шкале означает понять различные отношения, существующие между реальностями, обсуждаемыми в этом элементе: отношение между световой технологией и пониманием, отношение между знанием и бытием и т. д.

Понять отношения на второй шкале означает понять различные отношения, существующие между элементом № 1 в целом – не теряя при этом из виду его части (световую технологию, понимание, знание, бытие) – и другими элементами этой длинной мысли, такими как элементы № 2–8, которые также имеют прямое отношение к знанию и бытию, или элемент № 43, где говорится, что стремящемуся следует «постоянно работать над укреплением и улучшением своего бытия, над расширением и углублением своего знания», что снова соединяется с элементом № 1.

Углубленное изучение упомянутой длинной мысли и работа над ней выявят все большее число возможных отношений внутри каждого из ее 43 элементов и между этими элементами.

9 Эта работа может показаться очень большой и очень трудной; да, слишком большой и слишком трудной для среднего стремящегося. Это правильно; она на самом деле слишком велика и слишком трудна для тех стремящихся, которые неправильно понимают ее до такой степени, что верят, что они должны делать это совершенно и на самом высоком качественном уровне с самого начала.

Но таких усилий от них не требуется, ибо на данной стадии это невозможно. Выбор не в том, делать это совершенно или не делать вообще; в эзотерике подобное абсолютизирующее мышление «все или ничего» (47:6) не применимо.

Напротив, стремящимся следует применять понимание шкал, уровней, градаций, присущее перспективному мышлению (47:5), и учитель поощряет их: делайте то, что можете! Немного – лучше, чем ничего. Но попробуйте позже немного подняться, а через некоторое время еще немного! Только не бросайте свою работу, учебу и свои упражнения!

10 Качество работы человека при длинной мысли зависит от того, как много он знает, как много фактов есть у него в наличии, которые он не только пассивно усвоил, но которыми и активно владеет.

Понимание каждой «короткой мысли», которая вместе с многими другими составляет длинную мысль, становится тем лучше, чем больше фактов можно поместить в такую «короткую мысль» и чем яснее человек понимает и думает об этих фактах.

11 Длинные мысли подражают каузальным идеям также в том отношении, что они сохраняют в памяти все существенные отношения, факты, принципы и т. д., принадлежащие к определенной области мысли.

Обычному ментальному мышлению очень трудно удерживать свое внимание направленным на все эти вещи; оно забывает почти все из них в настоящий момент, помнит только одну или две.

Но каузальное сознание никогда не забывает, ибо забвение означает механический переход содержания сознания от бодрствующего сознания к подсознанию (активное сознание, направленное внимание, не может удержать содержание сознания и поэтому «выпускает» его вниз в подсознание), а каузального подсознания нет, но в каузальном сознании все либо бодрствующее сознание, либо сверхсознание (каузальное сознание никогда ничего не «выпускает»).

12 Мы вспоминаем определенную вещь, понимая ее, то есть помещая ее в свой более широкий контекст. Как только мы поставим ее в контекст и увидим, как она связывается, соотносится то с одной вещью, то с другой, мы не забудем ее так же легко, как раньше.Цель размышления – найти эти контексты и связи, обдумать их взаимную значимость.

13 Работа над длинными мыслями является прекрасным примером того, что подразумевается под одновременным увеличением своего знания и укреплением своего существа. Чем больше фактов и идей гилозоики усваивается индивидуально и в групповом образовании, тем богаче содержанием мысли становится каждый элемент длительной мысли и тем больше увеличивается объем знания.

И чем лучше и дольше человек способен удерживать свое внимание устойчиво направленным на размышление над одним элементом за другим, а также – по мере роста его умения – между несколькими особенно связанными элементами одновременно, тем больше укрепляется сознание монады, и это то, что подразумевается под «укреплением бытия».

14 Пифагор дал нам знание в систематизированной форме. Вопрос: почему он так поступил? Ответ: чтобы мы могли использовать знание как систему в нашей медитации для осуществления системного мышления (47:4) и таким образом преодолеть разрыв, существующий в нашем сознании между перспективным мышлением (47:5) и каузальным сознанием (47:3).