Своими безответственными псевдо-учениями теософия нанесла вред эзотерике

На модерации Отложенный


5.3 Вера и догматизм 


1 В Теософском обществе Е. П. Блаватская (Е.П.Б.), Анни Безант и Ч. В. Ледбитер были учениками планетарной иерархии. Однако это не означает, что они не истолковали неправильно многое из того, что видели. 


Как Блаватская, так и Безант и Ледбитер решительно утверждали, что они, безусловно, могут ошибаться и что они вовсе не непогрешимы в отношении эзотерического знания. Все они совершали ошибки. То, что некритические теософы считают их непогрешимыми, только показывает, что для этих теософов эзотерика – это система верований, а не ментальная система, которую они тщательно изучили. 


2 Ошибки есть везде, и они не исправляются, так что люди должны научиться приобретать самостоятельную рассудительность. Тем, кто верит, тем, кто спрашивает «кто это сказал?», тем, кто нуждается в авторитетах, следует присоединиться к обществам верующих. Тот, кто постигает, не должен спрашивать. 


Все, во что верят, превращается в иллюзию или фикцию, даже если это факт сам по себе. Это может быть легко установлено. Нескончаемое разделение Теософского Общества показывает, что Общество в значительной степени состоит из верующих. Утверждение общества о том, что оно является единственным рупором иерархии, не является оправданным. Когда-то это было, но теперь уже нет. 


3 Даже если в адьярской ветви теософии им удалось сохранить видимость единства, внутреннее разделение тем не менее проявилось в расногласиях различных лож. Например, одна ложа признает авторитетами Блаватскую, Безант и Ледбитера, в то время как другая считает авторитетными только Блаватскую. 


Вот что происходит, когда людям не хватает способности судить самостоятельно и они «верят» авторитетам. Тогда разделение неизбежно, что показывают сотни христианских сект. 


4 Было неправильно понято одно высказывание Блаватской о том, что планетарная иерархия дает о себе знать только в последней четверти каждого столетия. Такое высказывание абсурдно. Никто не может предсказать, что собирается делать иерархия, так как это решается на каждом новом собрании, на котором все новые предложения рассматриваются всеми членами. 


Но это высказывание имело свои последствия. Теософы не могли верить ни во что, что было обнародовано после 1875–1891 годов (Блаватская умерла в 1891 году). Особенно характерно для общей нерассудительности то, что она верит слепо, не постигая и не понимая. У них есть вера в избранного им пророка, и тогда никому не нужно говорить что-либо еще. 


5 Кажется, никто не понимал, что первый долг человека – использовать свой здравый смысл, хотя это было самое важное изречение Будды. Он осознал необходимость подготовки учителей здравого смысла. Это означает прежде всего освобождение человечества от всех, кто догматически проповедует какую-то временную систему. 


Истина для любого человека – это то, что он может принять. Это единственная защита от «запатентованных истин», единственный способ освободить нас от бесчисленных идиологий, которые всегда будут захлестывать бедное человечество. Принимайте только то, что здравый смысл считает правильным! Но это также предполагает, что вы хотите и можете показать ошибки во всех системах. Высказывание Будды также можно сформулировать иначе: не верь! 


Вера доказывает, что человек не постиг. А принимать такое – значит идиотизировать разум. Существует фундаментальное различие между верой и предположением на данный момент, такое же различие, как между догмой и гипотезой. 


5.4 Прозелитизм 


1 Только менталисты способны постичь (не говоря уже о том, чтобы понять) эзотерическую систему знания. Вред Теософическому Обществу наносит его вербование прозелитов и принятие в него эмоционалистов, а не только менталистов с философским и научным образованием. 


2 Своим беспорядочным прозелитизмом общество присоединило к себе конгломерат индивидов на стадии цивилизации, не способных к стремлению к единству, любопытных к магическим явлениям и к тому же полных всевозможных иллюзий и фикций, верующих, которые спрашивали: «кто это сказал?».

Один только этот вопрос так прискорбно показателен. 


3 Нетрудно понять, что посторонние смотрели на общество как на какую-то новую религиозную секту, члены которой считали себя «избранными» и опережающими в своем развитии все остальное человечество. 


4 Лидеры должны были понять, что только те, кто являются бывшими посвященными и поэтому имеют эзотерическое знание латентно, способны понять эзотерику и самостоятельно поместить изолированные эзотерические факты в понятные контексты. 


5 Большинство теософов воплощались в Индии; они имеют учения о карме и перевоплощении в латентном виде и узнают их в теософии. Но философия йоги экзотерична, а теософия была предназначена для обучения эзотерике, знанию планетарной иерархии. Теософия потерпела неудачу в своей задаче. 


6 Нет ничего удивительного в том, что планетарная иерархия решительно отмежевалась от всего теософского движения. 


Своими безответственными псевдо-учениями это движение нанесло вред эзотерике. Оно стало сектой среди других сект. Оно спорит о догмах и авторитетах, что свидетельствует о том, что оно никогда не понимало суть дела. 


7 Теософское общество, безусловно, поплатилось за то, что допускало кого угодно без разбора. Это масса тех невежд, которые выставили общество на посмешище, болтая обо всем, что, по их мнению, они поняли, не постигая даже самого фундаментального. Они болтают о мастерах и их воле так же, как священники о воле божьей. 


Они болтают о своих и чужих воплощениях, как будто могут что-то знать о них. Они бредят о карме, хотя было решительно указано, что люди не в состоянии судить о последствиях закона жатвы. А представьте, если бы теософов обязали молчать, когда их допускают в общество! Это могло бы оказаться полезным. 


8 Если теософы не хотят учить и практиковать всеобщее братство и считать свои крошечные фрагменты эзотерического знания не особо важными и тем, чем нельзя блистать и из-за чего нельзя что-то оспаривать, они могли бы с таким же успехом распустить свое общество. Есть и другие «школы», которые далеко опережают их в эзотерическом знании, школы, которые предъявляют требования к своим ученикам и требуют видеть результаты их обучения. 


5.5 Сектанские распри 


1 Странен этот антагонизм между различными «эзотерическими» обществами: между различными теософскими сектами, между теософами, антропософами и розенкрейцерами. 


2 Анни Безант попыталась подвергнуть Алису Бейли замалчанию, и Алиса Бейли сделала вид, что едва ли читала других теософских авторов, кроме Е.П.Б. 


3 Также эзотерические лидеры могут быть излишне резкими и даже несправедливыми в своих суждениях друг о друге, и это не способствует общему делу. Например, АлисаБейли не упускала случая показать свое презрение к великому Ледбитеру и его «астрализму» и в своей автобиографии она высказалась о нем весьма неблагоприятно. Критика оправдана, когда основана на фактах, а личные нападки – нет, сколько бы ни говорили о любви и единстве. 


4 Давно пора заявить о том, что Ледбитер – единственный писатель-теософ, обладающий научным способом рассмотрения, объективный и насыщенный фактами, типичный представитель пятого (ментального) отдела. Он является образцом учителя эзотерики, того, кого Лоренси ставил выше всех в этом отношении. То, что он иногда совершал ошибки, не умаляет его значимости как эзотерического педагога. 


5 Другим писателем, который сильно подчеркивал материальность высших миров, был профессор Холенберг в своей книге о йоге.