Загадка катастрофы Ту-144. Крушение советской мечты

На модерации Отложенный

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на XIII Международном авиасалоне, ежегодно проводимого в пригороде Парижа Ле-Бурже, разбился новейший сверхзвуковой самолет Ту-144 — гордость советского авиапрома. Согласно быстро выдвинутой официальной версии, причиной катастрофы стал вездесущий человеческий фактор. При этом тот факт, что материалы расследования были тут же засекречены, наталкивал на определенные размышления.

3 июня стояла замечательная солнечная погода. Ничто не предвещало трагедии. Лайнер Ту-144 под управлением пилота Михаила Козлова в 15:19 выкатился на взлетно-посадочную полосу, набрал скорость, красиво и величественно взмыв в небо. Многочисленные зрители, собравшиеся посмотреть демонстрационные полёты, встретили русский самолет и его взлет аплодисментами. Лайнер совершил несколько штатных маневров и пошел на снижение. И тут командир экипажа вдруг принял необъяснимое и рискованное решение уйти вверх, резко взяв штурвал на себя. Как опытный пилот он не мог не понимать, что Ту-144 уже потерял высоту и такой резкий, неожиданный подъем подвергнет конструкцию машины колоссальной перегрузке.

Произошло неизбежное: правое крыло лайнера лопнуло и отломилось, воздушное судно, потерявшее управление, сразу же охватило пламя. Через несколько мгновений, показавшихся вечностью, самолет рухнул на пригород Парижа Гусенвилль. В этой страшной катастрофе погибли все шесть членов экипажа и восемь, ничего до последнего не подозревавших, местных жителей. Еще 25 человек получили ранения различной степени тяжести. Самолет разорвало и разбросало на площади более чем в 1 кв. км.

С целью расследования причин крушения была быстро создана совместная франко-советская комиссия, в общей сложности работавшая больше года. Следствие тормозилось отсутствием необходимого объёма информации ввиду того, что один из двух бортовых самописцев (черных ящиков) так и не был найден, а второй серьезно поврежден. Тем не менее комиссия вынесла свой вердикт. Ту-144 находился в горизонтальном полете на высоте 1,2 тыс. м, в этот момент пилотировавший лайнер командир экипажа увидел в непосредственной близости французский истребитель «Мираж», с борта которого производилась фотосъемка советского самолета.
По версии комиссии реальной угрозы столкновения не было. Тем не менее командир лайнера принял рефлекторное, но ошибочное решение предпринять резкий маневр с целью уклонения от столкновения.

Действия эти имели фатальный, необратимый характер. Второй пилот, снимавший видеосюжет о полете для французского телевидения и находившийся в кабине, не будучи пристегнут, был брошен на панель управления. Командир резко принял штурвал на себя, результатом чего стала запредельная перегрузка конструкции. Другими словами, к аварии технически абсолютно исправного Ту-144 привела исключительно человеческая ошибка.

Однако все материалы совместного расследования были отчего-то засекречены. И это, неизбежно, привело к появлению спекулятивных и конспирологических версий случившегося. Согласно одной из них, в катастрофе было повинно советское партийное руководство, приказавшее выжать из машины все возможное и невозможное, для того чтобы произвести неизгладимое впечатление на западных оппонентов. Это было необходимо, чтобы выиграть очную демонстрационную дуэль у западного аналога советского самолета франко-британского «Конкорда», так же представленного на авиасалоне в Ле-Бурже.
Как бы там ни было, участие Ту-144 в авиасалоне и его трагическое крушение, как и задумывалось (только с противоположным результатом) фактически поставило жирную точку в 15-летнем противостоянии Ту-144 и «Конкорда». Гонки, из которой из-за катастрофы вышел победителем западный самолет. Спустя пять лет эксплуатация этого уникального и во многом передового в технологическом отношении самолета была прекращена и в Советском Союзе.
Правда, многие уникальные технические решения, примененные в этом лайнере, не пропали даром и были использованы в создании самого большого, быстрого и грузоподъемного в мире стратегического бомбардировщика ТУ-160 «Белого Лебедя».

Небезынтересная интерпретация происшедшего была выдвинута авторами франко-британского документального фильма «Конкорд» и «Туполев» — война самолетов», в котором утверждалось, что СССР и Франция пришли к соглашению не называть реального виновника трагедии. Иначе Париж угрожал Москве разоблачениями шпионской сети советских агентов в Европе. Это была эпоха наметившейся разрядки между социалистическим и капиталистическим лагерями. В 1972 году между СССР и США был подписан важный договор об Ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), в разработке находился и перспективный проект договора ОСВ-2. И в этих сложных условиях международный скандал, вызванный расследованием комиссии, мог бы перечеркнуть только наметившийся миротворческий процесс.

Илья Рябцев