Откуда вдруг в монашеских текстах столько жестокости?

На модерации Отложенный


Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.


Здравствуйте, друзья мои! Какое огромное утешение читать книги святых отцов! Вы со мной согласитесь. Но я, пожалуй, не очень усердный чтец святоотеческого наследия, мне больше нравятся жития и книги о монахах-подвижниках. Наверняка среди вас я найду союзников, тех людей, которые тоже предпочитают духовным богословским трактатам святых отцов, сложным, серьезным и наверняка очень мудрым, повествования о жизни монахов. Но, друзья мои, наверняка вы замечали, что эти рассказы способны современного читателя смутить. Именно так – смутить.


Откуда вдруг в монашеских текстах, например в Древнем патерике, «Лавсаике» или «Луге Духовном» столько жестокости? 


Именно жестокости. Мы найдем, что и в «Добротолюбии», и даже в отдельной классической книге о монашеском делании – «Лествице» Иоанна Лествичника присутствует если не жестокость, то жесткость. В чем она состоит?

Хрестоматийный пример – приходит монах в монастырь, и первым делом его начинают смирять. На лексиконе святых отцов, монашествующих это именно так и называется – смирять монастырским смирением. Что это значит? Пришел человек в братство – вроде бы надо окружить его покоем, любовью, тишиной… Ведь как мы предполагаем, зачем в идут монастырь? Для того, чтобы скрыться от мира, уединиться, найти покой, мир в своей душе… И что же случается в монастырях? Человека, пришедшего в святую богоспасаемую обитель, нагружают работой и подвергают различного рода испытаниям.

Вот в житии замечательного египетского подвижника Иоанна Колова мы читаем: пришел к старичкам молодой человек, а они его даже за стол не посадили. И вот он стоит в углу, на коленях, просится в монастырь, и старец бросает ему в угол туда сухарь, а Иоанн подходит на четвереньках, и на полу, как зверь, поедает этот сухарь. А потом ему дают задание ходить поливать палку, поставленную посреди пустыни. Ну что за нелепое задание? Ходить ежедневно за много верст, носить воду в ведре и поливать и поливать этот куст, вернее, сухую палку, которую старцы воткнули в бесплодные пески пустыни. Что это за задание такое? И таких заданий мы встречаем множество. Зачем они это делали?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажу что, к сожалению, некоторые православные люди, даже миряне, пытаются повторять опыт смирения другого человека в бытовых условиях. Никогда этого не делайте, потому что опыт смирения другого человека, аскетические опыты, которые старцы ставили на своих учениках, – это очень тонкая духовная технология, именно технология, и если вы не владеете ею, то не стоит даже и браться. Это первое. Во-вторых, зачем старцы это делали? Старцы воспитывали в своем ученике навык к преодолению трудностей, воспитывали в нем устойчивость к преодолению неприятностей, скорбей, болезней.

Например, в житии Пимена Великого мы встречаем наставление, которое ему дает старший брат. Он показывает на языческую статую, в которую бросал камнями, хулил, а на следующий день всячески прославлял и говорит: «Как вела себя статуя? Она была безразлична и к похвале, и к поношению. Вот таким должен стать ты».

То есть старцы воспитывали навык. Мы сейчас не относимся к этому даже как к аскетическому упражнению, а считаем, что это некоторый вид смирения, который действует сам по себе. Нет. В воспитании этого навыка есть своя закономерность, своя логика, как в любом деле, требующем навыка, например, в изучении языка или обучении игре на инструменте, когда ты должен сделать двести упражнений, чтобы этот навык у тебя появился.

Почему это важно для нас, друзья мои? Потому что мы очень уязвимы. Мы ходим в церковь, читаем Священное Писание, с большим восторгом прочитываем жития святых, угодников Божиих. Но тем не менее если в нас с детства не воспитан этот навык к преодолению трудностей, неприятностей, неудач, бывает, что все наши духовные усилия рассыпаются в прах при столкновении с очень простыми вещами: человек не сдал экзамен, у него обнаружили опухоль, случилась авария, выгнали с работы (попал под сокращение или остался год до пенсии), потерял квартиру в результате каких-то махинаций… Что бы ни случилось, у человека должна вырабатываться некоторая устойчивость, некоторый навык.

Люди, которые в детстве занимались спортом или каким-нибудь серьезным трудом: крестьянские дети или дети, серьезно занимавшиеся музыкой или изобразительным искусством, то есть те, которым поставили навык к труду, – легко переносят эти вещи. Но большинство из нас – люди городской культуры, которые не привыкли к неудачам. Нас готовили школа и семья, наши родители: школа – к экзаменам, а родители – к счастью, но никто не готовил к жизни.

Кто-то готовил к экзамену, а кто-то к счастью, а жизнь бывает сурова, и, может быть, тот человек, у которого есть навык к преодолению трудностей и неприятностей, находится в более выигрышном положении, чем тот, у которого этого навыка нет, но он получил богатое наследство, имеет влиятельных родителей или несколько дипломов, но находится в более уязвимом положении.

И вот, друзья мои, надо воспитывать этот навык. В этом месте по законам жанра, я, как священник, должен вам сказать как... А я вам ничего не скажу, потому что сам над этим навыком работаю давно и не очень успешно. Но самое главное, надо начинать с осознания того, что этот навык нужно ставить. Это первое.

А во-вторых, важно избавиться от страха. Страх не просто плохой советчик, не просто плохой наставник, а ужасный обольститель, который ведет нас к тупику. В «Божественной комедии» есть хорошие слова, которые Вергилий говорит колеблющемуся, смущающемуся Данте, который боится предпринять то путешествие, в которое его зовет учитель: «Нельзя, чтобы страх повелевал умом, иначе он отходит от свершений, как зверь, когда мерещится ему».

Нельзя, чтобы страх повелевал умом. Поэтому, друзья мои, если Господь дает нам пройти какое-либо испытание (конечно, не нужно его искать специально, а если дает Господь), отнеситесь к нему как к образовательным услугам, которые, конечно, потребуют и сил, и затрат и так далее. Чем больше мы пройдем таких испытаний, тем сильнее у нас закрепится этот навык, который святые отцы воспитывали целой серией очень серьезных, сложных, но эффективных духовных упражнений.