Министры без погон

На модерации Отложенный

В начале мая 2024 года состоялось событие, о котором в кулуарах говорили уже давно: Сергея Шойгу сместили с поста министра обороны РФ. Эту должность он занимал двенадцать лет и, возможно, занимал бы ещё столько же, если бы не СВО. Спецоперация обнажила серьёзные проблемы, существующие в Российской армии. Оказалось, что под чутким руководством Сергея Кужугетовича Министерство обороны России успешно проводило лишь парады и танковые биатлоны, но оказалось не готовым к современной войне. Исправлять эти перекосы, очевидно, придётся новому главе военного ведомства – Андрею Белоусову.

Назначение Белоусова на эту должность вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Кто-то воспринял это с удовлетворением и даже с радостью, а кто-то – весьма сдержанно. Это заметно по полемике, которая развернулась в Сети. Многие эксперты и простые пользователи усомнились в способности гражданского человека, каким является Андрей Рэмович Белоусов, эффективно руководить военным ведомством, да ещё в условиях СВО.

Впрочем, тот факт, что новый министр обороны до этого не имел отношения к вооружённым силам, отнюдь не уникален. В истории Отечества было немало случаев, когда военное ведомство возглавляли сугубо гражданские лица, и ни у кого это не вызывало недоумения. В конце концов, тот же Шойгу также не служил в армии ни дня, однако это обстоятельство не помешало ему сидеть в кресле министра обороны двенадцать лет и гордо носить генеральские погоны.

До Сергея Кужугетовича министром обороны РФ также был гражданский человек: Анатолий Эдуардович Сердюков. Правда, в далёкие 1980-е годы он проходил срочную службу в Советской армии, так что автомат в руках всё-таки держал. Но потом получил экономическое образование и трудился в торговой сфере, работал директором магазина мебели. А перед назначением на должность министра обороны возглавлял налоговую службу России.

А до Сердюкова военное ведомство в течение шести лет возглавлял Сергей Борисович Иванов. По образованию он филолог: окончил переводческое отделение филфака Ленинградского госуниверситета имени А.А. Жданова. Затем ушёл в органы государственной безопасности, окончил Краснознамённый институт КГБ СССР и долгое время служил в разведке. До назначения на должность министра обороны трудился заместителем директора ФСБ РФ – начальником Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ РФ.

Получается, что в современной России как раз гражданские лица чаще всего и занимали должность министра обороны. Понятное дело, что в процессе неустанных трудов на этом поприще они обзаводились большими звёздами на погонах и красными лампасами на форменных штанах, но военного образования не было ни у одного из предыдущих трёх министров. Так что Андрей Белоусов в этом смысле просто продолжил уже сложившуюся традицию.

«ГЕНЕРАЛЬСКАЯ» ДОЛЖНОСТЬ

Должность министра обороны, или военного министра, как тогда говорили, появилась в нашей стране в начале XIX века, в ходе реформы государственного управления. Напомним, что в 1802 году Александр I упразднил существовавшие со времён Петра Великого коллегии и учредил вместо них министерства – по европейскому образцу. Всего было создано восемь министерств, в том числе и военное. Возглавил его генерал от инфантерии (то есть пехотный генерал) Сергей Кузьмич Вязмитинов.

В дальнейшем на этом посту побывали 19 человек, и все они были сугубо военными людьми. Многие начинали службу в младших офицерских и даже унтер-офицерских чинах и последовательно продвигались по служебной лестнице. А кого-то к вершинам военной карьеры вознесла судьба. Но все они к моменту назначения на должность главы военного ведомства уже носили генеральские погоны и имели практический опыт руководства войсками.


Последним военным министром Российской империи стал генерал от инфантерии Михаил Алексеевич Беляев. Этот пост он занимал всего два месяца – с третьего января по первое марта 1917 года.

Беляев.JPG

Михаил Беляев возглавлял русскую армию всего два месяца, до момента падения царской России

ОТ МИНИСТРОВ ДО НАРКОМОВ

После крушения монархии к руководству армией пришли люди, далёкие от воинской службы. Так, уже в марте 1917 года в первом составе Временного правительства должность военного министра занял гражданский человек – Александр Иванович Гучков. Это был известный в России политик, общественный деятель, с 1910 по 1911 год он возглавлял Государственную думу. В годы Первой мировой войны Гучков был председателем Центрального Военно-промышленного комитета (ЦВПК). Это организация, которая занималась вопросами снабжения Действующей армии. Благодаря стараниям ЦВПК уже к концу 1915 года на нужды Российской императорской армии работали около 1300 промышленных предприятий и мастерских. Так что косвенное отношение к вооружённым силам Гучков всё-таки имел.



А вот его преемник на посту военного министра – Александр Фёдорович Керенский – вообще не знал, что такое армия. До революции Керенский снискал известность как адвокат по политическим делам. Ну а после революции сделал головокружительную карьеру на политическом поприще, став сначала министром Временного правительства, а затем и его главой. По иронии судьбы отец Керенского был директором той самой мужской гимназии в Симбирске, где учился будущий вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Военным министром Керенский был почти четыре месяца, с 5 мая по 30 августа 1917 года.

Пришедшие к власти большевики упразднили министерства как отрыжку старого общества. Вместо них появились народные комиссариаты или наркоматы. Во главе комиссариатов стояли наркомы. Первым наркомом по военным и морским делам РСФСР стал Николай Ильич Подвойский, юрист по образованию и революционер по призванию.

Правда, непосредственно руководством вооружёнными силами Советской России этот товарищ не занимался по причине отсутствия вооружённых сил. Их ещё только предстояло создать. И весной 1918 года, став наркомом, этим занялся ещё один профессиональный революционер, ни дня не служивший в армии, – Лев Давидович Троцкий.

Фото_24_10_13_Мин.jpg

Несмотря на отсутствие военного образования и практического опыта, Троцкий неплохо справился с поставленной задачей: уже летом 1918 года Красная Армия не просто была создана, но и представляла собой гигантский и хорошо отлаженный механизм. У Льва Давидовича хватило ума не лезть в сугубо военные вопросы, в которых он мало что смыслил. Поэтому с самого начала своей деятельности новый нарком стал активно привлекать в Красную Армию профессиональных военных – в основном, бывших офицеров царской армии. На жаргоне того времени их называли военспецами. Во многом благодаря их знаниям и опыту большевикам удалось не только одержать победу в борьбе с внутренними врагами в лице Белого движения и всевозможных националистических и повстанческих организаций, но и выгнать с территории России иностранных интервентов.

Троцкого в 1925 году сменил на посту наркома ещё один профессиональный революционер – Михаил Васильевич Фрунзе. Технарь по образованию, Фрунзе, тем не менее в полной мере проявил полководческий талант на полях Гражданской войны и стал одним из самых знаменитых советских военачальников.

После смерти Михаила Фрунзе в 1925 году наркомом по военным и морским делам стал бывший рабочий Климент Ефремович Ворошилов. В этой должности он пребывал пятнадцать лет, до 1940 года. И только перед самой войной главой военного ведомства (впервые в советской истории!) стал профессионал военного дела Семён Константинович Тимошенко.

В годы Первой мировой войны Тимошенко служил простым солдатом. А в ходе Гражданской войны благодаря своим способностям стал активно продвигаться по служебной лестнице, окончил курсы командиров при Военно-политической академии и в 1940 году стал наркомом обороны Союза ССР. Правда, ненадолго: уже в июле 1941 года Тимошенко был освобождён от занимаемой должности. В годы Великой Отечественной войны должность наркома обороны занимал ещё один сугубо гражданский человек: Иосиф Виссарионович Сталин. 

Фото_24_10_14_Мин.jpg

Он же был и Верховным главнокомандующим.

Кстати, многие советские военачальники и лица, имевшие отношение к оборонному комплексу, отмечали профессионализм и неплохие знания в области военного дела, которые демонстрировал Сталин. Не получив должного образования, он тем не менее постоянно учился военному делу и, по свидетельствам очевидцев, немало в этом преуспел.

МАРШАЛЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

В послевоенные годы должность министра обороны СССР занимал только один гражданский человек – Николай Александрович Булганин. До назначения на этот пост Булганин служил в ЧК, занимал различные должности в системе советских и хозяйственных органов, в годы Великой Отечественной войны возглавлял Госбанк СССР. Будучи талантливым организатором и хозяйственником, сникал расположение Сталина. Именно Булганину вождь доверил руководство военным ведомством в переходный, от войны к миру, период. Так, неожиданно для самого себя в начале 1947 года Николай Александрович, сугубо гражданский человек, стал министром Вооружённых сил СССР (так в те годы называлось Министерство обороны), а заодно получил маршальское звание. В качестве военного министра Булганин трудился до марта 1949 года.



Николай Булганин

По одной из версий, назначением на высший военный пост абсолютно невоенного человека Сталин преследовал вполне прагматичную цель: умерить амбиции советских маршалов и генералов, каждый из которых считал себя гениальным полководцем. По замыслу вождя, Булганин как раз и должен был служить неким арбитром в этом вопросе. И, видимо, с поставленной задачей Николай Александрович неплохо справлялся.

После смерти Сталина Булганина вновь назначили на пост министра обороны, который он занимал вплоть до 1955 года. С этого поста Булганин был смещён в результате внутрипартийных разборок.

После этого в течение многих лет военное ведомство возглавляли люди в погонах. Среди них было немало действительно выдающихся военачальников, внёсших огромный вклад в победу над фашизмом. Например, Маршалы Советского Союза Александр Василевский (1949–1953 годы), Георгий Жуков (1955–1957 годы), Родион Малиновский (1957–1967 годы). С 1967 по 1976 год военное ведомство возглавлял Андрей Антонович Гречко. Военную службу он начинал в годы Гражданской войны простым красноармейцем, а в годы Великой Отечественной уже командовал армией.

Профессиональным военным, танкистом, был и Сергей Леонидович Соколов (1984–1987 годы). Он прошёл всю войну, дослужился до генеральского звания и должности заместителя командующего армией. В начале 1980-х Сергей Соколов был первым заместителем министра обороны Союза ССР и одновременно возглавлял Оперативную группу Министерства обороны СССР в Афганистане. Именно он планировал боевые операции в начальный период Афганской войны. И планировал весьма умело, за что получил Золотую Звезду Героя Советского Союза. В указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года так и говорится: «За личное мужество и умелое управление войсками, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан».

Последний министр обороны советской эпохи, Дмитрий Тимофеевич Язов (1987–1991 годы), начинал военную службу рядовым. Прошёл Великую Отечественную войну, получил лейтенантские погоны, командовал взводом. После войны посвятил себя вооружённым силам. Дослужился до генерала, а затем и Маршала Советского Союза.

Язов.JPG

Дмитрий Язов, будучи министром обороны, поддержал ГКЧП в 1991 году. 

Исключением в этом ряду стал лишь Дмитрий Фёдорович Устинов, возглавлявший Министерство обороны СССР с 1976 по 1984 год. Военного образования у Устинова не было, по профессии он инженер. Однако в течение многих лет Устинов курировал советскую оборонную промышленность, так что о нуждах армии и флота знал не понаслышке. Маршальское звание Дмитрий Фёдорович получил в 1976 году.

В НОВОЙ РОССИИ

В 1990-е годы министрами обороны Российской Федерации были только профессиональные военные. Первым министром обороны новой России стал Константин Иванович Кобец. До назначения на этот пост Кобец командовал войсками связи Министерства обороны СССР. В августе 1991 года, когда грянул путч, Кобец поддержал Ельцина, за что и получил вскоре звание генерала армии и должность министра обороны.

С 1992 по 1996 год военное ведомство возглавлял Павел Степанович Грачёв. В 1969-м он окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, в 1980-е годы участвовал в боевых действиях в Афганистане, дорос до командира дивизии.

С 1996 по 2001 год министрами обороны России были поочерёдно Михаил Петрович Колесников, Игорь Николаевич Родионов и Игорь Дмитриевич Сергеев. Все они профессиональные военные, прослужившие в Вооружённых силах РФ не один десяток лет. Колесников был танкистом, в период первой чеченской войны занимал должность начальника Генштаба. Родионов тоже по образованию танкист, активный участник Афганской войны. Сергеев служил в ракетных войсках, он стал единственным в истории Маршалом Российской Федерации.

И только в 2001 году с назначением на должность министра обороны Сергея Иванова традиция была прервана. Таким образом, за всё время существования СССР и новой России практически половина военных министров были гражданскими людьми.

«ТАМ ВСЕ ВОПРОСЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ»

Так что нет ничего экстраординарного в том, что военное ведомство России снова возглавил человек, не имеющий отношения к армии. Главное, чтобы новый министр был настроен на решительные меры по модернизации вооружённых сил и очищению насквозь коррумпированного военного ведомства. И судя по первым шагам Белоусова, он намерен отнестись к этому со всей серьёзностью.





Так, ещё до назначения на должность министра обороны, Белоусов, выступая перед сенаторами, довольно чётко обрисовал те первоочередные задачи, которые намерен решать.

«Я начал знакомиться с делами в Минобороны, там все вопросы первоочередные, – заявил Андрей Белоусов. – Нужно упреждать ВСУ, нужно отрабатывать новые методы боевых действий. Самый насущный вопрос сейчас – поставка боеприпасов, ракет, БПЛА, средств РЭБ войскам в зоне СВО».

Это заявление говорит о том, что новый министр, хоть и гражданский человек, но прекрасно понимает, какое первостепенное значение имеют в современной войне такие технические средства, как беспилотники и средства радиоэлектронной борьбы. О том, что в нашей армии их катастрофически не хватает, трубят уже не первый год и сами бойцы в зоне СВО, и военные эксперты. К сожалению, серьёзного прорыва в этом вопросе так и не сделано. БПЛА по-прежнему не хватает, а те, что есть, приходится доводить до ума прямо на поле боя, подручными средствами. Хорошо, что у нас народ талантливый и рукастый – может даже блоху подковать. Но было бы гораздо лучше и правильнее, если бы солдаты в окопах не тратили время и силы на доработку беспилотников, а получали в нужном количестве уже готовую первоклассную технику.

Не всё ладится и в сфере военного образования, отметил Белоусов и добавил: «В первоочередном порядке нужно заниматься военным образованием, здесь накоплены определённые проблемы».

Есть вопросы со своевременными выплатами денежного довольствия военнослужащих и их жилищным обеспечением. Это только на экране телевизора с этим полный порядок. На деле же проблем немало, и решать их нужно быстро. «Каждый рубль бюджетных денег должен идти на эффективность российской армии, – заявил Андрей Белоусов. – Соцобеспечение российских военнослужащих должно быть на высоте».

Своё выступление в Совете Федерации Андрей Белоусов завершил такими словами: «В условиях проведения СВО ключевая задача – победа. При этом с минимальными человеческими потерями. Полностью осознаю это перед народом и Президентом РФ». Получится ли это у нового министра – покажет время.

Автор:  Сергей ХОЛОДОВ