"Безбожная пятилетка"
На модерации
Отложенный
15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью Сталина начинается "безбожная пятилетка", поставившая цель: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны»
В планах Антирелигиозной комиссии писалось о том, что в 1932 - 1933 годы должны были закрыться все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети, к 1933 - 1934 годам — исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьёй, к 1934 - 1935 годам — страну и прежде всего молодёжь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1935 - 1936 годам — должны были исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители, а в 1936 - 1937 годам — религию требовалось изгнать из самых укромных её уголков. В 1932 году гонение на Русскую православную церковь и её служителей было начато с новой силой: закрыто 70 епархий, арестованы 40 архиереев (в архиерейском служении осталось только 4), закрыто 95 % церквей, существовавших ещё в 20-е годы. Досталось и другим конфессиям.
Борьба с религией и Церковью была провозглашена уже в "Манифесте коммунистической партии" Маркса-Энгельса. В большевицком государстве Ленина-Троцкого она началась сразу же после захвата власти. Причем основной удар был направлен не просто против религии, а против господствовавшей при монархическом строе Русской Православной Церкви. (Отметим, например, что столичная синагога в Марьиной Роще была построена в 1926 г.)
Вначале большевики полагались на голую силу и не имели четкой программы уничтожения Церкви, создавая лишь провокационные поводы (наподобие "борьбы с голодом") для антицерковного террора. Инициатива исходила от Троцкого, который в ноябре 1921 г. стал председателем особой "Комиссии Совнаркома по учету и сосредоточению ценностей". После февральского декрета 1922 г. об "отделении Церкви от государства" началось массовое закрытие и ограбление храмов. Но лобовой удар не дал ожидавшихся результатов, а привел по призыву св. Патриарха Тихона к сопротивлению верующих, к восстаниям против ограбления храмов, к возникновению подпольных общин (Катакомбной Церкви). Поэтому, примерно с 1922 г., большевики стали наряду с террором выделять в церковной среде лояльное духовенство, чтобы расколоть Церковь и расправиться с ее частями по отдельности.
Был устроен обновленческий раскол, провозгласивший в частности христианское учение основой коммунизма, началась травля в печати непокорного Патриарха, вербовка ОГПУ "своих людей" в епископате. Все это привело к дезорганизации Центрального церковного управления, а в 1927 г. и к так называемой "Декларации" митрополита Сергия с требованием от духовенства подписок лояльности богоборческой власти. Он даже внес коммунистические праздники в церковный календарь.
Требование лояльности было именно таким лукавым тактическим приемом первоначального раскола духовенства, ибо компартия не помышляла отказаться от уничтожения религии в создаваемом марксистском обществе. В том же 1927 г. на XV съезде партии Сталин говорил о недопустимом ослаблении антирелигиозной работы, а через год на собрании московского партактива он потребовал «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс». Это вскоре вылилось в коллективизацию, которая была устроена большевиками не для "подъема сельского хозяйства", а для порабощения колхозами независимого патриархального крестьянства в том числе искусственным голодом.
Коллективизация своим "экономическим" обоснованием колхозов несколько затмила антирелигиозную борьбу, но это были две неразрывных составляющих "перелома крестьянского хребта": "поп и кулак" как враги советской власти всегда обозначались в одном ряду. Уже в начале коллективизации в 1929 г. был разослан совершенно секретный циркуляр "О мерах по усилению антирелигиозной работы". Борьба с религией приравнивалась к классово-политической.
При ЦК РКП(б) еще в 1922 г. была образована специальная Комиссия по проведению отделения Церкви от государства, действовавшая вплоть до ноября 1929 г. Эта Антирелигиозная комиссия (в 1928-1929 гг. она именно так и называлась) жестко контролировала религиозные организации, действовавшие на территории советского государства. Ее безсменным председателем был Емельян Ярославский (Губельман), который был личным историком и редактором трудов Сталина, в том числе "Краткого курса истории ВКП(б)". После 1929 г. вопросы религиозной политики рассматривались уже, как правило, на заседаниях Секретариата ЦК партии.
Отметим в антирелигиозной борьбе и весьма специфическую роль Союза воинствующих безбожников СССР – это была как бы "общественная" организация, выражавшая "прогрессивные чаяния населения", но открыто поддерживавшаяся богоборческим государством и безсменно руководимая все тем же партийным функционером Ярославским-Губельманом. Союз безбожников был создан в первой половине 1920-х годов, когда власти только начинали систематическую антицерковную работу. В декабре 1922 г. стала издаваться газета "Безбожник", инициатором создания которой и ее ответственным редактором на протяжении почти двадцати лет был Губельман-Ярославский. 12 сентября 1923 г., когда на заседании Антирелигиозной комиссии обсуждался вопрос "о формах и способах антирелигиозной пропаганды в деревне", Ярославский выдвинул идею организации кружков воинствующих безбожников. 7 октября того же года в газете "Безбожник" этот вопрос был поставлен уже официально, и 27 августа 1924 г. в Москве созвали первое учредительное собрание Общества друзей газеты "Безбожник". В апреле 1925 г. в Москве прошел новый съезд Общества друзей газеты "Безбожник", положивший начало Союзу безбожников СССР (в 1929 г. был переименован в Союз воинствующих безбожников) под руководством Ярославского. Организация имела свой Центральный Совет, в который вошли и такие известные большевики, как П.А. Красиков, И.И. Скворцов-Степанов, П.Г. Смидович. Главными лозунгами Союза были: "Через безбожие – к коммунизму" и "Борьба с религией – это борьба за социализм".
В июне 1929 г. воинствующие безбожники провели свой II съезд, на котором присутствовали 1200 делегатов, представлявших около полумиллиона идейных борцов с "религиозным дурманом". Союз безбожников был призван играть пропагандно-маскировочную роль для оправдания антирелигиозной борьбы, которая со второй половины 1920-х гг. проводилась государственной властью в организационных рамках этого "общественного" Союза якобы по требованию населения. А планы и методы борьбы большевицкая партия имела свои, очень разнообразные, решительные и всеохватывающие.
Так, начиная с октября 1929 г. в числе мер антирелигиозной борьбы в СССР семидневная рабочая неделя была заменена "шестидневной" – пять дней трудящиеся работали, на шестой отдыхали, причем выходной день приходился на любой день традиционной недели. Единственной целью этой реформы было отменить христианское воскресенье.
На II съезде безбожников поднимался даже вопрос о реформе летосчисления – начать его «с первого года пролетарской революции». В осуществимости этого проекта сомневался сам Ярославский, тем не менее отмечая: «Мы уже сегодня во всех советских актах и в литературе должны отмечать наше летоисчисление. 1929 год отмечается как 12-й год новой эры, нашей эры. Я употребляю слово "нашей эры", чтобы не говорить об эре христианской». "Пролетарскую эру" все же не решились вводить, но летосчисление "от Рождества Христова" в СССР заменили на "нашу эру", что продолжается в РФ вплоть до наших дней начала XXI века.
И вот 15 мая 1932 г . декретом большевицкого правительства за подписью Сталина объявляется "безбожная пятилетка", поставившая цель: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Это был новый и наиболее смертоносный этап строительства тоталитарного богоборческого государства. Репрессии 1930-х затронули уже всех верующих: и лояльных, и нелояльных, и православных, и иноверных.
Союз воинствующих безбожников к этому времени насчитывал свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. На каждом членском билете СВБ были напечатаны антирелигиозные цитаты из трудов Сталина. Тиражи антирелигиозной литературы также увеличивались год от года: если в 1927 г.
организации безбожников издали книг и брошюр общим объемом в 700 тысяч печатных листов-оттисков, то в 1930 г. – уже свыше 50 миллионов. Тираж газеты "Безбожник" в 1931 г. достиг полумиллиона экземпляров, а тираж журнала "Безбожник" – 200 тысяч. Повсеместно организовывались кружки юных безбожников (к концу 1931 г. в них было 2 миллиона человек). В 1932 г. в государственном издательстве вышел и первый том пятитомного сборника председателя ЦС СВБ Ярославского "Против религии и Церкви".
Официально СВБ содержал свою администрацию, издавал литературу, финансировал мероприятия на членские взносы (60 копеек с горожанина и 24 копейки от жителя деревни). Реально же основные средства и административный ресурс выделяла государственная власть. Началось создание государственных антирелигиозных рабочих университетов – специальных учебных заведений для подготовки соответствующих кадров накануне решающего наступления на религию и Церковь в СССР. Первый такой университет появился в Рогожско-Симоновском (Пролетарском) районе Москвы.
В 1931 г. в стране было свыше 3000 безбожных ударных бригад (причем более половины из них – в Ленинграде), свыше 100 безбожных ударных цехов и заводов, около 300 безбожных колхозов. К концу 1932 г. планировалось значительное усиление безбожных рядов – до 8 миллионов человек. Численность юных борцов с мракобесием и клерикализмом должна была возрасти до 10 миллионов.
Итак, Союз воинствующих безбожников выглядел зачинщиком антирелигиозной борьбы, решение об усилении которой было принято на XVII партконференции (январь-февраль 1932 г.), разработавшей директивы для построения безклассового социалистического общества к концу второй пятилетки. План ликвидации религии к 1937 г. составили в Антирелигиозной комиссии. В откровенном виде этот план по тактическим соображениям никогда не публиковался в печати. Это была как бы внутренняя партийная установка. По этому плану к 1932-1933 гг. должны были закрыться все церкви и иные молитвенные дома; к 1933-1934 гг. – исчезнуть все религиозные традиции, привитые литературой и семьей; к 1934-1935 гг. – страну и прежде всего молодежь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой; к 1935-1936 гг. должны были исчезнуть последние священнослужители; а к 1937 гг. – должно было исчезнуть из жизни само имя Бога. Коммунисты вознамерились вбивать в сознание широких масс сознание того, что в мiре началась новая коммунистическая эра с новым человеком, отличным от предыдущих поколений.
Но сознание народа оказалось очень консервативным. Перепись населения, проведенная в СССР в 1937 г. (в опросные листы по распоряжению Сталина был включен пункт о религии), выявила удивительную картину: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84 % (или 25 миллионов) признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных – 45 % (или более 30 миллионов). Даже скорректированные властями, эти цифры обнаруживали провал тотальной борьбы с религией и Церковью.
Разочарованный Сталин засекретил итоги переписи и решил прибегнуть к более привычным для большевиков террористическим мерам. Именно на 1937-1938 гг. приходится пик уничтожения духовенства – в том числе и лояльного, которое выполнило свою роль в 1920-е гг. и теперь оказалось ненужным.
Таким образом, карательные органы свели численность духовенства к микроскопической величине, и Союз воинствующих безбожников стал утрачивать свое пропагандно-маскировочное назначение. Во второй половине 1930-х гг. замечается резкое падение богоборческого энтузиазма в среде активистов СВБ, суммы собиравшихся взносов сократились в 10 раз. Исполнительное бюро ЦС СВБ перестало собираться. Весной 1936 г. были упразднены организационные структуры Юных безбожников.
В то же время Сталин стал сознавать, что тратить силы на переделку русского народа – не самый эффективный способ в борьбе за власть с "троцкистами" и т.п., да и вообще, чтобы сохранить власть партии накануне назревавшей войны. Поэтому началась постепенная реабилитация русского патриотизма, имен русских полководцев, точнее – началось паразитическое оседлание сталинской компартией патриотических чувств державообразующего русского народа. Новый календарь без воскресенья также не приживался и явно вредил интересам экономики. Поэтому после начала в 1939 г. Второй мiровой войны указ Совнаркома СССР от 26 июня 1940 г. упразднил календарную нелепицу, объявив о переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю с выходным в воскресенье и о запрещении самовольного ухода с предприятий рабочих и служащих.)
Однако даже все это не привело к отказу от борьбы с религией. Союз воинствующих безбожников СССР даже несколько оживился в 1938 г., состоялся пленум ЦС СВБ, принявший программу активизации антирелигиозной деятельности. В изменившихся условиях руководители СВБ должен был увязать свою "воспитательную" деятельность с другими общественными структурами, в частности с комсомолом и профсоюзами. В том же году по инициативе Ярославского отделением истории и философии Академии наук СССР была предпринята работа по написанию двухтомника по истории религии и атеизма. В 1940 г. в системе Академии наук организовали постоянную аспирантуру по истории религии и атеизма. Не прекратились и карательные репрессии: в 1939 году было расстреляно еще 900 священнослужителей, в 1940-м – 1100, в 1941-м – 1900, в 1943-м – 500. Цифры уменьшились, поскольку духовенства на свободе тогда уже почти не осталось: накануне войны на всю страну в границах 1939 года было лишь несколько сотен действовавших храмов и ни одного монастыря. Таким образом, "безбожная пятилетка" была близка к этапным целям, поставленной партией. Но отменить эти цели заставила война.
В первые месяцы войны Ярославский-Губельман, член ЦК ВКП(б), вынужден был по распоряжению Сталина написать статью "Почему религиозные люди против Гитлера", тональность которой резко отличалась от тональности всех его прежних антирелигиозных статей. Союз воинствующих безбожников прекратил свою активную деятельность.(Однако при этом главный безбожник не утратил доверия Сталина. С 1939 г. и до самой смерти он был членом ЦК, членом редколлегии "Правды", в 1939 г. стал академиком АН СССР и заведующим кафедрой в Высшей Партийной Школе. В 1938 г. Ярославский был награжден Орденом Ленина, а в 1943 г. – Сталинской премией.)
5 сентября 1943 г. в "Правде" на первой странице было опубликовано сенсационное краткое сообщение о встрече Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состовшейся 4 сентября. Сталин решил воссоздать церковные структуры и использовать их в оборонных целях (это было необходимо и для влияния на общественность западных демократий, лидеры которых нуждались в оправдании своего военного союза с богоборческим режимом СССР).
А три месяца спустя в той же "Правде" было опубликовано правительственное сообщение о кончине Е.М. Ярославского, умершего 4 декабря 1943 г. Некрологи прислали от ЦК ВКП(б) и СНК СССР, от Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР, от ЦК ВЛКСМ, от Института Маркса-Энгельса-Ленина, от Академии наук СССР и еще много от кого. Однако в статьях, посвященных памяти Ярославского, ни слова о его антирелигиозной деятельности не говорилось. Не было и соболезнований от Союза воинствующих безбожников, который фактически прекратил свою пропаганду, хотя и просуществовал до 1947 г. (когда передал функции распространения научного атеизма Всесоюзному обществу "Знание" – после войны антирелигиозная пропаганда в СССР была возобновлена, и в конце 1950-х гг. началась новая "безбожная пятилетка"...).
Комментарии
В СССР тунеядство было недопустимо.
А священники по сути тунеядцы, ничего не делают, ничего не производят, собирают деньги с верующих.
Понятно желание большевиков упразднить рассадник тунеядства.
Дерьмо в говно переводили советские "не тунеядцы". По плану.
Это наказание за то церковь в феврале 1917г., приведя православную паству к присяге на верность Временному правительству и не освободив народ от действующей присяги на верность императору, по сути благословили клятвопреступление.
Александр, "е суди, да судим не будешь", "Пусть первым бросит камень тот, кто сам без греха".
Олег Модестов, Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу повидать Его? Ради своей гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб злосчастный? Потому что не имел твердой веры пренетвердейший, пренепостояннейший!
Александр, Предатель он был.
Олег Модестов, как православная церковь, изменившая царю.
Александр, РПЦ не изменила Богу.
Олег Модестов, а "Божьева помазанника" - представителя Бога на земле отдала на растерзание без сопротивления!
Александр, Нет в православии "представителей Бога на Земле" Мы конфессия соборная. У нас все важные решения принимаются только коллегиально. Это у католиков Папа Римский непогрешим. И что значит "без сопротивления"?? Он отказался от престола в пользу своего брата Михаила а тот в свою очередь ждал решения Учредительного собрания о дальнейшем политическом устройстве России. Если бы оно решило что Россия должна быть монархией он взошел бы на престол.
Олег Модестов,
Олег Модестов, Да русский царь не был "помазанником божьим", но он был Правителем, который является наместником Бога на Земле: правитель наделен абсолютной властью, но и абсолютной обязанностью отвечать за то, что происходит в его владениях, перед Богом.
Абсолютная власть, которой была власть византийских императоров и русских царей и императоров, подразумевает принесение себя и своей жизни в абсолютную жертву этому призванию. Выражением этой жертвы для русских царей стала церемония венчания на царство. Венчание на царство имеет другой смысл, чем "коронация".
В процессе венчания на царство происходило миропомазание царя – жест, символизировавший «обручение» царя с принадлежащим ему царством и его народом. Как браки заключаются на небесах, так и царь обвенчан с его царством, и не может просто отказаться от этого союза, да и процедуры добровольного отречения царя российскими законами не предусматривалось.
Александр, Нет в православии никаких "наместников Бога на Земле". И быть не может. Мы не католики.
Олег Модестов, Наместники бога на земле призваны служить Богу и помогать людям на пути к спасению. Они исполняют богослужение, проповедуют Евангелие, учат верующих и помогают им в духовном развитии.
Александр, Возможно. Я не католик.