Обнаружены странности вокруг возможного госпереворота в Турции

На модерации Отложенный

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ночь на среду провел экстренное заседание с главами разведки и министерства юстиции страны после предупреждения о подготовке сотрудниками полиции новой попытки госпереворота. Это событие случилось аккурат после отстранения трех высокопоставленных правоохранителей Анкары, которых обвинили в подготовке заговора против правительства и политиков. Невольно у многих всплыли в голове аналогии с событиями 2016 года, когда произошла попытка военного переворота в стране. Тогда его удалось избежать. Попробуем разобраться, чего ожидать сейчас.

,Стоит начать с предыстории. В Турции произошел довольно громкий процесс увольнения ряда высокопоставленных сотрудников полиции Анкары. Их обвинили в связях со считающейся преступной организацией «Айхан Бора Каплан». Согласно данным газеты Hurriet, самый важный секретный свидетель организации – Сердар Серчелик (кодовое имя «М7») – сделал шокирующие заявления об отделе по борьбе с организованной преступностью полицейского управления Анкары.

Серчелик утверждал, что ему угрожали и заставили стать тайным свидетелем. Он также опубликовал аудиозаписи своего телефонного разговора с начальником полиции Шевкетом Демирджаном. Утверждая, что против него была предпринята попытка организовать заговор, Серчелик заявил, что полиция пыталась включить в дело имена многих людей, которые ранее занимали посты министров в Партии справедливости и развития, а также некоторых бюрократов, которые до сих пор находятся на действительной военной службе.

Серчелик также заявил, что группы по борьбе с организованной преступностью пытались организовать через него переворот с помощью операции, которую они назвали «Операция «Чистые руки».


После этих событий по указанию министра внутренних дел Турции Али Ерликая было начато расследование, а разбираться в обвинениях было поручено главным гражданским инспекторам. Уже 9 мая все трое подозреваемых, среди которых и заместитель начальника полиции Анкары, были отстранены от работы.

В их домах были проведены обыски и изъяты некоторые цифровые материалы. Само расследование проводится по нескольким статьям УК «Восстание против правительства Турецкой Республики».

На этом фоне довольно пугающе прозвучала новость о том, что президент Эрдоган собрал экстренное заседание с главами разведки и минюста. Кстати, именно соратник Эрдогана и лидер «Национального движения» Девлет Бахчели предупредил, что ситуация может быть связана с заговором против власти.

Бахчели отметил, что возможно повторение попытки государственного переворота, как в 2016 году: «Если мы подчинимся тем, кто планирует повторение попытки государственного переворота с участием 17-25 полицейских и судебных партнеров, мы будем свергнуты».

Некоторые турецкие издания вспомнили не только 2016 год, но еще и 2013. Тогда считающееся в Турции террористическим Движение Фетхуллаха Гюлена (FETÖ) использовало своих агентов в правоохранительных и судебных органах, чтобы свергнуть правительство путем сфабрикованных обвинений против правительственных чиновников в ходе расследования о взяточничестве.

Как заявил Ерликая, они будут уничтожать «заговоры и ловушки» против президента, правительства и политиков, которые выполняются с использованием «тактики FETÖ и сотрудничества с террористическими и преступными группировками»: «Мы раскроем сети, нацеленные на нашего президента, правительство и политиков, где бы они ни скрывались, и привлечем их к ответственности».

Однако заявления – одно, но так ли страшна ситуация на самом деле и есть ли предпосылки для реального госпереворота:

– Я считаю, что политическая атмосфера в Турции сейчас не предполагает подобного развития событий, – комментирует главный редактор «МК-Турция» Яшар Ниязбаев. – Из опыта, обычно перевороты происходили тогда, когда между двумя частями общества (оппозиция и провластные структуры) происходит серьезное недопонимание и самое важное – когда не было диалога между властями и обществом. Но сейчас нельзя сказать, что так происходит. Власти и сам Эрдоган подчеркивают, что нужно политическое смягчение, как он это назвал. Встретился даже с оппозиционным лидером, это очень положительно было воспринято всеми ветвями общества. Это говорит о том, что если и было в обществе какое-то серьезное напряжение, то оно благодаря этому снималось.

Эксперт подчеркивает, что мы, конечно, точно не знаем, что произошло и связано ли это со снятием высокопоставленных правоохранителей:

– Сегодняшняя речь Эрдогана, насколько я услышал и понял, никак не связана с этим. Единственное, что он сказал: он не позволит бюрократического главенства над обществом. Не было ничего такого, что намекало бы на то, что Турция смогла предотвратить попытку переворота. Об этом говорил только Бахчели. Поэтому у всех возникла мысль, что была предотвращена попытка переворота, но это не так.

Эксперт отмечает, что из этого даже в турецких СМИ ажиотаж не делается. Яшар Ниязбаев также обратил внимание, что в экстренном заседании участвовали только минюст и разведка, и странно, что не было представителей иных министерств.