Политическое противоборство

На модерации Отложенный

Политическое противоборство, особенно в рамках избирательной кампании, - это, прежде всего, соперничество историй. Успех политического лидера объясняется наличием у него внятной и убедительной истории, понятно и приемлемо для избирателей объясняющей его основные цели. Так, в США «каждый кандидат на участие в президентской гонке 2008 фигурирует в качестве героя хотя бы одного нарратива, завязанного на одну из ключевых проблем нации: Мак-Кейн и сага о благородном воине, Эдвардс и борьба с бедностью, Ромни и права религиозных меньшинств, Джулиани и 11 сентября, Хиллари Клинтон и история американской женщины, Обама и повесть о двух расах». Именно профессионально разработанные «истории» - нарративы в конечном итоге влияют на принятие избирателями решения.


Е.И. Шейгал предлагает выделить три типа нарративов: личностный (нарратив политика), идеологический (нарратив-доктрина), событийный (нарратив политических событий и ситуаций).

Личностный нарратив. Этот тип нарратива выполняет презентационную функцию, играет важную роль в создании имиджа политика. А. Дуранти (A.Duranti) соотносит нарратив политика с дискурсивной стратегией построения нарратива причастности (narrative of belonging).

Последовательность жизненных событий политика должна быть представлена таким образом, чтобы продемонстрировать, что его жизненный опыт совпадает с опытом большинства аудитории, и это позволяет ему морально и эмоционально идентифицироваться со своими избирателями. Кроме того, в данном жанре для политика важно продемонстрировать непрерывность опыта, то есть обосновать свои политические решения, в том числе решение участвовать в избирательной кампании как естественное продолжение своего прошлого опыта.

Личностный нарратив может иметь проспективную и ретроспективную направленность. Проспективный нарратив представляет политика на этапе борьбы за завоевание политических высот. Нарратив в форме биографии (автобиографии) является устоявшимся жанром предвыборного дискурса. Ретроспективный нарратив создается на закате политической карьеры - это своего рода подведение итогов, осмысление того, какое место политик оставил в истории. Ретроспективный нарратив представляет ядро концепта политика как прецедентной личности.

Идеологический нарратив. Для политической партии нарратив - это, прежде всего, некая идея или комплекс идей, доктрина, лежащая в основе партийной идеологии. Можно сказать, что данный тип нарратива есть партийный манифест. Успешные политики - это, как правило, люди, которые умеют рассказывать истории: «Самый лучший способ для политика передать свою позицию, свои убеждения - это оформить их в виде истории. Маргарет Тэтчер считается выдающимся идеологом, однако на самом деле она была гением нарратива».



Событийный нарратив. Данный тип нарратива выступает как обоснование определенного политического курса, тех или иных политических акций, как объяснение сложившейся политической ситуации. Событийный нарратив нередко представляет собой определенную версию политической ситуации или события.

Интерпретация действительности всегда носит субъективный характер.


Нарратив имеет особую структуру. История должна быть тщательно спланирована и организована. Она должна быть захватывающей, то есть содержать в себе проблему, конфликт, действия, динамику и, самое важное, указание на пути решения проблемы и победы над силами зла.

Нарратив должен иметь положительного и отрицательного героев (протагонист и антагонист). Наличие противоборствующих сторон является неотъемлемой чертой политического дискурса. Общая ролевая структура коммуникативного акта (адресант - адресат) проецируется на архетипную семиотическую оппозицию «свой - чужой» и конкретизируется в вариантах: «друг (союзник, сторонник) - враг (оппонент, вредитель, предатель)». Данную оппозицию можно считать функциональной.

Развертывание нарратива представляет собой поединок двух конкурирующих версий (competing narratives). Стороны обвиняют друг друга во лжи и с большой долей сарказма представляют нарратив другой стороны. Причем главное требование при этом - персонализация. Наиболее успешными становятся нарративы с большой долей персонализации антагониста. Только такая история имеет шанс попасть в СМИ.

С точки зрения отношений между народом и властью наиболее явно вырисовывается противопоставление «угнетатель (обидчик, разбойник, грабитель, виновник плачевного положения дел) - угнетенный (обиженный, обездоленный, изгой)». Суть популистского нарратива можно обобщить как «историю о противостоянии слабых и сильных мира сего, историю несбывшихся надежд и праведного гнева».

Еще один аспект представляет «нарратив ненависти», в котором политологи видят движущую силу этнических конфликтов. По мнению С. Кауфмана (S.J.Kaufman), истоки межэтнической агрессии коренятся в «мифо-символических комплексах», которые представляют собой не что иное, как мифологизированные нарративы этнокультуры.

В них воплощается исторический опыт этноса, и, как следствие, восприятие определенных этнических групп сквозь призму отношений преследователя и жертвы. Подобного рода нарративы порождают эмоции враждебности, а агрессия, в свою очередь, является следствием этих эмоций.